В 1991 году Делия Стейнберг стала президентом «Нового Акрополя». Это произошло после смерти его основателя профессора Хорхе Анхеля Ливраги Рицци, вместе с которым она работала и у которого училась более двадцати лет.

Сейчас она является почетным президентом Международной организации «Новый Акрополь».

Под руководством Делии Стейнберг «Новый Акрополь» появился на всех пяти континентах и сделал философию классического образца доступной для самых разных людей. Всё это время «Акрополь» развивался, осуществлял свои философские, культурные и добровольческие программы, применял новые подходы и в то же время углублял собственную идентичность, заложенную в его базовых принципах. Тысячи членов, друзей, соратников во всем мире доказывают, что «Новый Акрополь» предлагает действенные и полезные ответы на проблемы нашего времени, ведь в основе этих ответов — вневременная мудрость, которая давала человечеству свет в самые трудные времена.

Если бы надо было выделить только один аспект неустанной деятельности Делии Стейнберг во главе «Нового Акрополя», мы бы отметили ее работу как педагога и преподавателя: она расширила программу обучения школы философии и разработала курсы практической философии, заложив в них глубочайшие знания о жизни и эволюции человека.

Она автор многочисленных произведений о философском образе жизни, которые переведены на разные языки — французский, немецкий, русский, чешский, португальский, греческий...

Среди более тридцати ее работ — книги «Игры Майи», «Философия как образ жизни», «Герой повседневности».

В то же время, как концертирующая пианистка и преподаватель фортепиано, она возглавляет международный конкурс, носящий её имя, и предлагает поддержку многим молодым пианистам, делясь с ними мастерством и помогая советами, ведь для неё музыка — лучшая спутница души.

Мы попросили сеньору Делию рассказать нам об опыте, полученном ею за годы руководства Международной организацией «Новый Акрополь».

1. Жизнь рядом с профессором Хорхе Анхелем Ливрагой — какова она была?

За 25 лет рядом с профессором Ливрагой мне посчастливилось разделить с ним исключительные по своей человеческой ценности мгновения. И на его занятиях по философии, и в беседах с другими соучениками мы делились знаниями об искусстве, науке, истории и многом другом… Всё было ясно, просто, эффективно и обогащало нас. Каждый день был особенным, и я тогда получила такие уроки, теоретические и практические, которые дали мне ориентиры на всю жизнь.

Было очевидно, что сам он был прекрасно подготовлен своими учителями, ведь никто не может создать философскую школу такого масштаба, не получив образования, пронизанного гуманистическими идеалами. Мы знаем, что подготовка заняла у него несколько лет, и многие задания он получал и отправлял по почте. Он рассказывал, что иногда ему приходил конверт с его работой, тщательно разрезанной ножницами, без каких-либо пояснений; ошибку приходилось искать и исправлять самому, пока не найдется правильное решение, и только тогда поступали соответствующие объяснения.

Возможно, благодаря такому обучению он приобрел невероятное терпение и всегда был готов отвечать на наши вопросы. Он первый человек, от которого я иногда слышала фразу «я не знаю», и это вызывало во мне большое доверие. Только тщеславные люди уверены, что знают всё.

Его манера общения была дружеской и доверительной, хотя он умел сохранять необходимую дистанцию, чтобы не портить человеческие отношения, а, наоборот, наполнять их еще большим спокойствием и достоинством.

Я никогда не слышала от него неприятных слов, он всегда умел так указать нам на наши ошибки, как будто мы открыли их сами.

Мы ласково называли его ХАЛ, используя его инициалы. Это было одновременно и дружеское, и уважительное обращение.

Трудно найти человека со столь высоким моральным, философским и духовным уровнем, человека, который использовал бы настолько ясный язык и простые примеры, что понять их мог каждый.

К счастью, его труды и прекрасные образы, которыми он с нами делился, живы и в моей памяти, и в памяти многих других учеников.

 
2. Как бы Вы оценили свою работу во главе «Нового Акрополя» на протяжении почти тридцати лет?

Если стараться дать максимально объективную оценку, я бы сказала, что за эти годы словно прожила несколько жизней, накапливая опыт непрерывно и довольно интенсивно.

Когда я стала президентом ассоциации, «Акрополь» был сравнительно небольшим; в разных странах уже существовало несколько наших центров, но не так много, чтобы возникали какие-то трудности. Мы практически всё делали просто и незатейливо. Поскольку мы хорошо знали свои философские цели и программу обучения, было не так сложно, исходя из потребностей и возможностей, организовать работу.

