Слово “одежда” - по-французски “vetement”, имеет связь с санскритским словом “vas”, означающем “жить в резиденции, в жилище”. “Vas” также является корнем слова “vasàna”, что значит “тканая одежда”. Латинское слово “habitus” переводится одновременно как “привычка” и “жилье”, поэтому во французском языке одежда еще обозначена словом “habit”, т.е. “покров, под которым живет человек”.  Таким образом, происхождение слова “одежда” кроется в понятии “дом”, “жилище”, что в традиции всегда имело значение некого микрокосмоса, в котором на маленьком уровне повторяется модель макрокосмоса в его целостности и гармонии. И дом и одежда были не только укрытием, но символизировали определенные жизненные процессы, были ритуальными. Они призваны были защищать человека от внешних воздействий, но не только физических, гораздо более психических и духовных. И дом и одежда помогали создать и сохранить гармонию в душе человека. В истории существует много примеров, когда особое значение придавалось не крепости стен и не утилитарности и прочности одежды, а знакам и символам, которые одухотворяли пространство. У многих народов чтобы овладеть кем-либо, совершается магическое действие над одеждой человека. Одежда органически связана с его носителем, является его символом. Одежду защищали не менее, чем защищали самого человека.


МОДА.
Такому интересному явлению как мода история насчитывает не один век и даже не одно тысячелетие. Уже в Египте, Греции, Риме встречаются прецеденты на то, что мы сегодня назвали бы модой, хотя многое происходило по-другому и на других основаниях. С каждым столетием мода становилась все более “экстравертным” явлением и, наверное поэтому, все более быстротечно и трудноуловимым. В отличии от древних эпох, все менее совместимы такие понятия как канон и мода, классика и мода, традиция и мода. Все больше мода стала напоминать быстро переменчивую волнообразную психику человека. Суммируя опыт веков, психологи отмечают двоякий характер моды. С одной стороны, мода отражает стремление человека к обновлению, к смене старых форм. Модная одежда выполняет своеобразной биооболочки которая помогает человеку жить в соответствии с природными ритмами. С другой стороны, отмечено, что чем выше культура человека тем устойчивее и индивидуальнее его вкусы, тем вульгарнее в его глазах слепое, механическое следование моде, тем меньше для него опасность стать жертвой моды. Мода стала требовать все новых и новых ценностей. Они меняют друг друга не накапливаясь. “Моральное старение” моды стало наступать прежде, чем она успевает исчерпать все свои формы. Ценность любого обьекта современной моды – оригинальность. Очень быстро этот обьект становится предметом для подражания, поэтому также быстро он теряет оригинальность, свою ценность и смысл. Возможно, отмечают психологи, современная мода лишь отражение более глубоких явлений – например, недолговечности и непрочности принципов и идеалов которыми живет само общество.





ЗЕРКАЛО.
Зеркало имело в традиции богатую символику, наделялось магическими свойствами не только в храмовых церемониях, но служило ритуальным обьектом и в повседневной жизни человека. Основное значение зеркала вытекает из отношения древних ко всем образам формам и явлениям как к отражению мира божественного, который находится в “зазеркальном” пространстве. Отражение в зеркале – это тоже явленный, временный мир, но это и возможность войти в иное пространство, встретиться с душой, истиной всего того, на что человек настроит свое внимание и что ему в данный момент актуально. В обрядах в священном зеркале появляется божество. Когда человек смотрит на себя в зеркало – он может встретиться со своей бессмертной душой, узнать истину о самом себе. В буддизме зеркало – символ души в состоянии чистоты, отраженная истина, просветленный ум. Зеркало является одной из восьми драгоценностей в китайском буддизме и означает искренность. В христианстве зеркало олицетворяет Деву Марию поэтому ее называют “Зеркалом Праведности”. В индуизме зеркало призвано напоминать что все есть лишь отражение, майя и что нужно смотреть в глубь вещей. В японской культуре встречается “обвиняющее” зеркало – когда человек смотрит на себя в зеркало, он узнает свою природу и если он видит зло, зло должно быть уничтожено. “Зло разрушается, когда узнает себя”. Не случайно зеркало считалось источником красоты и гармонии на земле. Древний ритуал одевания храмового божества перед зеркалом происходил ежедневно и предназначался для того чтобы божество “увидело” свое отражение  и имело возможность опуститься на землю. Также и человек каждый день обращался к зеркалу как возможностью встретится с богом и самим собой, чтобы прожить свой день достойно и вспомнить предназначенное. На древних зеркалах мы видим изображение божеств-покровителей красоты и гармонии, магические символы и знаки, а сами зеркала обычно имеют форму солнца или луны, к которым также относились как к отражению высшей истины. В Египте, например, ритуал одевания перед зеркалом происходил в то время, когда солнце поднималось над горизонтом и человек вместе с солнцем и природой проживал состояние воскрешения и обновления. Египетские зеркала – это диск солнца, поднимающийся из цветка лотоса, который охраняет бог Бес.


