Исаак Ньютон и яблоки

Исаак Ньютон и яблоки

О пользе яблок

Рассказывают, что Исаак Ньютон открыл закон всемирного тяготения, когда ему на голову упало яблоко. История умалчивает о том, как все было на самом деле, но зато падающее с дерева яблоко теперь устойчиво ассоциируется с вышеупомянутым законом и является своего рода символом умения мыслить нестандартно, творчески. С тех пор яблоки продолжают падать в огромном количестве, но Ньютонов и новых открытий от этого не становится больше. В чем же дело?

 Можно, конечно, сказать, что Ньютон был гением, и именно в этом залог фантастической успешности наблюдения за полетом яблока. Дескать, нам, смертным это недоступно, – и на этом можно закончить разговор. Лишь, может быть, добавить, что таким же гением был Архимед, творчески купавшийся в своей ванной, Менделеев, умевший правильно смотреть нужные сны и открывший благодаря этому периодический закон, Тесла, в воображении создававший сложнейшие механизмы, – и многие другие. Да, безусловно, они были гениями. Но ведь мы тоже хотим стать такими! И, положа руку на сердце, нам интересны не столько их открытия и изобретения, сколько метод, которым они были получены. Что ж, об этом методе стоит поговорить, ведь, несмотря на свою глубину и серьезность, по своей сути он достаточно прост и состоит из трех основных этапов:

- задавать вопросы

- уметь выделять главное, суть

- уметь воплощать, применять открытый принцип в жизни

Задавать вопросы

Оттолкнемся от уже знакомого примера с яблоками и Ньютоном. Сегодня многие из нас безвылазно живут в городах, но все же, надеюсь, большинство имело счастье бывать в настоящем саду и видеть, как растут яблоки. И как они падают. Но… ничего великого ведь при этом не происходило, правда?

Да, конечно, вопрос не в яблоке и его сорте, вопрос в другом. Вопрос в том, что мы не задаем вопросов. Следуя неумолимому закону природы, яблоки дисциплинированно продолжают падать, но это мало кому из нас интересно – это не удивляет. Многие вещи мы знаем или считаем, что знаем. Ко многим просто привыкли, и они нам уже не интересны.

А помните, с каким азартом семилетние дети задают свой любимый вопрос «почему»? Почему идет дождь? Почему ночь темная? Почему кошка спит? Почему облака не падают на землю? Почему роза пахнет? Почему дядя сердитый? Почему шнурок развязался? Почему летом жарко? Почему мороженое тает? Мы иногда отмахиваемся, но все же стараемся отвечать: ведь дети познают мир, а эти вопросы – ключ к познанию.

В книге «Бегство от удивлений» Глеб Анфилов пишел об Альберте Эйнштейне:

Альберт Эйнщтейн

Альберт Эйнщтейн в·возрасте·14·лет

В возрасте пяти или шести лет Альберт Эйнштейн испытал чудо, которое запомнилось ему на всю жизнь. Это чудо подарил ему его отец. Это был компас.

Маленький Эйнштейн рассматривал, как пляшет намагниченная стрелка. И размышлял. И не мог разгадать загадку: почему стрелка все время направлена на север? «То, что стрелка вела себя так определенно, — писал Эйнштейн в старости, — никак не подходило к тому роду явлений, которые могли найти место в моем неосознанном мире понятий (действие через прикосновение). Я помню еще и сейчас — или мне кажется, что я помню, — что этот случай произвел на меня глубокое и длительное впечатление».

Так пришло первое удивление. Эйнштейн вспоминал о нем как о начале сознательного взгляда на мир.

В зрелые годы удивлений стало много. Эйнштейн черпал их в привычном и внешне ничуть не странном. Он часто говорил об этом. И огорчался, что «человек так не реагирует на то, что видит с малых лет. Ему не кажется удивительным падение тел, ветер и дождь, он не удивляется Луне и тому, что она не падает...»

Думаю, вы уже поняли основную мысль: процесс познания не должен заканчиваться в детстве, следовательно, мы тоже не должны прекращать удивляться и задавать вопросы. Способность удивляться – одно из основных качеств творческого человека. Она проистекает из неугасающего интереса к окружающему миру. Самоуверенность, убежденность в том, что ты что-то понимаешь, – главный и самый опасный враг этой способности.

Удивление тренируется. Начнем прямо сейчас – с «детских вопросов». Неужели это может не быть интересным?!

- Почему меняются времена года и наступает весна?

- Почему чаинки в стакане чая при размешивании собираются в центре?

- Из чего состоит дуб? Он вырос из желудя, но где он взял «строительный материал»?

- Существует ли в природе вечное движение?

- Почему лебедь красивый?

- Снег белый. А какого цвета снежинка?

Если какой-то из этих вопросов не оставил вас равнодушным, пусть даже вы не знаете еще ответа, – это прекрасно! Это и есть первое проявление врожденной способности удивляться. Не губите ее, пожалуйста. Сделайте своей привычкой потребность иногда остановиться, осмотреться и задать очень важный «детский» вопрос: «А почему?..»

Выделять главное, суть

Ну а мы пока пойдем дальше. Было бы наивным предположить, что акт творческого мышления, начинающийся с вопроса «почему?», этим вопросом и заканчивается. Вопрос лишь порождает интерес к предмету, заставляет более пристально наблюдать, но наблюдение – еще не залог открытия.