Как говорится, то были иные времена, в них преобладали другие идеи, другие проблемы и способы их решения.

Но все быстро менялось. Происходили перемены в разных странах, в их образе жизни, в представлениях о будущем. Идея благополучия начала преобладать над идеей углубления сознания. Образование шло разными направлениями, менялись и личные устремления людей. Нужно было вписываться в этот новый этап.

Я познакомилась со многими людьми, странами, формами культуры, узнала разные языки, разные способы выразить чувства, понять и объяснить те или иные идеи. Я увидела, что у этой необычайно красочной мозаики одна основа, что во внутреннем мире каждого есть нечто общее: смысл жизни (который включает в себя разум, любовь и волю к жизни), жажду мудрости и желание становиться лучше.

В целом, думаю, итоги хорошие. Мы делали всё, что могли; иногда ошибались, что естественно, но благодаря вере во врожденные способности человека мы справлялись со многими новыми нюансами, о которых прежде даже и не подозревали. И справлялись уверенно и радостно.

3. Что было самым сложным?

Ускорение времени. Двадцатый век — возможно, самый «короткий» из веков, как говорил один известный историк, — заставил нас поверить, что все будет развиваться поступательно, без резких скачков. Но вышло иначе.

Внезапно мы обнаружили, что во всех сферах мир движется с невиданной скоростью и в немыслимых направлениях, часто к лучшему, иногда к худшему. И нужно было учитывать все эти движения, не имея возможности реагировать на них достаточно быстро.

Появлялось все больше разных понятий и идей, многие из которых за считанные месяцы «выходили из моды», и не всегда было просто соединять всё это многообразие с присущей философии стабильностью. Возможно, сложнее всего было найти такие модели деятельности, в которых сочетались бы переменчивые интересы общества и постоянство вневременной философии, обращенной, по сути, ко всему человечеству в целом.

4. Вы были в «Новом Акрополе» с самого начала. Сильно ли он изменился? И что именно изменилось?

Да, я здесь почти с самого начала, достаточно долго, чтобы оценить изменения, которые заметны не сразу, а на некотором расстоянии.

Конечно, «Акрополь» изменился, особенно внешне, как и все живые существа. 30-летний взрослый не похож на того ребенка, каким он был в пять лет. Внешние изменения стали результатом роста самого «Акрополя» и его адаптации к потребностям времени. Ведь когда человек взрослеет, меняется его одежда, язык, манера общения, способы и инструменты решения проблем. И изменения будут продолжаться.

Главное — сохранять неизменной суть. 30-летний взрослый знает, что это именно ему было пять лет, хотя он и изменился. Модели одежды очень разные, но тело, которое их носит, одно и то же, разве что оно может располнеть или похудеть. Зрелость, основанная на осознании самого себя, принципиально важна для идентичности.

Философские идеи, из которых родился «Новый Акрополь» и которые опираются на тысячелетние идеи многих великих мыслителей, всё те же. Мнения и формы существования постоянно меняются.

Как сказано в «Маленьком принце» Сент-Экзюпери, самого главного глазами не увидишь. Но именно оно — самое главное, именно оно является опорой для того, что можно увидеть глазами.

 
5. В наше время царят растерянность и замешательство…

Сегодня очень трудно найти устойчивые ценности, опирающиеся на смысл жизни, а это значит, что мы в значительной мере лишаемся будущего. Нами правит неуверенность в сегодняшнем и завтрашнем дне, и это сильно сказывается на молодых поколениях, которые лишены поддержки и надежды.

Общеизвестно, что растет число психологических расстройств, человек все чаще бежит от действительности, доходя даже до самоубийства. И перспективы рисуются не самые радужные, если только не произойдет существенных изменений; правда, и они не принесут мгновенных результатов. Но начинать надо как можно скорее.

Мы должны обратиться к вневременным средствам, которые приносили плоды в самые темные периоды истории. Даже в самом близком и известном из периодов средневековья мы видим, что искусство во всех своих проявлениях объединяло избранные души и создавало узы любви, которые привели к возрождению.

6. Все люди хотят познать Любовь, они уже любят или еще только ищут ее.