Строгая символическая система в традиционном костюме вытекает из глубоких представлений древних о миропорядке, космосе, природе и человеке. Например китайская философия гласит, что отцом всех событий является небо, а матерью – земля. Небо изображали в виде круга (символ бесконечного), а землю - в виде квадрата (конечное). Соединением этих двух начал обьяснялась сущность мироздания. Кроме национального китайского костюма было построено сочетание этих двух геометрических фигур. Развернутая в плоскости одежда представляет мандалу – графическое изображение картины мироздания. (Подобную геометрию имеет крой одежды многих народов.)
Геометрический вид формы русского женского костюма – трапецию или треугольник. Весь силуэт напоминает гору с прочным широким основанием и вершиной в виде нарядного головного убора. В русском женском костюме доминирует идея неба. Весь костюм обильно украшался символами солнца, мирового древа, большим количеством изображений птиц. Сама женщина ассоциировалась с птицей. (как и у других народов) – ее звали “голубушкой”, “лебедушкой”, “утушкой” и т.п. Названия головных уборов тоже “птичьи”: “кокошник”, “кика”, “кичка”, “сорока” и т.п. Кокошники украшались  изображением птиц или пушками, изготовленного из лебяжьего или гусиного пуха. Важный элемент костюма – обильная вышивка на предплечьях – там, где символически  у женщины вырастают крылья. Вышивка на предплечьях содержала символы поля пространства, где по представлению древних небесное и земное встречаются. Подол украшался символами земли, плодородия, счастья.


Ученые доказали, что многие украшения в традиционном костюме (обручи на различных частях тела, тяжелые подвески и серьги, короны и диодемы на голове) являлись не только украшениями, но и активными биостимуляторами, расположенными на самых важных частях человеческого тела и способствующими многим жизненно важным процессам в организме человека, поэтому все они несли охранительную функцию, нежели украшательную (подобно тому, как символами в доме человека охранялись очаг, двери, окна и т.п.) Например важным элементом в костюме всегда были серьги или подвески закрывающие уши. Ухо – сосредоточие жизненно важных точек в жизни человека. У многих народов существовало представление, что через уши человек слышит дыхание жизни и дыхание мира иного.
Ожерелье, цепочка или воротник в традиции обозначают божественную силу, пост и достоинство. Подобно бусинам в ожерельи или звеньям цепи, человек должен соединить множество явлений единой нитью, создать порядок и гармонию внутри себя.
Важнейшим элементом в одежде всегда был пояс. С одной стороны, он имел значение круга Жизни и Судьбы, поэтому был связан с обетами, служением, посвящением. С другой стороны он символизировал силу, победу, верность и чистоту. Надеть пояс или опоясаться – значит приготовиться к некоему действию или быть обязанным отправиться в путь. Пояс чистоты богини ( пояс Исиды, пояс Афродиты) – защитный талисман, поэтому дамы носили пояса связанные с именами великих богинь. Пояс обычно располагался на уровне солнечного сплетения (в “калите”-рус.), разделяя фигуру человека по золотому сечению, что символизировало соединение в человеке двух начал – небесного и земного.
Символическое содержание имела и обувь человека. Одеть обувь – значит выбрать правильный путь, научиться контролировать себя. Невеста всегда получала от жениха в подарок обувь. В знак того, что ее жизнь берется под покровительство и охрану мужа, который будет вести жену по верному пути. Снять обувь при входе в святое место – значит оставить снаружи контакт с земным и войти в храм со смирением.

