Этот вопрос часто можно услышать от тех, кто впервые знакомится с этим явлением. Побывавшие на конференции считают, что это научное общество, участвовавшие в нашей экологической акции — что это нечто «типа Гринписа», танцевавшие на наших балах — что это студии творчества. А услышав слова «классическая философская школа» и вовсе запутываются. Естественно, непонятное может рождать самые разные слухи и домыслы.
Дадим слово людям, которые больше других и точнее других могут рассказать о «Новом Акрополе». Потому что сами его создавали. Зададим им — виртуально — те вопросы, которые нам чаще всего задают. Ответы — реальные.
Итак, наши собеседники:
Хорхе Анхель Ливрага (1930–1991), основатель и первый руководитель «Нового Акрополя»,
Делия Стейнберг Гусман — нынешний международный руководитель «Нового Акрополя»,
Елена Сикирич — основатель и руководитель российского «Нового Акрополя».


В чем заключается задача «Нового Акрополя» и какие средства, по Вашему мнению, наиболее подходят для ее осуществления в наше время?

• Д.С.Г.: Многие уже знакомы с нашими тремя основными принципами, поэтому я расскажу в общих чертах о действии «Нового Акрополя» как организма и международной ассоциации. Коротко повторю эти принципы. Первый принцип — объединение всех людей, невзирая на различия в возрасте, поле, социальном положении. Второй принцип — сравнительное изучение искусства, науки, философии и религии. Третий принцип — исследование, способствующее пробуждению и развитию скрытых потенциалов человека, и изучение законов Природы, о которых нам тоже мало что известно.
В этих трех принципах заключены основные направления акропольской идеи. Задача «Нового Акрополя» —  осуществить на практике единение людей, о котором мы говорили; единение, к которому можно прийти через познание самих себя и более глубокое понимание Природы. Кроме того, у нас есть возможность познакомиться со всем тем, что нам оставили великие люди истории в области науки, искусства, религии и философии. Говоря о великих людях, я имею в виду все цивилизации, не ограничиваясь только Западом или только Востоком. Прежде всего, было бы интересно найти то общее, что связывает Восток и Запад.
Как лучше осуществить эту задачу? Через создание классической философской школы, что мы и делаем на практике. Я не говорю о «школе классической философии», потому что тогда в ней изучалось бы только то, что относится к античности. Речь идет о школе классического типа или стиля, что предполагает широкую область изучения. Это и есть те средства, которые мы применяем на практике.
Эта философская школа имеет два направления деятельности. Первое — культурно-гуманистическое, которое при этом позволяет людям познакомиться с нами. Второе — собственно философское, дающее возможность обучения каждому, кто стремится к более глубокому пониманию философии.

«Новый Акрополь» — международная школа. Когда она была создана и кем?

 • Е.С.: Школа существует более чем в сорока странах мира. Она была основана в 1957 году профессором Хорхе Анхелем Ливрагой, итальянцем по национальности. Он был доктором философских наук и истории искусств, обладателем многих почетных наград и званий в области искусства, науки и литературы. Им и его ближайшими сотрудниками была проделана огромная, кропотливая научно-исследовательская работа, в результате которой была создана программа обучения в Школе... Профессор Ливрага был очень эрудированным человеком, большим знатоком истории мировой культуры, психологии, искусства, науки, религий и — человеческой природы. В нем сочетались качества ученого, поэта, мистика, философа, художника, писателя... Он постоянно удивлял нас проявлениями все новых и очень тонких струн своей души. Личность действительно из разряда необыкновенных и многогранных... Я очень счастлива, что могу назвать его своим Учителем, и каждый раз говорю о нем с искренней благодарностью... Кстати, в первом номере нашего журнала мы подробно писали об этом человеке. После его смерти Президентом международной Школы стала его ближайшая ученица Делия Стейнберг Гусман, талантливейшая пианистка, профессор истории музыки.

Получается, что авторами программы обучения «Нового Акрополя» были профессор Ливрага и профессор Гусман?

