“...Наконец раздался высокий серебряный звон колокола, и дверь распахнулась, впуская детей в Рождество. Они остановились на пороге, застыв от удивления. Комната купалась в золотом свете сотен свечей. У стены, горделиво поднимаясь до потолка, стояла рождественская елка. Тонкие свечи мерцали на ней, будто зеленые ветви заманили все звезды зимы, чтобы осветить плоды лета, висевшие среди хвои: серебряные и золотые яблоки, бутоны засахаренного миндаля, марципановые цветы, позолоченные орехи и ягоды...”
Гофман “Щелкунчик”


Не правда ли, когда в доме появляется елка и запах хвои наполняет комнату, все вокруг как будто меняется: в душе вновь возникает детское ощущение тайны и ожидания чего-то необыкновенного, чудесного, всегда предшествующее этому празднику.
В предновогодние дни действительно происходит что-то особенное. Легенды рассказывают, что в это время, хотя на земле еще царят холод, лед и темнота, на небе происходит великая битва Солнца с силами тьмы и рождается первый луч нового Света. Во множестве культур в период зимнего солнцестояния отмечался праздник Нового года, нового рождения мира. Существовало много обрядов и обычаев, позволяющих людям прожить, прочувствовать этот великий принцип возрождения.

***
Обычай украшать дома вечнозелеными растениями уходит своими корнями глубоко в историю. Омела, плющ, остролист, ель, сосна и кипарис зеленели, когда все в природе пребывало в глубоком сне, и тем самым словно противостояли зимней “смерти”. Они служили символами вечного, неумирающего принципа жизни, символами всего священного, прекрасного, того, что не могут уничтожить никакие трудности и проблемы, того, что возрождается снова и снова. Этими растениями украшали дома, их дарили друг другу с пожеланиями счастья. В Риме во время Сатурналий люди дарили друг другу “стренэ” (strenae) - ветки зеленых растений и обязательно лавра, который символизировал бессмертие, достигающееся через сражения и победы.
Во Франции к Рождеству пекли специальный хлеб, который украшали остролистом или омелой. В Британии ходили по домам с ветками омелы, этот обычай сохранился до сих пор. Этот вечнозеленый куст плодоносит в середине зимы, невзирая на природные условия. А друиды накануне новогоднего праздника ритуально срезали омелу золотым ножом и украшали ею храмы. Дома в Британии украшали также остролистом (падубом), самшитом, плющом, лавром, розмарином. Ветви остролиста с ярко-красными ягодами, увитые зеленым плющом, прикрепляли вокруг окон, украшали такими веночками и гирляндами подсвечники, люстры и потолки. Правителем темной части года, по преданию, является Король-остролист. С ним связано много легенд, и до сих пор сохранился святочный обычай игр друг против друга юношей-“падубов” и девушек-“плющей”.
В Китае существовал обычай украшать вход в дом ветками ели, кипариса или сосны, перевязанными красными бумажными лентами (на юге Китая их часто заменял бамбук). Если во дворе дома росли живые ели, их соединяли между собой веревками с привязанными к ним “счастливыми” знаками и надписями. В Японии одной из ярких деталей убранства жилища была “сосна у входа” - кадомацу. Кадомацу делалась из сосны, бамбука и веревки, сплетенной из рисовой соломы, украшенной ветками папоротника и мандаринами. Каждая из деталей имела свою символику: бамбук почитался за стойкость - ведь его тонкие стволы не может сломить никакой ураган; сосна издавна считается символом долголетия и бессмертия - благодаря внутренней силе, которую невозможно уничтожить, ибо она является результатом долгих сражений и внутреннего преодоления.
Об этом обычае японский поэт Сайге сложил в XII веке танка:
У каждых ворот
Стоят молодые сосны.
Праздничный вид!
Во все дома без разбора
Сегодня пришла весна!
В Новый год зарождалось то, что должно было расцвести весной:
Голые сучья, кажущиеся зимой спящими,
Тайно работают, готовясь к своей Весне...
С этим представлением связан еще один красивый обычай: в Германии и Австрии перед Новым годом заранее срезали ветки вишни, яблони, груши или боярышника, приносили в дом и помещали в воду или мокрый песок, чтобы они распустились к Рождеству, как символ пробужденной жизненной силы.