ВОЛОСЫ.
Волосы всегда считались хранилищем жизненной силы, а также силой мысли и памяти в человеке. Волосы на голове считались естественным  восприемником высших сил и вдохновения, украсть или отрезать локон означало победить и украсть у человека солярную силу, содержащуюся в волосах-лучах. Мы встречаем у многих народов целый свод советов правил и запретов по уходу и обрезанию волос.
Ровные ряды здоровых, хорошо уложенных волос символизировали достоинство человека, контроль над жизненными силами, ясность разума, невозмутимость и спокойствие. Взлохмаченные, неубранные волосы символизировали одержимость, хаос, страх, потерю разума. У многих народов распущенные волосы означают свободу и брачный возраст, связанные или заплетенные волосы – брак и служение (подчинение) определенным обетам.
Острижение волос имело всегда двоякий характер – обычно волосы никогда не стригли просто так, остричь волосы означало для  человека потерять самого себя, свою память. Острижение волос всегда носило обрядовый характер, символизировало для человека посвящение себя служению чему-либо, отказ от всего нечистого,, что обременяло до сих пор, это всегда было связано с началом новой жизни для человека, несло силу обновления. В отдельных культурах известно бритье волос и ношение париков. В таких случаях предполагалось, что человек является хозяином своего тела и бреется ради чистоты. Парики же, снабженные талисманами позволяли человеку сохранять внутреннюю и внешнюю гармонию и символизировали высшие силы в человеке. За париками тщательно ухаживали и держали  в строгом порядке.

Особое значение в национальном костюме придавалось цвету, как наиболее сильному средству передачи ценностей и понятий, отражающих природу человека и его ориентацию в пространстве. Сегодня уже научно доказано, что цвет, более чем другие признаки, эмоционально воздействует на человека и одновременно это один из самых сильных факторов восприятия окружающего мира. Цвет может менять настроение человека, вызывать определенные воспоминания и ассоциации. Нередко можно услышать как цвета называют веселыми и грустными, серьезными и легкими, свежими и тусклыми. Эти эпитеты концнетрируются вокруг психологического феномена цвета по аналогии с настроением человека. В традиции каждый цвет как и звук наделяли свей силой, своим содержанием. При довольно стабильных формах костюма, всегда существовало разнообразие цветовых сочетаний, так как цветовая символика костюма изначально тесно связана с отражением многообразных жизненных процессов. В древних государствах любили насыщенные цвета выразительных тонов. Здесь мы почти всегда имеем дело с чистыми цветами известного нам цветового спектра. Замечено, что использование полутонов и менее сочных цветов появляется тогда, когда в обществе теряют свое прогрессивное значение высокие идеалы и морально этические нормы, усложняются общественные отношения. Вместе с этим вырождаются цветовые вкусы, согласование цветов становится сложнее, появляются блеклые, минорные или изощренные цветовые сочетания. Этим, например, характерен конец 19 века, когда любимыми сочетаничми были серо-голубой, серо-желтый, блекло-фиолетовый, блекло-зеленый цвета. 20 век характерен тем, что человек стал использовать искусственные синтетические цвета, которых мы не встретим в окружающей нас природе; такие цвета бысторо возбуждают и утомляют психику. Все это говорит лишь о потере очень тонкой и глубокой культуры обращения с цветом о которой нам может рассказать традиция.

БЕЛЫЙ ЦВЕТ.
У всех народов этот цвет олицетворял чистоту, невинность и целомудрие. Он часто символизировал особо выраженное в традиции понятие “счастья”, использовался в праздничной свадебной одежде. В классическом Египте, например, вообще исключались какие-либо цвета кроме белого, а яркость наряду придавали многочисленные украшения из камня и металла. В Японии белое носили представители юстиции в знак неподкупности и чистоты. В некоторых культурах белый цвет был также цветом потустороннего мира, где душа после смерти человека возвращается к самым чистым истокам. В Китае существовало понятие белого траура в момент смерти человека. Для египтян белый цвет символизировал свет который разгоняет демонов тьмы и указывает на рождение нового дня. Мудрецы всех времен считали белый цвет одним из самых мистических, т.к. он содержит в себе все остальные цвета.

ЧЕРНЫЙ ЦВЕТ.
Это не только цвет ночи и тьмы, но и символ всего таинственного, скрытого, невидимого. Это цвет хаоса, который в потенциале содержит все что должно появиться на свет дня. Также все вещи и события проходя через хаос, возрождаются в мире в новом качестве. Поэтому это цвет трансформации и преображения. В Египте это цвет земли, который дает жизнь двум берегам страны. В Японии – цвет мудрости, тишины и скромности. Древние философы и средневековые алхимики следом после черного цвета помещают белый, что символизирует возрождение. В западно-европейском классическом костюме самым изысканным и торжественным сочетанием является сочетание черного и белого.


