Клеши — одно из фундаментальных понятий в буддийской теории сознания, означающее те основные склонности, пристрастия и предрасположенности, характеризующие эго человека, которые заставляют совершать неблаговидные поступки, говорить грубо и лживо, испытывать зависть, ненависть, думать только о себе. Главными, базовыми аффектами, приводящими в движение Колесо сансары, являются неведение, привязанность и гнев.

Неслучайно именно они отображены в центре композиции соответствующего изображения. Неведение — неумение видеть все таким, какое оно есть, — первопричина всех несчастливых состояний. Оно дает о себе знать как тупость, глупость, а самое тонкое ее проявление — игнорирование, неспособность увидеть в вещах и явлениях их полезный, позитивный потенциал. Как следствие возникает запутанность — неразборчивость в благом и дурном, удачном и неудачном, полезном и вредном. Базовое неведение порождает привязанность — зависимость от того немногого, что человек сочтет для себя полезным или приятным, и безразличие и отвращение ко всему остальному. Такое восприятие мира провоцирует, в свою очередь, гнев, ведь всегда находится что-то нежелательное и отсутствует что-либо желаемое. Неведение, привязанность и гнев — своеобразный мотор, движущая сила обусловленного ими существования. Они погружают людей в транс обыденности, подобный сну. Поэтому преодоление неведения, зависимости, гнева и полное раскрытие природы Будды: позитивных качеств интуитивной мудрости и щедрого активного сочувствия, бесстрашия и радости, когда все становится наполненным глубоким смыслом, — переживается как счастье, постоянное и безграничное, в буддизме именуемое Пробуждением от сна неведения, или Просветлением.

Три клеши
Три клеши

 

Три клеши
Три клеши

You have no rights to post comments