В нашем с вами «яблочном» примере наблюдение за падением яблок может навеять множество мыслей и ассоциаций:

- о том, что пришла осень

- о перспективе приготовить яблочное варенье

- о прекрасном сочетании красного и зеленого

- …

Ценность этих мыслей и ассоциаций для нас разная. Более того, все эти мысли и ассоциации имеют право на существование и могут дать толчок творческому переосмыслению. Но «высшим пилотажем» в подобном наблюдении будет способность уловить некий главный закон, главную суть. Что-то самое важное.

Помните, как в фильме «Тот самый Мюнхгаузен» главный герой добивается этой сути от своей возлюбленной?

 

Тот самый Мюнхаузен
Кадр из фильма "Тот·самый·Мюнхгаузен"

— Ну скажи что-нибудь на прощанье!
— Что сказать?
— Подумай. Всегда найдётся что-то важное для такой минуты.
— Я… я буду ждать тебя!
— Не то!
— Я… я очень люблю тебя!
— Не то!
— Я буду верна тебе!
— Не надо!
— Они положили сырой порох, Карл! Они хотят тебе помешать!
— Вот!

Что такое «суть», очень сложно однозначно и понятно объяснить, но при этом каждый из нас знает, что она есть. Это те слова, которые звучат при признании в любви, это та тайна, что манит нас в ночном небе, это те самые-самые воспоминания, которые остаются у нас после ухода близких. Это основная идея, которой посвящается художественное произведение. Это закон, лежащий в основе физических или иных феноменов. Но… все дело в том, что феноменов много, а суть у них одна, и уловить ее бывает непросто.

Но непросто не означает невозможно. Навык выделения главного мы с вами многократно применяли, когда отвечали друзьям на вопрос «О чем эта книга?» или «О чем этот фильм?». Можно пуститься в пересказ сюжета, а можно вкратце сформулировать основную идею. Последнее как раз и будет тем самым выделением сути.

Эта способность тоже тренируется. Один из самых действенных способов – ведение дневника. Ведь каждый прожитый день – это не только событийный ряд, но и маленький этап большой жизни со своим смыслом, со своими открытиями. Подвести итог дня, сформулировать основные открытия и выводы – отличный способ практиковаться в выделении главного, в оттачивании этой способности.

То же самое касается прочтенных произведений, просмотренных фильмов, посещенных выставок. Пока впечатления живы и ярки, попробуйте сформулировать для себя основные идеи, открытия, выводы. Всегда кажется, что достаточно это сделать в уме, – ведь все настолько очевидно! Но не покупайтесь на эту уловку ума. В уме – недостаточно. Нужно написать, положить на бумагу. Или в компьютер. Именно в этот момент мы начинаем реально формулировать свои мысли и выделять главное.

Применять в жизни

Есть еще один важный элемент, без которого не будет настоящего творчества. Это умение связывать понятое со своей жизнью или с жизнью вообще. По-настоящему творческий человек – это не наблюдатель, а участник жизни. Его открытия становятся не только темами диссертаций, но и реально меняют жизнь, поскольку неразрывно с ней связаны.

Позволю себе привести один пример. В свое время принц Гаутама, воспитывавшийся в отцовском дворце в достатке и беззаботности, неожиданно для себя оказался за пределами дворца в самой гуще городской повседневности. Встречи со стариком, с больным, с умершим человеком и с аскетом производят на него столь сильное впечатление, что он кардинально меняет свою жизнь, уходит из дворца и становится отшельником. Так начинается его путь к состоянию Будды. Многие из нас встречали на своем пути старых людей, видели страдающих больных – но далеко не каждого подобные встречи подвигали на столь серьезные переосмысления.

Если приведенный выше пример покажется слишком пафосным, то давайте просто вспомним, сколько важных открытий в своей жизни мы сделали «теоретически», сколько раз планировали начать новую жизнь «с понедельника» и сколько пришедших в таинственный миг вдохновения строк никогда не были записаны. Это все звенья одной цепи, вещи одного порядка.

закон яблока

Это не просто яблоко, это·целый закон

Настоящее творчество, как ни странно, очень практично. Оно подразумевает умение не только уловить идею, но и воплотить ее. Упавшее на голову Ньютону яблоко не имело бы шансов попасть в историю и в эту статью, если бы не было трансформировано в формулу закона всемирного тяготения. Любая идея нуждается в «опускании в материю», в применении в жизни. В своей статье «Невозможные мечты» Хорхе Анхель Ливрага пишет:

Я знаю, что приятно говорить о «творческих способностях» и что они считаются одной из высших добродетелей идеалистов. Однако всякий, кому действительно приходилось создавать что-либо, прекрасно знает: ничто, от поэмы до империи, не может быть «создано» в нынешнем значении этого слова, когда оно стало синонимом «изобретения». «Создаваемое» приходит к нам, и если мы не воплощаем его, не питаем своей энергией, то оно возвращается туда же, где находилось прежде, в загадочный мир Мечты. Поэма, например, если это настоящая поэма, может расцвести в душе в самый неожиданный момент; и если в эти мгновения ей не придать значения из-за абсурдности времени ее появления, она исчезнет, покинет нас так же, как и пришла. И то, что удастся ухватить впоследствии, воссоздать рассудком, опирающимся на воспоминание об этом «импульсе», будет лишь печальным отблеском того, что открылось нам вначале.

Именно поэтому многие выдающиеся люди так ценили миг осознания, момент опускания идеи и стремились не упустить его, записывая мысли, формулы и строфы на салфетках, спичечных коробках и манжетах.

Эту способность тоже можно тренировать, задавая себе простой вопрос: «Как я могу это (мысль, идею, осознание…) применить в жизни?» Отвечая на него, не забывайте фиксировать свои мысли. И, само собой, их воплощать.

К первой части

К предыдущей части

You have no rights to post comments