***
Сегодня мы наряжаем елку яркими игрушками и гирляндами. Этот обычай очень древний. В прошлые века рождественские украшения связывались с понятием семени. Люди верили, что в эти дни на землю опускаются семена мечтаний, идей и прекрасных принципов - то есть тех подарков судьбы, открытий, которые предстоит прожить в следующем году. Дни зимнего солнцестояния были великим праздником, одна из сторон которого - таинство открытия дверей между Небом и землей. Это время считалось магическим: все сокровенное могло прийти в гости к человеку.
Сохранившиеся в Малороссии предания говорят, что в полночь накануне Рождества открываются небесные врата и пресветлый рай открывается людям: “в райских садах на деревьях распускаются цветы и наливаются золотые яблоки; из райских пределов Солнце рассылает на одетую пеленой землю свои щедрые дары, и хрустальный звон небес слышен на всей земле”.
Еще один интересный обычай - сжигание рождественского полена. Перед сжиганием старого дерева его увивали зеленью - символом нового возрождения - и обязательно бросали в огонь семена, монеты, лили вино - словно посылали Небу символическую просьбу не лишать в следующем году людей своего покровительства и даров.
До сих пор сохранился обычай гадания на святки. Считалось, что судьба на следующий год уже “написана” свыше, и в эти дни можно на минуточку заглянуть в нее. Но дары неба, как рассказывают легенды, еще не видны обычному взгляду, поэтому главное - не пропустить их, заметить, почувствовать - иначе уйдут обратно. Не удивительно, что в обрядах Нового года главную роль играли дети - “звездные мальчики”, которые ходили колядовать по домам, неся рождественские звезды с пожеланиями счастья, - ведь только снова став в душе ребенком с его чистотой и трепетным ожиданием чуда, можно по-настоящему принять эти дары.
На елку вешали фрукты, ягоды, орехи - это было символическим выражением мечты о будущих плодах, семена которых “сеялись” в эти дни. Плодами, которые призывались, были не только конкретные вещи: мечтали о любви, дружбе, умении творить и всех тех качествах, которые человек хотел приобрести. В древности был такой обычай: человек выбирал достоинства, которые считал особенно ценными, писал их на листках бумаги и выбирал из них наугад те двенадцать, которые должны были помочь мечтам воплотиться. Для каждого достоинства придумывалось символическое изображение, которое рисовалось или вылепливалось, - именно так и создавались украшения на елку.
Елку наряжали несколько дней. Сначала надо было попытаться проявить каждое достоинство, сделать к нему навстречу хотя бы маленький символический шаг. Если это удавалось, на елку вешали соответствующее украшение.
Например, если человек мечтал получить дар любви, он пытался до Нового года преодолеть хотя бы одно препятствие, которое мешало ему обладать этим даром. В эти дни не забывали сказать близким слова нежности, доброты, а влюбленные делали друг другу подарки и делили их на две части, чтобы носить с собой весь год свою половинку. И на елку вешали изображения белых лебедей, ракушки - атрибутов Афродиты, богини Любви.
Символом дара милосердия и доброты служили колосья пшеницы - “золотые плоды” умения отдать самое дорогое.
Мужество, отвага и искусство побеждать заслуживалось через символическую победу в каком-то одном маленьком деле, победу над самим собой, над своими проблемами. И на елку вешались изображения меча или богини победы - Ники.
Такие украшения назывались “упавшими звездами”. Считалось, что они падают из бесконечного звездного мира и поселяются в душах людей. Елка была целым миром, целой Вселенной, она представляла все пути Божественного, все то, что будет вдохновлять людей в следующем году. Наряжалась елка снизу вверх, а на ее вершине всегда горела звезда - символ вестника Неба. Когда вся она была украшена, никогда не умирающее “древо жизни” расцветало.
В эти дни зажигались свечи и обязательно ставились на елку. Говорилось, что без огня, зажженного внизу, в темноте, звезды не будут знать, куда им приходить. Земной огонь на елке подхватывал свет звезд и сам становился “звездным”. В Новый год, в двенадцать часов ночи, в момент “останавливающегося мига”, говорили: “Елочка, зажгись!” И все пожелания, все то, что рисовали и вешали на елку, на одно мгновенье становилось уже не надеждой, а реальностью. Считалось, что если человек живет этим мгновением, звезды переселяются в его душу, а из души возвращаются в его глаза. Легенды рассказывают, что после зимнего солнцестояния можно встретить людей со звездами в глазах, несущих в себе благословение неба.
Все это очень древние обряды. Но мы до сих пор верим, что если чего-нибудь сильно-сильно пожелать в момент, когда бьют новогодние куранты, то желание обязательно исполнится. Древняя мудрость гласит: мы сами вызываем свою судьбу. Может, действительно попробовать?
А напоследок хочется повторить слова одного литературного героя Чарльза Диккенса, которому за несколько коротких рождественских дней выпало много удивительных испытаний: “Я буду чтить Рождество в сердце своем и сохраню память о нем весь год. Я искуплю свое Прошлое Настоящим и Будущим, и воспоминание о трех Духах всегда будет живо во мне. Я не забуду их памятных уроков, не затворю своего сердца для них... Возблагодарим же Небо и светлый праздник Рождества!”

You have no rights to post comments