Замечали ли вы, как меняются лица людей, когда разговор вдруг заходит о свадьбе? Понаблюдайте, и вы увидите, как загораются искорки любопытства в глазах у молодых, а на устах людей бывалых, опытных появляется лукавая, иногда чуть грустная, но всегда какая-то особенная улыбка. Равнодушных не бывает. Свадьба - одно из самых главных событий в жизни каждого человека. Она связана с самым сокровенным таинством на земле - таинством брака, соединяющим две жизни в одно целое и дающим рождение новой.
Кто из нас не гулял на свадьбе? Мы знаем ее как веселый и шумный праздник, на который собираются родственники, друзья, знакомые, чтобы поздравить новобрачных, дать напутствия и пожелать будущей семье счастья. К свадьбе готовятся тщательно и заранее. Считается, чем роскошнее и разгульнее удается ее справить, тем прочнее и благополучнее будет будущая семья... К сожалению, в наше время очень часто происходит обратное. Браки недолги, семьи разрушаются, делаются все новые и новые попытки, но все равно что-то не клеится... Может быть, за суетой и хлопотами, за желанием выглядеть счастливо и благополучно забыто что-то главное - то, что связывает нас, живущих на земле, с законами мироздания? Ведь создание новой семьи - это своего рода творение нового мира.


Давайте мысленно заглянем на свадьбу... Как известно, начинается она со сватовства, все основное действие которого происходит вокруг печи. Когда сваты приходили в дом родителей невесты, первым делом они дотрагивались до печи - это и означало начало сватовства; девушка во время разговора должна была застенчиво колупать стенку печки. Печь и очаг всегда были символами рода, в них обитал дух предков. Сватовство, дело важное и тонкое, проходило в обстановке таинственности и секретности. Сваты приходили вечером, ближе к ночи, так, чтобы недобрые чужие глаза их не видели, и начинали разговор в иносказательной манере - например, об охотнике, что ездил по лесу и напал на след куницы (”куница бежала, шерстинку роняла”), который и привел его в этот дом. Вот он и пришел узнать, где она прячется. Только после положительного исхода сватовства начинали уже открыто объявлять смотрины невесты и совершали окончательный сговор, или “рукобитье”.
На смотринах невесту несколько раз обводили вокруг стола, как солнышко по небосводу, а она дарила гостям - родителям и родственникам жениха - подарки: собственноручно вытканные и вышитые холсты, платки, полотенца - свидетельства ее мастерства прясть, ткать, вышивать. С этого момента девушку называли “сговоренкой”;по древнему обычаю голову ее покрывали специальным платком - фаткой, (так, чтобы не было видно лица). Фата же символизировала небесное покрывало, которое как утренний туман или легкое облачко окутывает занимающуюся утреннюю зарю — невесту. Фату снимали в последний день перед свадьбой, когда на девишнике совершали один из самых древних и таинственных обрядов - прощание с “девьей красотой”.
Для девушки выйти замуж означает полностью измениться, как бы родиться заново в ином качестве, отказаться от девичьей  вольной  жизни, гуляний в хороводах, веселых игр и забав, а главное - выйти из-под покровительства своих предков, своих родителей. Прощание невесты с прежней жизнью очень драматично и сопровождается специальными песнями - плачами, в которых она часто предстает в образе белой лебедушки или утушки, покидающей родное море и страшащейся будущей судьбы.
На море лебедь воскликала, бела воскликала,
Она крылья била об море об Хвалынское...
“Разлучает, разлучает со синим морем со Хвалынским,
Прилучает, прилучает все ко ржавой воде, ко осоке-траве,
Да мне, лебеде, того не хочется, мне, лебеде, того не надобно...”
Наступает момент, когда, простившись с подругами, сестрами и матерью, девушка должна была расстаться и со своей “девьей красотой” - так поэтично называли расшитую бисером ленту, украшавшую голову девушек; в среднерусской свадьбе “девьей красотой” была верхушка ели, украшенная лентами и бусами, зажженными свечами. Она отождествлялась с невестой и вела себя как живое существо. Красота уходила в далекую страну предков.
        Вот, наша подруженька,
        Вот, наша голубушка,
        Гляди-наглядывай
        На свою девью красоту.
        Пойдет твоя красота,
        Пойдет твоя девья
        Зеленым лугам,
        Топучим местам...
На смену красоте приходила кика (или кичка) - так назывался головной убор, который должна была носить замужняя женщина. Надевание кики, самый волнующий и переломный момент свадьбы, совершался тоже у печи, в занавешенном углу, где молодые женщины (обычно те, кто счастливо и хорошо живут в браке) расплетали девушке косу, заплетали волосы по-женски - в две косы - и закрывали их кикой. “Девица превращалась в молодицу”, рождалась продолжательница рода, хранительница домашнего очага, ее торжественно показывали всем присутствующим. Печальные песни утихали, начиналось величание. Запевались песни, прославляющие молодую княгиню и молодого князя, сопровождающие свадебный поезд, а потом и свадебный пир. Здесь уже не было места для печали, наступало время безудержного веселья, шуток, игр и испытаний, которые устраивались молодым - проходили они их уже вместе. Песни раскрывают идеальные образы молодых, будущую счастливую семейную жизнь.
