Самое распространенное на западе изображение индуистского бога Шивы — это Натараджа, танцующий Шива. Шива танцует в ореоле из огня, подняв левую ногу и балансируя на правой, которой он попирает маленького демона Апасмару. Именно этот демон-карлик и будет нам сегодня особенно интересен.

Шива — одно из самых значимых божеств в индийском пантеоне. Входит в Тримурти: триаду Брахма-Вишну-Шива, имеет великое множество аспектов, среди которых основной — это разрушительная сила Природы. Шива помогает миру возрождаться, циклически разрушая обветшавшие формы, чтобы жизнь могла развиваться, создавая себе новые, более совершенные.

Во многих изображениях Шивы мы увидим, что его обязательный атрибут — это карлик Апасмара, которого он бесцеремонно давит правой ногой, не давая ему свободы и возможности роста.

Скульптура Шивы-Дакшинамурти с виной над южным входом в Храме Минакши в Мадурае. Права нога Шивы попирает демона Апасмару.

Кто же такой этот Апасмара и почему Шива всегда так последовательно непримирим по отношению к нему?

Согласно индуистской мифологии, Апасмара был гномом, который представлял невежество и эгоизм. Он также известен как Муялака или Муялакан. Чтобы сохранить знания в мире, Апасмару нельзя было убить; это нарушило бы баланс знаний и невежества, поскольку убить Апасмару означало бы достичь знания без усилий, самоотверженности и тяжелой работы. Следовательно, это приведет к обесцениванию знаний во всех формах.

Карлик Апасмара

Его было нельзя убить, но и дать ему вырасти и развиться нельзя, потому что тогда он мог бы захватить весь мир. Чтобы подчинить Апасмару, Господь Шива принял форму Шри Натараджи — Владыки Танца — и исполнил космический танец Ташаву. Во время этого танца Шри Натараджа подавил Апасмару, сокрушив его правой ногой.

Символически попирание Апасмары означает подавление невежества и эгоизма в их самых ранних, «карликовых» проявлениях. Подчинение их своей воле в то время, пока они еще маленькие, пока с ними еще можно справиться.

Здесь обращается внимание на необходимость своевременного предотвращения большой беды. Ведь если невежество и эгоизм не будут побеждены в зародыше, в своих самых ранних проявлениях, то они пустят корни и обретут мощь, справиться с которой не под силу даже самому Шиве, не то, что нам смертным.

Отсюда правило: встретил Апасмару — убей Апасмару. Заметил в себе хотя бы самые маленькие ростки невежества и эгоизма — не дай им расти. Вырывай с корнем и танцуй победный танец на спине поверженного врага.

You have no rights to post comments