«Сказка – ложь, да в ней намёк,
добрым молодцам урок»
Русская народная мудрость

Кто не читал в детстве сказки «Царевна-Лягушка»? Любой русский человек, начиная с ребёнка и заканчивая стариком, расскажет эту сказку, даже если его разбудить глухой ночью. И многим людям она нравится. А почему нравится – ответить не могут. Почешут затылок, да плечами пожмут. «Ну, – скажут, – героиня там необычная – Царевна-Лягушка, которая лебедем белым оборачивается и улетает от Ивана-царевича, спалившего её лягушечью шкуру. Этим, мол, и нравится сказка».

Действительно, странное имя у героини – Царевна-Лягушка. Необычное. А ведь под этим анималистическим именем скрывается героиня множества русских сказок – Василиса Прекрасная. Только в этой сказке она ещё и Премудрая.

Кто же она такая, имеющая титулы «прекрасная», «премудрая», «царевна», «лягушка»? Почему её образ так манит и притягивает?

Может, потому что она окружена тайной, словно тонкой вуалью окутана?

Имя «Василиса» произошло от греческого слова «Базилевс», царь.

Значит, она царица? Может быть…

Рождение Василисы – тайна за семью печатями. В одной сказке она – дочь Кощея Бессмертного, да такая, что мудрёней его уродилась. В другой – мудрая дочь Морского Царя. В третьей – простая крестьянская девушка, которую злые сёстры и мачеха отправили к Бабе-Яге за светом.

 
 
Любовь Василисы к перевоплощениям то за тридевять земель, в тридевятое царство, подсолнечное государство её заманивает, то в самое затрапезное болото отсылает. Во все миры Василиса вхожа: на небеса, в высшие миры (лебедушкой белой), в нижнее царство, навье государство (лягушкой) и земным миром не брезгует (царевной туда прийти норовит).

Василиса – волшебница, умница, красавица, рукодельница. Всё, к чему прикасаются её руки, оживает, становится прекрасным и совершенным – идеальным.

Если каравай испечёт, то такой великолепный, что цари им восхищаются. Если ковёр соткёт, то такой тонкий, что в кольцо царское пролезет, и настолько красивый, что наглядеться на него невозможно. Если танцевать пойдёт – заворожит, заманит, зачарует.

Знает Василиса птичий и звериный языки. Все птицы, звери, насекомые служат прекрасной царевне, которой по плечу вселенский дом (церковь) из пчелиного воска за ночь выстроить.

Своему любимому Ивану-Царевичу Василиса является верной женой, помощницей, охранительницей, подсказчицей и спасительницей. На любой вопрос у нее готов мудрый ответ, для любой задачи нетривиальное решение имеется.

Удивительная девушка. Но девушка ли она только? Что скрывается за ее лягушечьей кожей? О чём Василиса может нам рассказать?

Давайте-ка обратимся за ответом на этот вопрос к древней мудрости, а именно к древнегреческому философу Платону и его произведению «Пир».

«Почему именно «Пир» и Платон?» – удивитесь вы.

Пир – место, где встречаются друзья, враги мирятся, царят веселье и радость. Пиры в древности ознаменовывали победу, являлись венцом свадеб. На пиру человек старался показать себя с наилучшей стороны, проявить свои достоинства – честность, открытость, дружелюбие, доброту и т.д.

В нашей сказке пир является кульминационным моментом, при котором Царевна-Лягушка превращается в Василису Премудрую, показывает своё настоящее лицо – прекрасной царицы. Иван-Царевич, пораженный её красотой, влюбляется в свою жену, лягушку.

 
На пиру у Агафона друзья-философы размышляют о любви и ее природе. Платон рассказывает об Эроте и его связи с богиней любви и красоты Афродитой. Эрот – вечный поклонник Афродиты, бессменный ее слуга. Эрот движим любовью к Афродите, он всегда стремится быть рядом с ней, смотреть на неё, любоваться и восхищаться ею. Рождённый от бога Пороса и простой смертной Пении в день рождения Афродиты, Эрот постоянно мучим тоской по любви и жаждой прекрасного. Причем, Платон говорит о том, что есть две Афродиты – Всенародная (Пандемос) и Ураническая (Небесная). А если есть две Афродиты, значит, и Эрота тоже два – земной и небесный.

Земная Афродита – любовь во всех ее физических проявлениях: страсть, телесное влечение, создание семьи, рождение детей и т.д. Эрот, дарующий человеку тягу к Афродите Всенародной, вкладывает в него любовь к телу, наслаждение телесным, а, значит, преходящим, тленным, временным, смертным.

Афродита Небесная – духовная любовь. Духовный Эрот одаривает человека любовью к бессмертному началу, к божеству внутри нас. Влюблённый в Афродиту-Уранию, человек пробуждает в себе бессмертную душу, и, по сути, становится бессмертным, ибо пробуждение души влечёт за собой смерть персоны, начала временного, преходящего.

Платон утверждает, что «…любовь есть стремление к вечному обладанию Благом». Человек изначально является носителем зёрен добродетелей, верных слуг Блага. Платон говорит, что «все люди беременеют телесно и духовно». И наступает пора, когда нужно разрешиться от бремени. Человек может разродиться только в прекрасном, потому что зачатие и рождение есть божественный акт, ибо смертное существо содержит в своей основе божественную природу. Зачатие и рождение в прекрасном, в любви, по мнению Платона, ведёт к бессмертию, потому что вынашивают люди в своем духовном чреве не что иное, как добродетели, качества, присущие бессмертной душе.