        Катилося зерно по бархату,
        Еще то ли зерно да бумицкое.
        Прикатилось зерно к яхонту:
        Крупен жемчуг со яхонтом -
        Хорош жених со невестою.
Когда молодую приводили в дом мужа, их обводили вокруг стола, на котором, как светила на небосводе, красовались свадебные караваи.
Пиром свадебные обряды не заканчивались, они продолжались еще долгое время вплоть до рождения  первенца, они учили молодоженов, помогали им сохранять дорогие подарки, полученные в день свадьбы, - благословения природы и людей, помогали создавать свой очаг, свою печь, которая будет стать источником новой жизни, тепла, света и любви.
***
Когда-то, в очень давние времена, свадьба была неотъемлемой частью обрядов годового солнечного цикла природы. Небесное и земное в сознании наших предков были переплетены воедино. Солнце, луна, звезды, земля, молния - все принимало деятельное участие в судьбе человека: определяло время его рождения, счастье и несчастье будущей жизни, устраивало бракосочетания. Боги же, покровители всего сущего, давали им свое благословение. Люди верили, что солнце своими лучами обливает новобрачную, делая ее лучезарной и священной, цветами радуги опоясывает стан девушки, рассыпает плодотворные молнии и проливает весенний животворный дождь среди пирующих на свадьбе гостей. И человек творил свой брак по образу и подобию браков небесных. Сказки и народные песни оставили нам поэтические образы верховных супружеских пар: Отец-Небо и Мать-Земля, Солнце и Месяц, Месяц и Утренняя заря.
        Что светел месяц со звездами,
        То мой батюшка с сыновьями;
        Красно солнце со зарями -
        То моя матушка с дочерями.
Образом солнца являлась и прекрасная богиня Лада - покровительница браков и супружеской гармонии у славян. В одной старинной свадебной песне поется, как небесные светила устраивают судьбу девушки-невесты:
Что не батюшка выдает,
Что не матушка снаряжает,
Что не братцы в поезде,
Не сестрицы в свашеньках,
Выдает светел месяц,
Снаряжает красное солнце,
Частые звезды во поезде,
Вечерняя заря в свашеньках.
В христианское время языческие боги, покровительствовавшие браку, были заменены двумя святыми - Козьмой и Демианом, праздник которых как раз приходился на время прихода весны. В свадебных песнях Козьма и Демиан предстают в образе кузнецов, с помощью молнии и грозового облака кующих для молодых кольца. Свахи пели перед свадьбой:
Благослови, Христос, святой  Кузьма-Демьян!
Скуйте нам свадебку
Крепко-накрепко, вечно-навечно!
Благослови одну чаду рожаную,
Другую суженую.
Благословляйся светел месяц
У красного солнца,
Благословляйся княгиня у родной матушки,
У родного батюшки!
Очень важным моментом было время свадьбы. В эти дни можно было получить благословение богов. Настоящее свадебное время - это весна. Конец зимы, февраль называли на Руси “свадебником”. Обычно сватались на святках, а до начала масляной недели играли свадьбы. В более древние времена, когда жених и невеста отождествлялись с небесными молодыми, их бракосочетания совпадали по времени и приходились на июнь - дни купальских праздников. Осенние же браки возникли в более позднее время по экономическим соображениям: женились, запасшись хлебом. Сам день свадьбы должен был быть солнечным и выбирался в прибавление месяца или в полнолуние. Свадебный дни недели - пятница (день, посвященный богине любви Ладе) или воскресенье, а вот среда и суббота для свадьбы дни совсем не подходящие.
В старину верили, что невеста обладает благотворной, светоносной, магической силой. На свадьбе она - главная героиня. До сих пор остался обычай обязательного для всех мужчин, присутствующих на свадьбе, танца с молодой. Вспомним также и бросание цветка из убора невесты в толпу девушек - кому попадет цветок, та и будет следующей невестой.
Точное, по всем правилам, исполнение свадебного обряда было обязательным условием гармоничного и прочного брака. Только при этом можно было рассчитывать на благословение богов и предков, которых славяне также относили к числу богов: высший мир был неотделим от мира предков, покровителей рода людей.
На всех, кому доводилось видеть традиционную русскую свадьбу, производит глубокое впечатление ее драматизм, многозначность и  самобытная красота обрядов. Возникает ощущение причастности к вечному процессу возрождения, умирания и нового рождения. Удивлясь сложности и вместе с тем целостности и силе эмоциональных переживаний участников - от глубокой печали до светлой, безудержной радости, понимаешь, что свадьба - это великий труд души.
...Звенят свадебные колокольчики - куют невидимые кузнецы новую свадьбу крепко-накрепко, вечно-навечно!

You have no rights to post comments