Однажды в магазине мне довелось наблюдать такую сцену: девушка пыталась подобрать себе платок, примеряя один за другим. Наконец ее подруга не выдержала: «Ну бери же скорее что-нибудь и пойдем!» Для того чтобы подобрать стоящую вещь, нам часто не хватает не только времени...
Есть вещи, которые сопровождают нас независимо от смены времен, эпох, стилей. О них то забывают, то вспоминают, но они никуда не уходят; по прошествии столетий и даже тысячелетий остается только то, что прошло испытание. Меняется время — меняется их форма, вид, даже название, а суть остается...
Убрус, плат, платок, косынка, шаль, шарф, палантин... Истоки возникновения платка таятся в глубокой древности.



Немного истории
Когда же появился первый платок? Похоже, сразу же после того, как вошла в употребление ткань.
Во все времена и в самых разных уголках мира женщины покрывали голову платком. С чем связан этот обычай? Удобно, красиво? Да, но традиции, как известно, не возникают на пустом месте, они формируются всем укладом жизни. Еще в Древней Греции замужние дамы скрывали волосы под головным убором. Чаще всего это был круглый платок из белой ткани с отверстием для лица, закрывавший голову и плечи. Девушки носили длинные косы или распущенные волосы, подхваченные вокруг головы обручем. В раннем Средневековье замужние женщины также покрывали волосы белыми платками, повязанными вокруг головы различными способами. В течение длительного периода на Руси складывалась традиция, согласно которой женщины должны были скрывать волосы, и даже при близких родственниках они не могли снимать головной убор. С открытыми волосами могли ходить лишь незамужние.   
     История традиционного костюма — это своего рода история космоса. Ни один элемент одежды не был случайным. И платок как завершение наряда символизировал целостность, осознание предназначения, являлся знаком женского достоинства.


Как выбрать платок?
Сегодня платки пользуются особой популярностью, и нет в этом ничего удивительного. Они украшают нас в течение всего года, в любых ситуациях; это маленький штрих, благодаря которому привычный костюм может стать праздничным, маленькое дополнение, которое поможет изменить образ, подчеркнуть индивидуальность, создать настроение.
Но подобрать платок — это целое искусство. Мы поделимся некоторыми секретами, которые могут помочь вам сделать выбор.


Первое — это цвет
Во многих традициях говорится о магии цвета. Символика цвета сознательно использовалась и в богослужении, и в геральдике, и в изобразительном искусстве. Язык цвета, подобно орнаменту, может содержать послание. Так, например, белый цвет в разных культурах был связан с внутренней чистотой, очищением; красный — с огнем, пламенем, отвагой, красотой, счастьем; оранжевый отождествлялся с солнцем, считалось, что он дает импульс в работе, энергию; желтый часто использовали для создания хорошего настроения; зеленый, с одной стороны, цвет молодости, жизни, роста, возрождения, с другой — цвет надежды, покоя, мира, его рекомендовали как для подъема жизненных сил, работы, так и для отдыха; голубой, цвет неба, символизирует верность, мудрость, истину, способствует сосредоточению; синий — бесконечность, тайна — дисциплинирует, успокаивает, охлаждает; фиолетовый связывался с магией, волшебством, говорили, что он заставляет задуматься, обратиться к истокам, несет в себе начало и конец; коричневый во многих традициях означал устойчивость, стабильность; черный символизировал глубину, тайну, скрытое, смерть и возрождение.


Найди свою гамму
Хорошо знать и применять символику цвета, но только этого недостаточно. Неправильно подобранные тона могут не только подчеркнуть внутреннюю несобранность, но и значительно повредить вашему облику, придавая лицу больше бледности или, наоборот, «сгущая» краски в глубокие тени.
Стилисты говорят о наличии пигментов в составе волос, кожи лица и цвете глаз, способных «принимать» или «отвергать» различные цвета и их оттенки, именно они определяют, «идет» или «не идет». Вот почему предметы гардероба рекомендуется  подбирать при хорошем дневном освещении. Еще пифагорейцы отождествляли цвет с музыкой, и для того, чтобы цвета платка стали нужной ноткой в вашем ансамбле, нужно будет потрудиться перед зеркалом, прикладывая лоскутки различных сочетаний. Яркие, бледные, контрастные — главное, чтобы вещь не воспринималась отдельно от вас, а наоборот, собирала образ в единое целое, не отвлекала внимание от ваших глаз, не придавала лицу неестественных оттенков. (Если у вас от природы здоровый румянец, не стоит усиливать его ярко-красными или бордовыми тонами; также нужно быть осторожным с теплыми пастельными тонами, если для вас характерна бледность).


