Притча - это способ сказать то, что невозможно сказать. Притча - это палец, указывающий на луну. Забудьте о пальце и посмотрите на луну.

Из книги Ошо «Словарь просветления»

Притча - это одновременно и мудрость,  и путь к мудрости.

А.Княжицкий.

Наверное, редко встретишь человека, которого бы притчи не притягивали, не завораживали, не заставляли остановиться и задуматься.

Так уж мы устроены – нас притягивает загадочное, скрытое, тайное. Читая притчи, многих из нас охватывает прямо-таки спортивный азарт: «Ну-ка, ну-ка, ну-ка, а это о чем?»

 

Мы как-то внутренне затихаем, сосредотачиваемся, словно обращаемся в слух, пытаясь проникнуть куда-то туда, внутрь тайного сундучка, в который кто-то словно бы положил драгоценность, которую так хочется извлечь наружу и рассмотреть.

В отличие от басни, например, притча никогда не дает правильного решения, ее нужно разгадать самостоятельно, она должна быть сопережита и понята в результате усилий человека, читающего ее.

«Загадок много дивных на земле и, может быть, тебе одна по силам».

И невозможно загадку притчи разгадать «в лоб», редко когда получается понять смысл того или иного незамысловатого повествования сразу, «с налету», всегда требуется время для размышления, связывания этой, почти всегда – малореальной, истории со своей жизнью. «Это похоже на то, когда я…», - рождается сравнение, символический образ, который помогает увидеть суть притчи, ее сердце, осмыслить и, тем самым,  закрепить наш, уже пройденный, жизненный опыт. Притча учит, но учит активно, заставляя самостоятельно думать, и, оглядываясь на свою жизнь – извлекать уроки, учиться.

Что меня не перестает удивлять, так это то, что для каждого притча, словно живой учитель предложит СВОЙ урок.

Однажды, на одном из занятий мы разбирали все известную притчу, которая ходит в народе под названием «Притча про следы»:

«Как-то раз одному человеку приснился сон, будто идет он по песчаному берегу, а рядом с ним — Господь. И начал человек вспоминать события своей жизни. Вспоминал радостные — и замечал на песке две цепочки следов, своих и Господа. Припоминал несчастья — и видел лишь одну.

Опечалился тогда человек и стал спрашивать Господа:

— Не Ты ли говорил мне: если последую путем Твоим, Ты не оставишь меня? Почему же в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку? Почему Ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в Тебе?

Господь ответил:

— Я люблю тебя и никогда тебя не покидал. Просто в пору бед и испытаний Я нес тебя на руках».

«О чем она?» - задала я вопрос участникам семинара. Кто-то сразу же ответил: «О Боге, или даже нет, о взаимоотношениях Бога и человека, о божественном милосердии и человеческой «толстокожести». А один из участников вдруг запротестовал: « Какая-то неуниверсальная она… Я вообще в Бога не верю, так что она мне ни о чем не говорит…» И мы начали с ним размышлять. Вопросы сменялись ответами, ответы, новыми вопросами.

Отгадайте – чем закончилась эта история? Вы правы. Далеко не сразу, но он открыл для себя другой, близкий ему урок, который был преподан именно ему, предназначался именно для него. Какой? Попробуйте ответить сами, и, может быть, Вам откроется не только он или совсем не он, а, быть может,  какой-то третий смысл предстанет перед вашим внутренним взглядом. Я от души Вам желаю этого.

Может быть тогда вы поймете, почему мне иногда кажется, что притча – живая.

«Кто имеет уши слышать, да слышит! Кто имеет глаза видеть, да увидит!»

***

Ну и конечно – несколько уроков вашего персонального учителя:

 

Суфийская притча

Один ученик спросил своего наставника-суфия:

Учитель, что бы ты сказал, если бы узнал о моем падении?

- Вставай!

- А на следующий раз?

- Снова вставай!

- И сколько это может продолжаться – все падать и подниматься?

- Падай и поднимайся, покуда жив! Ведь те, кто упал и не поднялся, мертвы.

 

Притча о сне и яви

Однажды Чжуан Чжоу приснилось, что он бабочка, весело порхающая бабочка. Он наслаждался от души и не сознавал, что он Чжоу. Но вдруг проснулся, удивился, что он Чжоу, и не смог понять: снилось ли Чжоу, что он бабочка, или бабочке снится, что она Чжоу.

 

Притча о статуе

Жил на свете человек, всем сердцем преданный Будде. У него была деревянная статуя Будды, которой он молился и относился к ней как к святыне.