• Е.С.: Нет, они ничего не придумали сами и никогда не претендовали на такое лестное звание. Основу работы Школы, ее программы составляет духовное наследие человечества, та мудрость, те учения, которые передавались из поколения в поколение через философские традиции различных школ древности, через великих мыслителей прошлого и настоящего, таких, как Пифагор, Платон, Марк Аврелий, Джордано Бруно, Елена Петровна Блаватская, Карл Густав Юнг и многих других...

Вы говорили, что «Новый Акрополь» — это не только лекции. Музыка, театр, прикладное искусство, научно-исследовательские группы, экология, благотворительность и прочее — похвально, что у вас существует так много кружков. Какие кружки люди выбирают чаще всего?

• Е.С.: Строго говоря, это не кружки в обычном понимании этого слова, а вторая, дополнительная, практическая сторона обучения в Школе. Ведь в человеке кроются огромнейшие внутренние богатства и творческие потенциалы. Тянешься к прекрасному — и пытается проявиться художник в тебе. Влечет тебя мудрость — проявляется философ. Стремишься постичь загадочную человеческую природу — проявляется психолог. Мечтаешь познать законы и модели бытия — проявляется ученый... Вот так, по мере своих сил и возможностей, мы и пытались создать условия для целостного развития творческих способностей человека. И мы стараемся, чтобы в рамках своей ученической жизни в Школе человек попробовал пройти через все, почувствовать все... В мастерских прикладного искусства он пытается научиться одухотворять материю, делать живые вещи; через музыку, театр и танец пробует проявить заложенные в нем гармонию, эстетический вкус, чувство прекрасного; в научно-исследовательской работе ищет универсальные «ключи», законы, модели; в экологии пытается проникнуть в душу живой природы, постичь эту удивительную видимую и скрытую жизнь растений, животных, минералов, приобщается к основам не только «физической», но и «духовной» экологии; через благотворительную работу учится понимать душу другого человека, его проблемы, переживания, страдания... Суть не только в том, чтобы сам человек развивался целостно, а в том, чтобы он знал, что вокруг него есть конкретные живые существа, которые в нем нуждаются и которым он хоть в чем-нибудь может быть полезен.

Если вернуться к программе обучения — она очень обширна и продолжительна по времени. Ученики в вашей Школе занимаются годами... Не кажется ли Вам, что во всем этом существует опасность «распылиться», говорить обо всем понемногу, но ни о чем — по существу?

• Е.С.: В этом была бы доля правды, если бы целью нашего обучения была лишь передача простой сухой информации. Тогда действительно всей жизни бы не хватило, чтобы переворошить и пересказать кучу материалов, книг, мнений, взглядов, да еще и сравнивая их между собой... Но я задаю вопрос: нужно ли это на самом деле? Кому принесет пользу то, что его голова будет напичкана информацией разного рода, которую он сможет в любой момент повторить как попугай — пусть даже он станет мировой энциклопедией познаний, — если все это не находит отклика в душе, если душа его остается равнодушной, мертвой? Поэтому мы стараемся выбирать такую информацию, которая могла бы стать импульсом к пробуждению души, к внутренним изменениям, к новым поискам... Мы стараемся давать не столько знания, сколько ключи, ведущие к ним, применимые в любых жизненных ситуациях, в самых разных областях. Поэтому для нас важно не количество информации, которая дается человеку, а то, как человек использует эту информацию, применяет ее в жизни. Нужно, чтобы она помогала ему выстраивать собственные критерии и мировоззрение, чтобы на основании одного найденного ключа он мог сам искать и открывать дальше... Я работаю преподавателем в «Акрополе» более двадцати лет, но каждый раз, читая лекцию или проводя занятие, я открываю для себя что-то новое. Это и есть суть любого духовного поиска. Мало просто искать — нужно жить тем, что уже нашел...

Кто становится учениками вашей Школы? Это какой-то «особый контингент»?