В основе философии лежит любовь, именно от нее происходит слово «философия»: это «любовь к мудрости», а тот, кто ищет мудрость, учится любить всё и всех.

Можно утверждать, что любви ищет большинство людей, но лишь немногие избранные обладают ею. И даже те, у кого она есть, продолжают стремиться к еще более совершенной любви.

Сегодня любовь, как правило, сводят к сексу, забывая о том, что у человека много других способов выразить себя, таких как чувства, разум и духовность. Такое обеднение понятия любви делает любые союзы слабыми и недолговечными. Нам всем нужна любовь, и мы ищем её, особенно ту, которую можем разделить, несмотря на все трудности. Если поиск бесплоден или направлен не туда, людям приходится довольствоваться временными суррогатами, и из-за этого неуверенность только растет.

Любовь — это сила, под действием которой мы стремимся всё делать хорошо; в этом смысле она связана с этикой и моралью: она побуждает нас поступать в жизни должным образом. Так она ведет нас к миру, спокойствию, цельности и благополучию как в собственной душе, так и в отношениях с другими.

«На самом деле мы не знаем, что такое любовь. Мы знаем только любовь, основанную на привязанности и обладании. ...Истинная природа любви — внутренний свет, который раскрывает красоту, спрятанную в вещах» (Шри Рам).

Нас интересует Любовь в самом широком смысле, обращенная ко всей Природе и, конечно же, к людям. В «Новом Акрополе» мы говорим не о сексуальной ориентации человека; нам важно, чтобы каждый мог ощутить любовь как «свет, который раскрывает нематериальную красоту, спрятанную во всех вещах».

7. Какую роль играет в жизни красота?

Благодаря искусству мы встречаемся с красотой в ее самом возвышенном понимании, приближаемся к гармонии, к внешнему и внутреннему равновесию. Во времена неопределенности, подобные нашим, часто возникает смешение смыслов, люди ищут самого легкого, захватывающего, привлекающего внимание порой даже уродливостью. «Культ безобразного» привел к тому, что мы принимаем за искусство любое творение, даже если оно противоречит элементарным критериям красоты; и требуется немалое мужество, чтобы сказать: «Мне это не нравится».

У «культа безобразного» много сторонников, считающих, что так они обличают и высмеивают общество, несправедливое или закоснелое в своих представлениях. Но подобная критика неконструктивна: мало показать безобразное, нужно найти подлинно прекрасное.

Этот культ ориентируется на характеристики, описанные Ницше:

«152. Искусство безобразной души. Искусству ставят слишком тесные границы, если требуют, чтобы в нем имела право высказываться только упорядоченная, нравственно уравновешенная душа. Как в пластических искусствах, так и в музыке и поэзии существует искусство безобразной души наряду с искусством прекрасной души; и самые могущественные действия искусства — умение потрясать души, заставлять камни двигаться и превращать зверей в людей — быть может, лучше всего удавались именно этому роду искусства».[1]

Очевидно, что это не тот путь, который поможет улучшить мир. Отсутствие эстетики, иногда вместе с отсутствием морали, не предлагает никакого возвышающего, достойного образца, даже когда стремится нанести удар по слишком консервативному восприятию.

Нам нужно вносить в жизнь позитивные элементы, очищающие сознание человека, который сталкивается с такими бедствиями, какие сегодня переживаем мы.

Эстетика вместе с красотой и искусством (а это само по себе гармоничное целое!) развивает более тонкую чувствительность, а значит, утонченные чувства и свободные от предубеждений мысли.

Мы стремимся к возвышению достоинства человека благодаря его мыслям, чувствам и соответствующим поступкам, возникающим из красоты, равновесия и гармонии. Мы особенно ценим внутреннюю красоту, которую трудно описать. Она излучает изящество, симпатию, разумность, элегантность и обаяние, которые, возможно, и не видны физическими глазами, но делают людей очень привлекательными.

Конечно, восприятие красоты — это субъективный опыт, который разнится от культуры к культуре и от человека к человеку. Но некоторые творения мы вполне можем назвать общечеловеческими и бессмертными, потому что они выходят за рамки индивидуальных и культурных различий.

 
8. В «Новом Акрополе» существуют разные уровни знаний и связанной с ними практики. Можете ли Вы чуть подробнее описать эти уровни?

Свои уровни есть в любой организации: в университетах, в общеобразовательных школах, в фирмах и компаниях.