Красный цвет.
Этот цвет древние наделяли огненной силой, поэтому он символизировал солнце, стихию огня и был символом жизни. Во многих традициях это цвет царственности, цвет королей и героев, цвет мужества и победы. Часто красный цвет запрещался для обычного пользования, он служил для обозначения священных символов или знаков запрета В Китае и Японии  в красном ходили воины и стратеги, во многих других традициях это цвет царской власти.Красный – любимый в русском костюме, красная вышивка на белом – символ чистоты души и одухотворенности божественным огнем (Сочетание красного и белого встречается особенно часто в традиционном свадебном костюме ) В светском костюме слишком много красного выглядит вул ьгарно т к этот цвет требует определенного поведения и поступков.



СИНИЙ – ГОЛУБОЙ ЦВЕТА.
Синий цвет – цвет звездного неба. Всегда символизировал встречу с вечным и освобождение от уз сиюминутного, преходящего. В Китае воины носили синюю одежду как знак служения высшим идеалам и благословения неба. Исследования показали , что именно синий цвет успокаивает психику человека, приводит к внутренней гармонии, позволяет сосредоточиться на главном, освобождает от навязчивых мыслей и суетливости.
Голубой – цвет ясного дневного неба, у многих народов символизировал Истину, божественную мудрость и познание. В Египте – это цвет Маат, богини Справедливости(женсккий аспект Тота – бога Мудрости.) Голубым окрашивали волосы и тела богов, что также символизировало высшую мудрость В Китае голубые халаты  носили студенты, то есть те, кто встал на путь познания. В Японии голубой символизировал все правильное, разумное, человеческое. В цветотерапии голубой является цветом умиротворенности, спокойствия, гармонии – с одной стороны, и дисциплины, стабильности, уровновешенности с другой.

Желтый –оранжевый цвета
Цвет золота, созревающих хлебов, символизировал плоть богов, неподверженность старению и увяданию.Императоры многих древних государств носилит желтую одежду как символ царского благородства и благополучия а стране. Свело-желтый цвет использовался для изображения женского тела в египетском искусстве, как знак нетленности и вечности жизни. В . цветотерапии использовался, чтобы помочь человеку ощутить радость существования, почувствовать в себе жизненные силы.
Оранжевый – цвет, дающий импульс действию и активности на всех планах. В традиции этот цвет символизировал энергию жизни, созидания, труда. А сегодня терапевты-колористы советуют этот цвет в качестве спасения от депрессий и апатии, пассивности и неспособности к новым начинаниям


ЗЕЛЕНЫЙ ЦВЕТ.
Символизирует саму Природу. В традиции встречается как символ пробуждающейся природы, молодых побегов, весны. Талисманы зеленого цвета дарились на счастье. Зеленый цвет - цвет надежды и мистического энтузиазма, цвет юности, свежести и естественности. В цветотерапии известен как лучший цвет для отдыха, для восстановления сил. Психологи рекомендуют его как лучший способ для релаксации.


На распространение в одежде тех или иных цветов часто оказывают влияние происходящие или только предстоящие события, а также доминирующие в обществе идеалы. Например, в 18 веке, во Франции белый цвет был цветом королевской власти. В противоположность ему, в период революций доминирует голубой – цвет республиканцев (цвет разума). После войны, эпидемий или голода наблюдается тенденция к ярким, сочным цветам как реакция на нужду и горе (по этому принципу, советуют психологи, человек сам может помочь себе чтобы выйти из состояния депрессий, отчаяния или просто рутины).
Гуситские войны утвердили только серые и темные цвета одежды, английские пуритане носили одежду черного цвета в противоположность пестрым костюмам католиков. Самым используемым цветом в период существования советского государства был серый цвет, наиболее неблагоприятный для проявления индивидуальных и неповторимых качеств личности человека.
После пестроты 80-х – 90-х на достаточно продолжительный период в моду входит нейтральный бежевый цвет (так называемый экологический), который говорит о потребности в отдыхе и релаксации.



You have no rights to post comments