• Е.С.: Да нет, что вы... К нам на занятия ходят около полутора тысяч человек самых разных возрастов и самых разных профессий... Самым молоденьким нашим слушателям 13–14 лет, а самым старшим — за 80. У нас есть и профессора университета, и домохозяйки... В Школе существует также детская студия. Дети занимаются по той же самой программе, адаптированной к их возрасту, внутреннему миру, специфическим проблемам и состояниям души.

Вы говорите, что в основе деятельности и программы «Нового Акрополя» лежит философия. Что это значит? Что Вы понимаете под философией?

• Х.А.Л.: Принято считать, что философия — греческое изобретение. Но слово «философия» означает «любовь к мудрости» или «стремление к мудрости», и я полагаю, что философия как стремление к мудрости родилась вместе с человечеством. Люди всегда искали истину, пытались познать суть вещей. И поэтому под философией я понимаю естественную склонность человека искать нечто основополагающее, те элементы, которые необходимы для его существования как мыслящего существа и как создания, которое является частью Вселенной.
Но такой поиск включает в себя и другие области человеческой деятельности, а не только то, что сегодня понимают под философией. Разве, к примеру, ученый или человек искусства не может быть философом?

• Х.А.Л.: Разумеется. Во времена античности под философией понималось любое стремление к мудрости, независимо от того, идет ли этот поиск по пути искусства, науки, политики или литературы.
Однако со времен Декарта произошло разделение различных направлений, которые все больше дифференцировались. Сегодня (к понятию «сегодня» я отношу не только нынешний год, но и все наше столетие) человек способствует дезинтеграции культуры. Современную культуру характеризует стремление к специализации, в результате чего люди разделились на врачей, поэтов, литераторов и т. д., которые, в сущности, все могут являться философами.

Сегодня философа представляют человеком, далеким от действительности. Каково Ваше представление о деятельности философа в окружающем его мире?

• Х.А.Л.: Не думаю, что философ должен изолировать себя от действительности; если он на самом деле ищет истину, первичную реальность, то он прежде всего должен взаимодействовать с окружающей его действительностью. И не думаю, что философ должен удаляться от мира, напротив, он несет ответственность перед историей и временем, в котором  живет.
К примеру, Платон для нас является классической фигурой, в каком-то смысле абстрактной. Но и Платон, и Аристотель, и Сенека, без сомнения, жили в своем времени. И хотя они были исключительными явлениями своей эпохи, все-таки они хорошо понимали ее. Думаю, современный философ также не должен полностью удаляться от мира, так как ему нужно попытаться понять и объяснить этот мир. Но не для того, чтобы оправдывать имеющееся положение, а чтобы его улучшить.
На мой взгляд, настоящее является звеном очень длинной цепи, идущей из прошлого в будущее... Философ должен пытаться держаться за цепь в целом, а не только за тот исторический момент, который дан ему судьбой. Однако, говоря так, я ни в коем случае не хочу сказать, что он должен пренебрегать временем, в котором живет. Я убежден в том, что философа касаются все человеческие проблемы, будь то проблемы духовные или материальные, экономические или социальные, политические или любые другие...

Вернемся к «Новому Акрополю». На какие средства он существует? Достаточно трудно в нашем мире поддерживать жизнь такой организации, как «Новый Акрополь».

• Х.А.Л.: «Новый Акрополь» не ориентирован на прибыль и опирается прежде всего на добровольную поддержку людей. Это значительно снижает расходы на его содержание. Наши затраты сводятся к минимуму и ограничиваются самым необходимым, как, например, аренда или покупка помещения, печатных материалов, пополнение библиотеки и т. д. Наши преподаватели работают безвозмездно, и все, кто сотрудничает с нами в этой работе, зарабатывают на жизнь в другом месте, чтобы не обременять «Новый Акрополь». Таким образом, расходы на содержание такой большой организации, как наша, меньше, чем может казаться извне.

Сегодня в мире существует множество самых разных направлений самосовершенствования. Не кажется ли Вам, что представления древних — Платона, Конфуция и других философов — устарели и не подходят для современного человека?