«Так причем же здесь Василиса?», – скажете вы.

А притом, что Василиса из русской народной сказки незримо присутствует на пиру философов, она и есть та самая Любовь-Урания, Небесная. Она прекрасная и премудрая. Она – Благо, дарованное Ивану-Царевичу.

Небесная любовь – Василиса – великий учитель, благодаря урокам которого мы вспоминаем себя лучшего, стремимся к себе идеальному. Созерцая объект своей любви, мы слышим голос Неба. При помощи любви мы устанавливаем связь со своей бессмертной душой.

Любовь всегда прекрасна, она – божество. Она пробуждает в человеке самые лучшие его качества. Она «долготерпит, милосердствует, не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…» – говорится в Первом послании Апостола Павла к коринфянам.

Именно любовь заставляет беременную душу рождать, разрешаться от бремени прекрасным – музыкой, картинами, стихами, танцем….

Она помогает родиться самым благим качествам, которые роднят нас с бессмертными богами.

Не всегда Небесную Афродиту можно сразу распознать. Нам, современным Иванам-Царевичам, вдохновляемым Эротом, зачастую мешают недостатки, сформированные материальным миром, его законами, установками, страхами. И Прекрасная Василиса скрывает себя под вуалью, оставаясь неузнанной, не понятой, не оцененной по достоинству – лягушкой.

 
 Но лягушка эта – Царевна! Ивану-Царевичу стоит внимательно приглядеться к ней и узнать её. Узнать – значит, полюбить.

Для того чтобы пробудить Ивана-Царевича от материального сна, Василиса Прекрасная, Небесная Афродита на короткий миг сбрасывает свою лягушечью вуаль и является ему во всём своём великолепии. И ему, влюблённому и трепещущему, на мгновение открываются вселенские законы (Василиса выпекает каравай, содержащий в себе знания о трёх мирах – нави, яви и прави; ткёт ковёр из нитей мироздания, содержащий в себе все тайны времени и пространства; подобно древнеиндийскому божеству Шиве при помощи танца создаёт и разрушает мир), но, увы, будучи по самую макушку погружённым в материю, пойдя на поводу своей неидеальной персоны, Иван-Царевич не оценивает Любви Небесной и довольствуется Любовью Всенародной (любовью к материальному, преходящему, иллюзорному). Ивану-Царевичу хочется во что бы то ни стало быть обладателем красивой формы. И сжигается лягушечья вуаль Богини. Разоблачённая Василиса покидает горе-Ивана, обернувшись белым лебедем. Она улетает туда, где правит Кощей Бессмертный, в мир безвременья и забвенья.

Но этот миг встречи с настоящей любовью расшатывает устои материального мирка Ивана-Царевича. И тоска поселяется в его сердце. Тоска по несбывшемуся. Тоска по истинной любви, по себе настоящему. И эта тоска заставляет нашего героя отправиться в путь, на поиски своей любимой. Этот путь непростой. Он полон ловушек и опасностей. Он грозит страданием и смертью. И Иван-Царевич оказывается готовым умереть во имя любви, придя в избушку Бабы Яги (славянского Харона, ипостаси богини судьбы, великой ткачихи – Макоши).

Герой разрушает всё, что помешало ему когда-то воссоединиться с Богиней, – страхи, ограничения, недостатки, цепи, сковавшие добродетели. Освободившись от материальных оков, высвободив всё доброе и настоящее, что заложено в нём, Иван-Царевич рождается заново, но не в материи, а в духе.

И приходит понимание – только благие качества, рождённые и вскормленные им, соединят его с Афродитой-Уранией, Премудрой и Прекрасной Василисой.

Наш герой, трудясь во Благо, проявляя чудеса терпения, милосердия, добра, щедрости, смелости, умеренности и отваги, подходит к смерти-Кощею близко-близко, так, что видны её пустые глазницы, смело заглядывает в них и осознаёт ее иллюзорность и пустоту.

Он добывает иглу Кощея и, как птица, поющая в терновнике, смело кидается на острый шип и поёт так сладко, так прекрасно, что его песня побеждает смерть, ибо в ней поётся о Небесной Василисе, освобожденной любящим сердцем.

Игла, основа материального мира, не выдержав силы любви, разламывается пополам. Рушатся материальные оковы. Василиса свободна! Иван-Царевич наконец воссоединяется со своей любимой.

Эта песнь на остром шипу – дитя нашей любви к Прекрасному, к Благу. Она великая жертва и великая награда.

Впустив в свое сердце Прекрасную Василису, мы, те самые Иваны-Царевичи, беременеем и рождаем – пишем книгу, строим храм, находим Трою, открываем новые звёзды….

Это она, та самая Василиса, сподвигла Леонардо да Винчи написать свою «Джоконду», а Петрарку воспеть свою Лауру, Блока подарить миру «Незнакомку», Колумба найти Америку, Ньютона открыть Закон всемирного тяготения…

Это она, настоящая любовь, Небесная Афродита, Василиса…

Для каждого Ивана она оборачивается тем, о чем мечтает его сердце: любовью к Истине, любовью к Мудрости, Любовью к Прекрасному, Любовью к Милосердию и Состраданию… Каждый герой находит в ней то, что ищет, и рождает то, что жаждет родить его душа, разрушая своим творением царство Кощея, обретая власть над смертью, а, значит, бессмертие.

Молчит Василиса. Ткёт свой волшебный ковер, лишь веретено поскрипывает.

You have no rights to post comments