Однажды холодной зимней ночью он сильно замерз, почти окоченел. В доме не было ни щепки, чтобы развести огонь, и он неистово молился Будде. Будда явился и спросил:

— Почему ты не сожжешь мою статую?

Человек очень испугался: «Это, должно быть, дьявол искушает меня». И переспросил:

— Что ты сказал? Сжечь статую Будды? Никогда! Ни за что!

Будда рассмеялся и сказал:

— Если ты ищешь меня в статуе, ты упускаешь меня. Я в твоем сердце! Сожги статую!

 

Притча о силе желания

Один юноша ежедневно мучил мудреца вопросом: «Как достичь мудрости?» Тогда мудрецу пришлось отвести юношу к реке и окунуть в воду, невзирая на его отчаянное сопротивление. Наконец, позволив юноше освободиться и отдышаться, мудрец спросил его:

- Сын мой, чего ты желал больше всего там, под водой?

- Воздуха! Воздуха! Я хотел только воздуха!

- А не предпочёл ли бы ты вместо этого богатство, удовольствия, власть и любовь, сын мой?

- Нет, Господин, я хотел воздуха и думал лишь о воздухе!

- Запомни же, сын мой, если ты будешь стремиться к мудрости с такой же страстью, ты обязательно достигнешь её!

 

Дополнительно:

 «Церковнославянское слово «притча» состоит из двух частей «при» и «тча». Корень  слова «притча» - «тча» - «теча»  - «теку»  (бегу, поспешаю) - тот же самый, что и в слове «предтеча».  В греческой Библии притчи называются паремиями. Паремия («паре» - при, «мия» - путь) значит «при пути», «припутное», вроде верстого столба, то есть такое изречение, которое служит указателем, руководит человеком на  духовном пути, на пути жизни».

 

«Описанные в притчах часто вполне обыденные жизненные ситуации прозрачно намекают, что совершенствование путника Духа происходит в каждодневности и именно в каждодневности слагаются ступени великого Пути»

С.Махотина. «Притчи человечества»

 

«Один из дервишеских учителей …сказал, что эти истории похожи на персик. В них есть красота, питательные вещества и скрытые глубины – зернышко плода.

Человек может прийти в эмоциональное возбуждение от поверхностного смысла, посмеяться над шуткой или залюбоваться красотой. Но все это происходит так, будто персик только одолжили вам. По-настоящему мы можем постичь форму и цвет плода, его запах, форму и строение.

«Вы можете съесть персик и испытать еще одно наслаждение – постичь его глубину. Персик, давший вам пишу, становится частью вас самих. Вы можете выбросить косточку или разбить ее и обнаружить внутри очень вкусное зернышко. Это и есть скрытая глубина. Зерно обладает своим цветом, размером, формой, глубиной, вкусом, предназначением. Можно собирать скорлупу этих орешков и использовать ее как топливо. Даже если древесный уголь, который получится в результате этого, уже ни к чему не будет пригоден, все равно съедобная часть уже стала частью вас самих».

Идрис Шах «Sufis»

 

«Многие жалуются, что слова мудрецов -- всего лишь притчи, не применимые к будничной жизни, а она -- единственное, что у нас есть. Когда мудрец говорит: "Переступи черту," то он не имеет в виду, что нужно перейти на другую сторону, чего ещё можно было бы как-то достичь, веди этот путь к имеющему смысл результату, но он имеет в виду некую иносказательную Потустороннесть, что-то, чего мы не знаем, чего он и сам не может описать с большим приближением и что нам, таким образом, ни в чём не может помочь.

Все эти притчи, на самом деле, пытаются сказать, что Недоступное недоступно, а это мы знаем и так. Но то, над чем нам каждый день приходится трудиться, это совершенно иные вещи.

На это мудрец сказал: "Зачем вы упорствуете? Если б вы следовали притчам, то сами стали бы притчами и, вместе с тем, осовободились от вседневных забот."

Второй сказал: "Бьюсь об заклад, что и это притча."

Первый сказал: "Ты выиграл."

Второй сказал: "Но только лишь в притче."

Первый сказал: "Нет, в действительности; в притче ты проиграл."»

Франц Кафка «О притчах», 1922

Перевела Анна Глазова

 

«Кто-то может подумать: «Увы мне, я - связанная душа. Крепки путы мира. Не видать мне ни знания, ни посвящения», Но вот приходит учитель - и страх исчезает... Он откроет вам, кто вы есть на самом деле и какова ваша истинная природа».

Рамакришна

You have no rights to post comments