• Д.С.Г.: Сначала я хочу задать вам два вопроса. Первый: если в мире так много направлений, позволяющих самосовершенствоваться, то почему никто еще не достиг совершенства? Почему мы все еще страдаем, почему у нас много проблем и мы не можем их решить? Второй вопрос: откуда черпают свои идеи все эти современные направления? Из того же самого источника, из той же самой живой воды. И существует только одно большое различие: иногда из-за тщеславия многие из этих людей не хотят признать, что идеи, которые они провозглашают, на самом деле являются идеями Платона, Конфуция и многих древних философов! А настоящий философ не стыдится сказать этого. Современные течения всегда хотят выглядеть оригинальными. А философ не хочет выглядеть оригинальным, он хочет просто быть философом. Он не стремится иметь много идей, он хочет иметь одну хорошую идею. И если то, что говорит Платон, или Конфуций, или Сократ, или Сенека, по сути своей хорошо, полезно, зачем тогда забывать об этом, почему не пользоваться? И то, что они древние, это не страшно — в мире есть очень много древних вещей. Человеческие чувства такие же древние,  человеческая боль и страдания такие же древние, человеческая потребность познавать такая же древняя. И все эти «древние» философы говорят не о новых или старых вещах, а о вечных, актуальных человеческих вопросах. И если сравнить нас с древними — прошло 2–3 тысячи лет с тех пор, как они жили, но мы можем констатировать, что с тех пор мы с вами внутренне не очень-то изменились. И поэтому все то, что говорили философы древности, как они решали свои проблемы, актуально сейчас для нас, чтобы решить наши проблемы, которые остались такими же, как и тысячи лет тому назад.
Вот пример, который дает профессор Ливрага. Между римской колесницей и современной машиной есть разница. Она состоит в том, что сила тех лошадей, которые двигали колесницу, сейчас заключена в двигателе, но это та же самая сила. Но если есть разница между колесницей и машиной, то между человеком, который тогда правил колесницей, и человеком, который сейчас ведет машину, большой разницы нет. И у того, и у другого есть постоянные потребности, необходимости души. И поэтому мы всегда изучаем философов, которые могут дать ответы на эти постоянные, вечные потребности души.

Какие основополагающие ценности должны сохраняться и развиваться в обществе в условиях современного кризиса и перемен, происходящих в Европе и во всем мире?

• Д.С.Г.: Первое, о чем хотелось бы сказать, это то, что мы должны защищать и усиленно развивать общечеловеческие нравственные ценности, поскольку им уже давно никто не придает значения.
Сегодня наша жизнь основана на таких ценностях, как потребительство, утилитаризм и все, что из этого вытекает. Во главу угла поставлено преходящее, то, что подвержено изменениям и зависит от социального статуса, престижа и т. п. Мы забыли о тех ценностях, которые облагораживают человека, делают его сильнее, позволяют человеку БЫТЬ, независимо от наличия денег, от социального положения, считающегося столь важным в наше время, от того, насколько значимую роль в обществе играет человек с точки зрения других людей.
В эти нравственные ценности я включила бы все то, что древние называли добродетелями. Сегодня это понятие не в почете, но этимологически слово «virtus» (лат. «добродетель». — Ред.) связано с понятиями «зрелость» и «мужество». Именно добродетели, человеческие ценности дают возможность человеку встретиться с самим собой, выпрямиться и выстроить свою собственную вертикаль.

Ответы цитировались по материалам интервью:
Х.А. Ливрага. Возвращение к философии // Журнал «Новый Акрополь» № 5/2001.
Д.С. Гусман. Мужество возрождаться // Журнал «Новый Акрополь» № 4/2001.
Д.С. Гусман. «Мы смотрим в будущее с оптимизмом» //  Журнал «Новый Акрополь» № 5/2000.
Е. Сикирич. «Не все же рассуждать...» //  Журнал «Новый Акрополь» № 5/1999.

You have no rights to post comments