О чем говорит орнамент
С какого времени начали украшать ткани? С тех пор, как они появились. Некоторые исследователи считают текстильный орнамент родоначальником других орнаментов — керамического, архитектурного и т. д.
В переводе с латинского ornamentum — «украшение». Однако было бы неверно, говоря об орнаментах, сводить все только к простому украшению. Рождение его тесно связано с наблюдением за окружающей природой. «Орнамент тем и хорош, что сохраняет следы своего происхождения, как разыгранный кусок природы, животный, растительный, степной, скифский, египетский — какой угодно, национальный или варварский, — он всегда говорящ, видящ, деятелен» (О. Мандельштам). Традиция говорит, что орнаментация представляет собой символ развития в пространстве и обозначает сменяющие друг друга ступени эволюции вселенной. Почти во всех древних культурах орнаменты включали в себя символы, несущие глубокий смысл. Так, волны моря превратились в ритмически повторяющиеся завитки, извилистые берега реки — в сложный меандр, кроны пальм — в стилизованные пальметы. Художникам древности удавалось чутко уловить ритмику природы и передавать ее в своем искусстве. В стройном рисунке были заключены таинства четырех стихий:
Огонь    —
Воздух    —
Вода    —
Земля    —
Зачастую рисунок орнамента сплетается в обширную символическую сеть, напоминающую о музыке и о стремлении к гармонии бесконечности. Для древних орнамент был не просто повторяющимся узором, а своего рода посланием, несущим знания о мире, и прекрасная форма рождалась как следствие открытий законов природы.


Узор — это состояние души
Крупный, мелкий, ажурный, тонкий, строгий, скромный, абстрактный... Хотим мы этого или нет, узор отражает внутреннюю суть, раскрывает натуру человека. Изобилие сегодняшнего текстильного рынка позволит отыскать что-то свое, по-настоящему родное. И, быть может, не случайно сегодня в моде старинные орнаменты, а также ткани, сотканные по старинным технологиям и имеющие антикварный вид: возможно, живые вещи решили сами напомнить о себе...

Смелее!
Еще один маленький секрет — искусно завязанный платок или шарф не только украсит повседневную одежду, но и подчеркнет элегантность вечернего туалета. Не бойтесь экспериментировать! Броши, платочные кольца, клипсы, заколки, бусы плюс ваша изобретательность создают неограниченные возможности...


***
Говорят, что в жизни нет ничего случайного — не бывает случайных встреч, случайных поворотов судьбы, случайных вещей... Были времена, когда гармония правила миром, когда не было неодушевленных предметов и каждый имел свое имя и предназначение. И даже такую, казалось бы, незначительную вещь, как платок, подбирали не случайно. Он был предназначен для того, чтобы через внешнюю красоту проявить красоту внутреннюю, он вдохновлял, отражал внутренний мир, создавал определенный настрой. И поэтому он мог быть и знаком узнавания, и семейной реликвией, и дорогим подарком, и талисманом.
А что же такое платок сегодня — просто украшение или состояние души?

 



Дополнительно:

Деревенская женщина была неразлучна с платком с самой колыбели. Младенца повязывали ситцевым. Подросла девочка — надевали сатиновый или штапельный поцветастее. Девица на посиделки просится — впору и кашемировый приготовить. А какое приданое без платков?
Свадьба... По традиции, невеста одаривает матушку нареченного и сестер его расшитыми полотенцами и платками, своими руками одевает их плечи в ласковые шелка. На голове невесты платок повязан по-девичьи: свернут обручем, завязан узлом на затылке, так что волосы оставлены открытыми. Стала женой — косы убирают под платок, да так, чтобы волосок не выглянул. Когда выходила из дому — сверху еще накидывала шаль. Почти у всех шали были заморские, с далеких ярмарок привезенные. В иных городах и деревнях их по-особому повязывали — каждую замужнюю женщину можно было отличить.

Цвет платка, как и косметика, подбирается не к имеющейся в гардеробе одежде, а к лицу.

You have no rights to post comments