Закон Кармы многое объясняет, удовлетворяя нас и с моральной, и с научной точки зрения. Альтернативой ему является, насколько можно судить, принцип случайности, несправедливости и хаоса. Но Карма не всё объясняет удовлетворительно. Принц Сиддхардтха, тот, кто потом стал Буддой, знал всё о законе Кармы (который был общепринятым и хорошо известным учением в Индии), задолго до того, как Он преуспел в своих поисках истины о горе и страдании. Однако не был удовлетворён тем знанием, которое мог бы получить от других, и пошел дальше навстречу открытию, сделанному Им самим, о тайне страдания, его причине и исцелении. Он открыл эту причину в принципе «эго», что является ядром нашего ограниченного проявленного существования. Мы должны проникнуть в это ядро или, точнее говоря, растворить его, чтобы достичь истинного понимания.

Можем ли мы избежать последствий Кармы, созданной нашими предыдущими деяниями? Мой ответ следующий: такое желание избежать проблем и сложностей — это слабость, которая увеличивает и продлевает Карму. Желание избежать последствий своих поступков — это влияние заблуждения, которое нас поработило. Карма, какой бы плохой она ни казалась, тем не менее, всегда благотворна, ибо она исправляет. Это неумолимый Закон, которого никто не может избежать. Он существует во всей Природе. В то же самое время, когда действуем мы, Природа воздействует на нас сообразно нашим поступкам, хотя последствия этих действий могут быть заторможены природой материальной среды, где происходит процесс, а также амортизатором времени. Но вместе с тем она даёт нам свободу создавать, и мы постоянно создаем новые силы, посредством которых старые силы в какой-то степени нейтрализуются или отклоняются и видоизменяются. Действие Кармы — это всегда компенсация, восстановление нарушенного равновесия.

Каждое действие, как и каждая мысль, имеет «отдачу», направленную на активное сознание, изменяя его природу, то есть обуславливая его. Существует и реакция из внешнего мира — «ответный удар» от объекта к субъекту — который стремится «обнулить» это изменение, но не может затронуть субъект, если это не изменение извне, а только шаг к раскрытию внутренней неуязвимой Сущности. Поэтому нам не нужно избегать этих «ответных ударов», исправляющего эффекта, который возникает, когда их принимают разумно, ибо тогда остаётся незатронутой чистая форма нашей Сущности, её исконная Индивидуальность. Действие ударов направлено только на то, чтобы освободить эту Сущность от оболочки видоизменений, в которую она заключена, — оболочки, что не деформирует саму Сущность, а лишь препятствует её проявлению.

Каждое действие порождает последствия. Они расходятся, подобно кругам на воде. Но рано или поздно они отразятся и вернутся к источнику.

Мы считаем причину и следствие разделёнными из-за фактора времени, но нам говорят, что время иллюзорно. Если я ударю себя по лицу, то сразу же почувствую воздействие. Между ударом и ощущением от него нет временного промежутка. Карма, хотя и включает в себя фактор времени, действует с такими же результатами. Карма действует так, словно индивид — это единственный центр вселенной, откуда он излучает различные силы, которые, встречаясь с каким-то уровнем сопротивления во вселенной, рикошетом возвращаются к нему. Некоторые из них возвращаются позже в силу обстоятельств, некоторые смешиваются с другими силами, нейтрализующими или как-то меняющими их направление, но, в конце концов, все они так или иначе достигают его.

Карма — это закон, который отражает единство Духа во множественности материи, единство Сущности, что одна во вселенной, но способна воссоздавать Себя посредством каждого пребывающего центра в среде материальной матрицы. Я использую слово «воссоздавать», чтобы обратить внимание на непрерывное созидание из предшествующего состояния, последовательность импульсов процесса созидания в каждом из этих центров. Сознание, имеющее центр везде, а окружность нигде, которое, как говорят, относится к очень высокому духовному плану, имеет свои аналоги в бесчисленном множестве центров, которые только кажутся обособленными, но на более тонком уровне едины,. А в состоянии обособленности — индивидуальности — оно действует на всю вселенную, и само подвержено её действию таким образом, что подтверждает истину единства и единственности.

Поскольку человек является создателем своей Кармы, а не просто её творением, вполне понятно, что должны существовать некоторые части его опыта, которым ещё предстоит обрести чёткость и форму, и он может определять это сообразно своим способностям. Одни события оказываются неизменными, другие — попадают в категорию вероятных. Всё не может быть заранее предрешено. Когда мы думаем о Плане Бога, как о чем-то непреложном, мы вверяем себя предопределённости, а она показывает только одну сторону происходящего. Можно сказать, что определённые, уже созданные силы постепенно приводят к определённым событиям, которых нельзя избежать. Поскольку мы не в состоянии увидеть все силы, действующие во вселенной, то не можем с абсолютной уверенностью ответить на вопросы, касающиеся будущего. Мудр тот, кто планируя выполнять все свои обязанности, живёт в состоянии полной беззаботности по отношению к будущему. Тогда он беззаботен как птица, при этом не будучи безответственным, и может вновь обрести приключенческий дух жизни. Не быть отягощённым прошлым, из которого вырастает забота о завтрашнем дне — это путь к тому, чтобы почувствовать пульсацию настоящего. Из всех забот есть одна, от которой мы можем охотнее всего освободиться, если хватит духа. Это забота о том, что может произойти с нами при переходе от смертной формы физического существования к тому, что лежит за его пределами, — переходе, которое человечество в большинстве своём ошибочно считает величайшим несчастьем и горестной причиной страха.

Глава из книги «Интересы человека»

Перевод: Татьяна и Павел Игнатовы. Редакция: Леонид Мебель.

You have no rights to post comments