Тревога — это волнение, которое возникает в результате повторяющихся мыслей о событии, которое может произойти. Другими словами, это проявление неуправляемого ума. А последствия его — усталость, растерянность и неспособность полноценно проживать каждое мгновение.

Волноваться и тревожиться не хочет никто. Но почему-то нам часто кажется, что отсутствие беспокойства свидетельствует о нашем безразличии. Или что таким образом мы отрицаем неудачи, которые могут постигнуть нас в будущем.

Чтобы перестать волноваться, нам стоит практиковать основной философский принцип: «Познай себя». И, прежде всего, мы должны понять свой разум — ту часть самих себя, о которой, надо признать, знаем совсем немного.

Когда человек получает новый инструмент, будь то смартфон или дрель, он для начала изучает этот инструмент: как его держать и, что важнее, как им управлять.

К сожалению, мы не прилагаем подобных усилий, чтобы научиться использовать свой разум. Мы лишь «включаем» его и позволяем ему действовать автоматически, думая, что нам не нужно прилагать никаких усилий, чтобы достичь хороших результатов.

И тогда наш мозг выдает случайный набор нот вместо прекрасной музыки, которую мог бы создать.

Многие древние цивилизации — те, которые направляли усилия не на развитие технологий, а на познание действительности и человека, — считали разум сложной сущностью с различными характеристиками, и положительными, и отрицательными.

В целом мы можем обозначить два аспекта ума: низший и высший. В эзотерическом буддизме, например, низший ум называют Кама-Манас (ум желаний), а высший — Манас (чистый разум).

Беспокойство — это инстинктивный механизм ума желаний, связанный с выживанием. Мы волнуемся за свои желания — то хотим, чтобы что-то произошло, то наоборот — чтобы не произошло. Тревога растет как снежный ком: подпитывая одну беспокойную мысль, мы помогаем размножению ей подобных, пока не останется других мыслей, кроме тревожных. Это настоящая тирания ума над телом и эмоциями.

Чтобы контролировать низший ум, необходимо задействовать высший разум, Манас, связанный с интеллектом. Само слово «интеллект» имеет общий корень с лат. electum «выбор». Иными словами, интеллект означает способность делать мудрый выбор. Когда интеллект развит, мы способны отличать мысли полезные, плодотворные для нас самих и для других, от эгоистических, разрушительных, бесполезных, которые продиктованы исключительно нашими желаниями.

Интеллект помогает нам руководствоваться древними учениями стоиков, в частности Эпиктета, который советовал различать, что зависит от нас, а что — нет. Полезно упражняться в этом: рассматривать обстоятельства, которые нас беспокоят, и пытаться понять, можем ли мы изменить или повлиять на них. Если можем, тогда нам следует быть чрезвычайно активными и делать все, что в наших силах, чтобы достичь хорошего результата. Действие часто может быть лучшим лекарством от беспокойства.

Если же мы не можем ничего изменить, то не стоит и волноваться, потому что это никак нам не поможет.

Когда беспокойство все же овладело нами, полезно сменить обстановку, поделать что-то другое, чтобы отвлечь встревоженный ум, — лучше что-то хорошее и здоровое. Пусть это будет прогулка в парке, разговор с другом на отвлеченную тему, интересное чтение, музыка — что угодно, чтобы дать уму отдохнуть.

Так, возможно, нам удастся возвысить свое сознание и увидеть всё другими глазами.

Перевод Елены Белега

Оригинал статьи здесь.

You have no rights to post comments