В давние времена в мире все было не так, как должно быть, — говоря современным языком, мир находился в критическом состоянии и мог погибнуть. Потому что на небе светило не одно солнце, а три, а то и четыре — так говорят нанайские, орочинские, амурские и монгольские мифы. Или потому что солнце светило постоянно и было очень жарко, либо, наоборот, солнце похитили, и земля погрузилась во мрак и холод (эвенки). Или на небе жил лось, у которого было почему-то не четыре, а шесть ног (обские угры).
И во всех этих случаях появлялся стрелок, который возобновлял привычный порядок вещей — поражал из лука лишние солнца, убивал лося, укравшего или, напротив, олицетворявшего солнце.


Эти мифы — мифы о космической охоте — рассказывают о законах, которые поддерживают в природе смену циклов времени. Каждый раз, когда один цикл меняется на другой, миру угрожает опасность. Даже когда солнце каждую ночь опускается на дно мирового океана, его восход на рассвете следующего дня не само собой разумеющееся явление: это результат сражения определенных мифических существ.
В годовом цикле такой опасный период — зимнее солнцестояние. Начиная с осеннего равноденствия солнце постепенно теряет свои силы, с каждым днем света становится все меньше. И решающая битва происходит именно в дни зимнего солнцестояния. И если тьму не победить, она поглотит весь мир. Так, мифы угров и эвенков рассказывают, что лось похищает солнце в самое темное время года, в дни зимнего солнцестояния, а нагоняет его охотник в дни весеннего равноденствия, когда оживает вся природа, когда начинается новый год, новый цикл.
Кто же этот охотник, который восстанавливает в мире порядок? Кто поддерживает циклы времени, чтобы день сменялся ночью, чтобы времена года следовали друг за другом, как установлено?
В некоторых вариантах мифа эту миссию выполняет бог грома, громовержец, например Арома-Телле у лопарей, Фавтн у саамов. Но иногда в роли охотника выступает обитатель не верхнего мира, а подземного, например медведь Манги. Он гонится за лосем-солнцем с востока на запад, нагоняет и убивает его. Однако на следующий день лось чудесным образом возрождается, и космическая охота начинается вновь. Манги предстает как существо, несущее разрушение и тьму, но он также олицетворяет силы природы, которые «заставляют» крутиться колесо времени.
Иногда сам небесный лось захватывает солнце на свои рога и пытается унести его в подземный мир. И тогда появляется культурный герой, прародитель рода, который нагоняет и убивает лося, возвращая солнце миру людей.
Считается, что образ медведя Манги — самый древний, а герой-первопредок в качестве небесного стрелка появился позже всех. Но действительно ли образ охотника трансформировался? А может быть, все эти мифы существовали одновременно? Может быть, современные мифы — осколки более древнего единого повествования?
В любом случае с точки зрения мифологического мышления, целостного, не дуального, они дополняют друг друга, раскрывают главную идею постоянного возобновления, возрождения мира при смене дня, времен года и других, больших циклов времени, управляющих жизнью планеты.
И если посмотреть на эти мифы как на дополняющие друг друга или отражающие разные этапы мироздания, то получится, что в изначальные времена, на ранних ступенях развития мира гармонию в нем поддерживали только боги старшего поколения, или хтонические существа. На следующих этапах им стали помогать младшие боги во главе с богом-громовержцем. И наконец наступил момент, когда боги доверили эту миссию человеку — в поддержании мирового порядка стали участвовать силы всех трех миров: нижнего, верхнего и среднего, человеческого!
Это было настолько важным и значимым, что либо на зимнее солнцестояние, либо на весеннее равноденствие миф об охоте на лося разыгрывали в обрядах народы и Сибири, и Севера. И не только в удачной охоте было дело. Становясь героем мифа, человек учился у природы и обретал знание о том, как устроен мир, по каким законам он существует. И узнавал о своей роли — жить в согласии с этими законами, поддерживать и хранить порядок, установленный в природе.



Дополнительно:
В изначальные времена на небе светило не одно, а целых три солнца. Стояла такая испепеляющая жара, что камни плавились, а птицы, садившиеся на них, оставляли отпечатки лап. И тогда, чтобы помочь всем существам на земле, мифический стрелок поразил из своего лука два солнца. А его жена нанесла изображения на еще мягкие камни, и они затвердели. Так появились петроглифы.
Амурский миф

Когда великий бог грома Тьермес настигнет огромного лося Мяндаш-пырре и первой стрелой ударит, весь камень гор раздастся и выбросит огонь, все реки потекут назад, иссякнет дождь, иссякнут все озера, море оскудеет. Но солнце будет. Когда великий Тьермес стрелой вопьется в черный лоб меж золотых рогов, огонь охватит землю, горы закипят водой, на месте этих гор поднимутся другие горы. Сгорят они, как бородатый мох на старых елях. Сгорят полуночные земли, и лед вскипит.
Лопарский миф

You have no rights to post comments