Встреча международного руководителя «Нового Акрополя» Делии Стейнберг Гусман со слушателями Классической философской школы «Новый Акрополь»
Москва, 16 мая 2002 г. Фрагменты

Человек чувствует себя беззащитным перед лицом насилия, царящего в современном мире. Терроризм, преступления и т. д. — как нам реагировать на все это? И как в таких условиях сохранить человеческое достоинство?
Д.С.Г. Я не совсем согласна с тем, что в современном нам мире царят только терроризм и преступления, потому что среди тех, кто здесь сегодня собрался, я не вижу ни террористов, ни преступников. А мы же с вами часть этого мира! И поэтому я хочу от всей души поблагодарить вас за возможность быть в этой части мира, с людьми, живущими в этой части мира. И для меня большой подарок — быть сегодня здесь.
Мне кажется, что искать философию, искать мудрость — это лучший способ реагировать на такие проявления. Когда вокруг нас царит насилие — искать гармонию, которую дает мудрость. И то, чего мы никогда не должны делать, чтобы не терять своего человеческого достоинства, — это уподобляться тем, кто его теряет. Есть одна очень простая и даже естественная человеческая реакция: когда нам делают что-то во вред, мы, как правило, хотим отплатить тем же. Но, действуя таким способом, мы теряем свое достоинство. Если нас бьют и мы бьем в ответ, если у нас крадут и мы крадем в ответ — мы теряем свое достоинство. Но если мы начнем искать причины происходящего, причины зла, тогда сможем реагировать и мудро, и с достоинством.



Хотелось бы услышать от Вас о добродетелях, которых так не хватает в современном мире: о доброте, любви, сострадании. Что значит быть добрым и сострадательным? Что значит уметь любить?

Д.С.Г. Сегодня существует такой стереотип: если о ком-то говорят, что он добрый, то это должно означать, что он вялый и слабый. Но быть добрым — это значит, как объяснял сам Платон, применять в жизни доброту, красоту, справедливость и истину. Это нелегко, это не для слабых.
Что значит быть сострадательным? Это не значит только испытывать чувство жалости к другим. Наоборот, сострадание — это способность понять, что чувствуют другие. Мы не должны всегда быть в состоянии разделить чувства других, но, по крайней мере, понимать их обязательно должны. И такое сострадание — основа того, что мы называем уважением других. А уметь любить — значит любить то, что мы должны любить. А что мы должны любить? То же самое — доброе, истинное, красивое и справедливое. И если есть люди, которые в себе объединяют красоту, доброту, истинное и справедливое, — будем их любить. А тех, кто не объединяет в себе доброе, красивое и справедливое, мы тоже должны любить, но в первую очередь должны сделать усилие, чтобы понимать их. В каждом из нас есть что-то доброе, что-то красивое, что-то справедливое и истинное. Мы не боги, но можем стать героями.

Вы часто говорите о маленьком, «повседневном» герое внутри каждого из нас. Что это такое, как он проявляется и как пробуждается?

Д.С.Г. Маленький повседневный герой — это тот, кто считает, что каждый день с ним случается что-то интересное. Это тот, кто думает: «Да, у меня будут трудности, но я их преодолею».
Очень интересен корень самого слова «герой», «героизм». Оно происходит от греческого «эрос», что означает «любовь». Почему любовь? Потому что герой — это плод любви, возникшей между божеством и человеком. Об этом говорит Платон в «Кратиле». И герой пробуждается благодаря любви — любви к другим и любви к самому себе, которая не имеет ничего общего с эгоизмом. А проявляется герой тогда, когда он проживает свою жизнь так, словно она — сцена в театре, заполненная действиями. Герой никогда не бывает статичным. Он всегда в действии. Потому что в нем есть две половины — божественная и человеческая. И цель его действий — пробудить свою божественную часть.

Как отличить маленький героизм от повседневного сражения с проблемами и трудностями?

Д.С.Г. Существует принципиальная разница между тем и другим. Когда мы, как обычно, просто боремся с проблемами и трудностями, наша борьба практически никогда не находит решения или находит его случайно, а героизм всегда находит решения и выходы. Когда мы просто, как обычно боремся с трудностями, мы похожи на котенка, который постоянно пытается что-то поймать, но ловит только пустоту. Тратишь огромнейшую энергию, а решений и выходов не находишь. А герой, в отличие от простого «бойца», решения и выходы находит. Это для него принципиально важно.

В своем Новогоднем слове вы цитировали слова Хорхе Анхеля Ливраги: «Когда времена тяжелые, сильные продолжают идти». Что для нас означает быть сильным?

Д.С.Г. Каждый из нас сильный настолько, насколько сильно то, что он несет в себе. В современном нам мире огромное значение придается материальному плану. Но о нашем материальном имуществе нельзя сказать, что мы им действительно обладаем, потому что сегодня оно у нас есть, а завтра мы можем все потерять. Сила человеческого существа — в его достоинствах. И каждый из нас сильный настолько, насколько сильны достоинства, которые он проявляет. Каждый из нас сильный настолько, насколько сильны те вещи, которые он знает и в которых убежден. Вот что значит быть сильным.

Кто такой идеалист и каковы его основные качества? Важно ли быть идеалистом в современном мире? С какими трудностями сталкивается идеалист и как их преодолеть?

Д.С.Г. Я очень благодарна Платону за то, что он научил меня всегда искать сокровенный смысл слов. После того как столько раз произносишь: «Идеал — идеалист, идеал — идеалист», начинаешь себя спрашивать: а что это на самом деле значит? Как переводится слово «идея» с греческого? Это значит «видеть», но не физическими глазами, а глазами души. Что такое идеал? Идеал — это идея, которую можно ясно увидеть. А идеалист — это человек, который живет тем, что видит глазами души.
Основная наша проблема в том, что сегодня мы видим вещи поверхностно, видим только их формы, маски. А героическое действие состоит в том, чтобы научиться видеть глубину, суть вещей, людей, явлений. Существует и много других трудностей, но когда мы можем их ясно видеть, они становятся не такими уж большими.

Идеалист и ученик — это одно и то же? Чтобы быть учеником, достаточно ли быть просто идеалистом или нужно еще что-то?

Д.С.Г. Эти два понятия очень похожи друг на друга, но они не равнозначны. Оба — и идеалист, и ученик — обладают способностью ясно видеть идею. Идеалист пытается жить идеей, но не очень хорошо знает, как это делать. И поэтому он страдает, испытывает очень много разочарований и часто бросает свой идеализм. Ученик — это тот же самый идеалист, но он живет своим идеалом постоянно. И не сгибается, не сдается ни перед трудностями, ни перед неудачами и провалами. Ученик продолжает идти. В наше время быть учеником — значит быть героем.

Что значит мечтать о великом, жить великой мечтой в наше время? Что такое великая мечта для обычного человека?

Д.С.Г. Что такое великое? Это все то, что позволяет нам преодолеть наши ограничения. Все, что на любом уровне находится за пределами наших ограничений, является великим. А мечтать о великом — значит мечтать о том, чтобы сломать ограничения, которые у нас есть на данный момент. Сначала эту мечту надо в себе пробудить. И когда она пробуждается, мы начинаем жить великими вещами. А чтобы жить великими вещами, необходимо каждый день ломать одно маленькое ограничение, каждый день что-то преодолевать. Маленький пример. Каждый раз, когда язык поворачивается, чтобы сказать: «Я не могу этого сделать», говорить себе: «Да, могу!»

You have no rights to post comments