Философскому поиску невозможно ни научить, ни научиться за один день. Уровни связаны с тем, за какое время и в каких формах лучше всего усваивать знания. Официально зарегистрированная программа обучения в Школе философии «Нового Акрополя» состоит из семи уровней с соответствующими предметами, которые становятся доступны последовательно.

В некоторых предметах, чтобы лучше усвоить теорию, нужны практические упражнения; как правило, это простые упражнения по психологии, на развитие памяти, на размышление, воображение, риторику, а также другие, связанные с нашей добровольческой деятельностью.

 
Школа философии — почему и зачем?

Мы рассматриваем философию как образ жизни, а не как набор теоретических знаний, которые не применимы в повседневных жизненных ситуациях — конфликтных или нет. А значит, важно осознавать практический аспект философии.

Почему и зачем? Потому что ни в одной из обычных школ, институтов или других учебных заведений не дают наставлений, применимых в жизни. Одним словом, никто не учит нас жить — наслаждаться жизнью или решать постоянно возникающие проблемы. Мы ничего не узнаём ни о подлинном братстве, ни о сосуществовании; нам не хватает вежливости и хороших манер, чтобы правильно пользоваться свободой.

Вводный курс

Программа начинается с курса, который мы называем вводным, — это первый уровень обучения. Для записавшихся на курс это своего рода испытательный период. В течение нескольких месяцев примерно по два-три часа в неделю в общих чертах излагаются темы, которые будут более подробно рассмотрены на следующих уровнях. Курс позволяет провести двустороннее испытание: те, кто начали заниматься, могут решить, интересно ли им продолжать, а ведущие могут оценить, насколько человек понял преподаваемые предметы.

По окончании вводного курса человек получает диплом и возможность продолжать обучение на последующих курсах. Это свободный выбор человека, как на этом уровне, так и на всех других.

 
Существует также Школа «Живых сил»

Этот уровень — для тех, кто после нескольких лет обучения и применения знаний решает еще глубже работать над своими внутренними качествами и активнее участвовать в деятельности «Нового Акрополя». Обучение в этой школе — тоже свободный выбор человека. Оно начинается с подготовительного теоретического и практического курса, и те, кто проявит достаточно способностей для этого уровня, могут в эту школу поступить. Речь идет о том, чтобы придавать жизни больше смысла, больше силы и ощущать себя более живым.

Заботой «Живых сил» являются, прежде всего, основные потребности Школы философии: они проводят культурные мероприятия, доносят информацию о них до всех заинтересованных, проводят самые разные добровольческие акции и программы, приглашая тех, кто может наиболее эффективно действовать в той или иной сфере.

Возможности для женщин и мужчин здесь одинаковы, и человек может свободно покинуть группы «Живых сил», если примет такое решение.

Участие в этих группах актуально для тех, кто стремится сформироваться как человек, и здесь добавляются элементы, которые не всегда есть на предыдущих уровнях обучения, хотя отличаются они, в основном, практикой применения.

Школа ученичества

С древнейших времен во всех культурах и цивилизациях эту систему применяли для правильной передачи тех учений, которые помогают людям идти по жизненному пути. До нас дошли выдающиеся примеры учеников, которые усердно следовали урокам Сократа, Платона, Аристотеля, и это лишь некоторые из хорошо известных философов. Но всегда существовали мудрецы, которые собирали вокруг себя учеников и полностью посвящали себя им, а ученик следовал своей потребности искренне и серьезно учиться.

Этот уровень обучения не связан ни с какими религиозными или политическими идеями прошлого или настоящего, на нем нет никаких расовых, гендерных, национальных или социальных различий, как и указано в уставе «Нового Акрополя», где говорится об общечеловеческом братстве.

Школа ученичества включает те же учения, которые содержатся в основной программе обучения, но делается больший упор на развитие моральных, философских и духовных ценностей.

Однако она открывает человеку одно из величайших благ, хотя и приобретать его, и жить им очень непросто: узы между учителем и учеником. Это свободные и естественные узы передачи, это любовь в самом чистом смысле слова, ведь ей не мешают личные мотивы или частные обстоятельства.

Следует пояснить, кого мы считаем учителями.

Прежде всего, мы опираемся на тех великих людей, которые выделяются в любой цивилизации и о которых сохранились достаточно точные исторические упоминания как в традиции, так и в письменных источниках. Мы считаем их великими за тот вклад, который они внесли, заботясь не только об интеллектуальном развитии, но и об эволюции внутреннего мира человека.

