С точки зрения истины (а именно такова Теософия), смерть совершенно отлична от того, какой её обычно представляют себе люди той или иной веры. Страх смерти — самая распространённая вещь в мире, и Смерть изображается как Король Ужасов. В Индии обычаи и ритуалы, проводимые во время похорон, производят устрашающее впечатление на умы скорбящих почти варварской пышностью, а в западных странах ужас, с которым относятся к смерти, задрапирован безмолвием густой черноты траура. Однако с точки зрения вечного человека, смерть — это периодически повторяющееся событие на пути к его прогрессу, и как говорит нам Бхагавад Гита, «зачем горевать о неизбежном?»

 

Погребальный ритуал Сати в Индии

Событие это не наносит вреда, и есть основания полагать, что обычно оно также и безболезненное. В большинстве случаев это изменение должно несомненно привести к лучшему. Покидая сей бренный мир, мы должны испытывать облегчение, а не тяжесть. Для нас физический мир — это воистину внешний круг темноты. Процесс вдыхания — а именно такова смерть в её последовательных фазах — является процессом приближения к центру, из которого мы пришли. Повсюду в Природе существует это чередование дня и ночи, Манвантары и Пралайи, рождения и смерти, расширения и сжатия, ограниченности и трансцендентности, возрастания и убывания, это качание вечного маятника. Всё проявленное существует благодаря такой дуальности, ритму колебания от одного полюса качества или состояния к другому. Если смотреть таким образом, то существует закон постоянного умирания и рождения, всегда и везде, и в его действии нет ничего странного и ужасного.

С практической точки зрения смерть для всеведущих Владык Кармы должна означать не более чем движение пешки и, вероятно, не рассматривается ими как событие чрезвычайной важности. Она может быть даже наградой за хорошо выполненную работу, следствием решения о том, что человек добьется большего в другом месте, нежели здесь, будь срок его текущего воплощения продлён. Во многих случаях смерть вполне может быть регулируемым событием и в какой-то мере, возможно, находится под нашим контролем. Как бы то ни было, если мы делаем всё возможное в любых обстоятельствах, мы можем надеяться на лучшие возможности в следующий раз.

Смерть не разрывает узы между людьми, как не отменяет и взаимные обязательства. Это особенное событие в жизни, подобно рождению, влюблённости, распусканию бутона, появлению новой звезды, восходу и закату солнца. Смерть не разбивает золотую цепь любви или железные оковы ненависти, хотя физическая связь на какое-то время может быть нарушена. Несмотря на то, что Смерть всегда рядом с нами, словно трепеща своими крыльями, чтобы мы не забывали о её существовании, у неё нет власти над сущностью Жизни в человеке, его Духом, который бессмертен, ибо Божественен. Бессмертие является значимой идеей в религиозной традиции индуизма. Его достигли не только Боги, которые, выражаясь языком поэзии, вкусили нектар. Но считается, что это подвиг, который могут совершить смертные, обладающие безграничным мужеством и настойчивостью, необходимыми для достижения такой цели.

 

Обычно бессмертие рассматривают как освобождение от превратностей смертной физической жизни, хотя в некоторых легендах (изначальный смысл которых материализован экзотерическими толкователями) занимает важное место идея объективного физического бессмертия. Является ли это последнее состояние желанным, и возможно ли было бы выносить его — это вопрос к тем, кто воспринимает буквально такие истории из священных индийских преданий, как, например, о Маркандее и других, как говорят, победивших смерть. Это милосердие, что мы можем каждый раз (в каждом воплощении) начать жить, омывшись в освежающих водах Леты, в состоянии забывчивой невинности. Каждый раз мы отступаем внутрь себя, для того чтобы отправить себя во внешний мир с большей пользой. Грифельная доска вытирается начисто, чтобы мы могли нарисовать на ней более совершенную картину. Если бы нам пришлось писать на доске, которая уже заполнена множеством нестираемых символов, мы столкнулись бы с определённым риском запутаться ещё больше, пока не увязли бы окончательно в трясине горьких и приятных воспоминаний, угрызений совести и вновь пробуждающихся страстей. В лучшем случае, мы придём в смятение, но более вероятно, что это будет похоже на ночной кошмар.

Концепция бессмертия как состояния, принадлежащего лишь тому, что достойно бессмертия, кажется разумной. Основное качество (оно неопределимо), которое во всём, что создано человеком, даёт ему право быть увековеченным, это качество красоты, вдохновения, передающее нечто истинное тем, кто обучен воспринимать; это качество, которое вызывает удивление и обращается к более долговечному смыслу для человека, чем наслаждения чувственного опыта. Несомненно, Красота — это Истина, а Истина — это Красота, ибо они являются сторонами одной и той же Жизни.

Что такое Жизнь? Это тайна, но мы познаём её в проявлениях. Её можно рассматривать как существование и деятельность Я, стоящего за всем, которое едино, бесконечно, всемогуще, бессмертно, вне времени и пространства, вечно прекрасно и созидательно. Природа этого Я изображается как Свет, как Огонь, как Звук. Смерть сопутствует ему в каждой форме, за исключением его полноты. У процесса проявления должно быть ограничение и завершение. Существуют Правритти Марга и Нивритти Марга, пути выдвижения вперёд и возвращения назад, цикличная активность как последовательная попытка самоопределения рассматриваемой сущности или сознания, переход от несовершенства к относительному совершенству. Жизнь в мире — это жизнь в темнице. Жизнь в любой форме неизбежно должна превратиться в жизнь в темнице. Но дхарма на каждом этапе заключается в том, чтобы сделать жизнь на этом этапе столь совершенной и прекрасной, насколько это возможно.

Так, переходя с этапа на этап, мы растём в знаниях и способностях и, в конечном итоге, когда совершенная картина будет нарисована, каждая её часть и вся она целиком будет прекрасна. А вся растерянность, тяжкий труд, пробы и ошибки, страдания и усталость покажутся не только удивительно достойными столь славного свершения, но и, наверное, даже будут отличаться от того, какими мы видим их сейчас. Возможно, даже сейчас каким-то загадочным, невообразимым способом совершается процесс раскрытия тайного лика красоты, безупречной в своей Мудрости, Силе и Любви.

Глава из книги «Интересы человека»

Перевод: Евгений Андреев. Редакция: Леонид Мебель.

You have no rights to post comments