Исходя из этой модели, учителя — или маленькие учителя, — которые преподают в «Новом Акрополе», — это те, кто накопил больше проверенного временем опыта и кто успешно работает со своими учениками.

Есть учителя в искусстве, дирижеры, профессионалы высокого класса, а есть учителя философии, соответствующие тем же критериям в своей сфере.

Ученик — это тот, кто стремится к чему-то большему, чем просто знания или дипломы; он искренне стремится стать лучше как личность во всех своих гранях, расширяя свое сознание и развивая чуткость к нуждам человечества.

Когда он объединяется с учителем, возникает связь, крепнущая по мере того, как ученик впитывает наставления, которые он, в свою очередь, сможет в будущем передавать другим.

9. Доступны ли эти уровни всем членам организации?

Как и в других учебных заведениях, каждый уровень и предмет предусматривает переходные экзамены. Сдав их, любой член ассоциации может постепенно и на добровольной основе переходить на следующие уровни, согласно программе обучения. Эти уровни не являются тайной, их достигают шаг за шагом и в соответствии с заслугами человека.

Вся программа обучения должным образом зарегистрирована.

Деятельность членов ассоциации регулируется уставом, который тоже зарегистрирован в соответствии с требованиями закона.

Кроме того, к уставу прилагается этический кодекс, который применяется в особых случаях, когда происходят серьезные нарушения принципов и целей «Нового Акрополя», и тогда человек может потерять статус члена организации и, следовательно, доступ к занятиям.

Помимо устава и этического кодекса есть разного рода организационные правила. Они облегчают сосуществование и согласие между всеми участниками «Нового Акрополя», которые на добровольной основе занимают должности, влияющие на работу всей организации. Эти правила ежегодно пересматриваются и, если нужно, корректируются.

10. Руководители в «Новом Акрополе» — кто они?

Как следует из названия, это те члены ассоциации, которые, имея многолетний опыт самоформирования и организационной и педагогической работы, готовы занимать ответственные должности в той или иной области. Их ответственности не оплачиваются, а выполняются на добровольных началах и пересматриваются на ежегодных собраниях. Здесь важнее дух служения окружающим, чем бюрократический аспект. Эти люди никому не навязывают свою волю; они, скорее, помогают и учат, поддерживают и, насколько нужно, сотрудничают.

 
11. Опираясь на опыт пройденных лет, каким Вы представляете себе «Акрополь» в будущем?

Сложно сказать что-то определенное о далекой перспективе, хотя главные цели, связанные с эволюцией человека, — уже сами по себе далекие.

Но можно говорить о перспективе на короткий и средний срок.

В ближайшем будущем нам придется задуматься о том, чтобы адаптироваться к требованиям времени, а оно, очевидно, ускоряется. Пару лет назад у нас появился новый Международный Президент, и стали заметны преимущества смены поколений, у каждого из которых свои подходы и свой образ действий. Я должна отметить, что между новым Президентом и мной существует глубокая ученическая связь, которая укреплялась многие годы. Подобная ученическая связь была у меня самой с профессором Хорхе Анхелем Ливрагой, основателем «Нового Акрополя», и, как мы уже отмечали, у него, в свою очередь, были свои учителя, которые вели его по пути философии классического образца, то есть практической философии.

В средней перспективе — а она зависит от ближайшей — необходимо расширять международную деятельность, охватывать как можно больше людей с философскими и духовными устремлениями, которые опираются на возобновленные моральные ценности.

В мире не хватает ценностей, многие люди чувствуют себя одинокими, непонятыми, они не уверены в будущем. Мы должны показать этим людям новые пути внешнего и внутреннего развития. Это потребует от нас больше усилий в работе над собой, в собственной организованности: нужно повышать профессионализм наших руководителей, расширять спектр наших курсов и программ обучения, больше присутствовать в средствах массовой информации, более четко излагать наши идеи и расширять сферу нашей деятельности.

Я в высшей степени предана этим устремлениям, как ближайшим, так и среднесрочным, и полностью доверяю тем, кто отвечает за осуществление наших принципов и целей.

[1] Ф. Ницше «Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов», отдел 4, «Из души художников и писателей». Перевод С. Л. Франка. — Прим. перев.

You have no rights to post comments