cinemafestivalScience art - междисциплинарный вид искусства, основанный на взаимодействии науки и искусства. "Интерес к нему постепенно растёт", - говорит Дарья Пархоменко, директор и куратор Laboratoria Art & Science Space, которая с 2006 года занимается science art.

Впрочем, на сегодняшний день ее галерея чуть ли не единственная, где в создании произведений искусства ученые и художники участвуют на равных. Сейчас здесь идет подготовка к выставке «Пыль», которая откроется в День космонавтики. Австрийские и российские художники изучают пыльцу, проводят эксперименты с московской пылью и занимаются астрофизикой. В результате ожидаются 18 проектов, в которых пыль предстанет во всех возможных ипостасях: космической, архивной, биологической и даже электронной.

Проектов, объединяющих науку и искусство, в Москве становится все больше. 29 марта в Политехническом музее открылась выставка «Imaginary: глазами математики», на которой демонстрируются изображения, созданные ведущими математиками и известными художниками. Также в музее готовят фестиваль актуального научного кино и экспозицию «Реконструкция шума», на которой посетители смогут сами смоделировать шумы. В планах создание галереи science art, которая расположится в МГУ, а также совместные выставочные проекты с Science Gallery, работающей на базе Дублинского университета.

Организаторы выставки Lexus Hybrid Art, посвященной использованию новейших технологий в искусстве, объявили о гранте для молодых художников, которые готовы использовать в своих работах научные достижения. Проекты победителей покажут в июле 2012 г. Наконец, с 31 марта по 5 апреля в Москве впервые пройдет фестиваль «Наука и искусство» — в ЦДХ покажут работы российских и западных художников, а в МГУ им. Ломоносова 4 и 5 апреля состоится одноименная международная конференция.

Большинство проектов на выставке в ЦДХ интерактивные. Они рассчитаны на прямой контакт со зрителем и объясняют, каким образом технологии могут быть использованы в искусстве. Художники из объединения Hello Computer, придумали световую инсталляцию Flow. В основе — небольшой собранный из ламп накаливания объект, который начинает испускать цветные лучи, как только рядом оказывается человек.

На видео, сделанном программистом-дизайнером Вадимом Смахтиным, а также группой специалистов в области электронной музыки и мультимедиа, показана бурлящая масса воды. Это волны, созданные на основании научных исследований прошлогоднего японского цунами. Зритель, стоящий перед экраном, может усмирить «стихию», поймав нужный ритм и плавно двигаясь из стороны в сторону, или, наоборот, устроить шторм, начав прыгать или делать резкие движения.

Группа Biodynamic geometries сделала инсталляцию, которая демонстрирует, как цианобактерии (те самые, которые обеспечивают нас кислородом), приспосабливаются к человеку. Видеопроект Кэрол Лафайетт позволяет побывать в шкуре дельфина и услышать недоступные человеческому уху звуки, которыми наполнен океан; или стать на время обитателем джунглей и понять, каково это — распознавать опасность по звуку. Юлия Боровая добавляет химические реагенты в подкрашенное молоко, в результате чего образуются бесконечные комбинации замысловатых узоров. Увидеть, как это происходит, можно на записи: в ЦДХ покажут аудиовизуальный перформанс Liquid-Do.

Наглядность проектов объясняется тем, что в качестве основного зрителя организаторы фестиваля рассчитывают увидеть студентов и школьников. На выставке даже покажут объекты, придуманные детьми: например, прибор для измерения улыбки. «Конкурс и отбор проектов для выставки проводился МГУ им. Ломоносова», — поясняет арт-директор ЦДХ Кристина Штейн­брехер.

«Художника и ученого объединяют три момента: любопытство, эксперимент и открытие нового», — считает Юлия Боровая, которая в последние месяцы проводит в лаборатории по одиннадцать часов в день. «Недавно в ходе подготовки очередного арт-проекта мы наблюдали интересное явление: между разными по составу жидкостями возникло магнитное поле. Мы подносили к одной из них магнит, и жидкость начинала двигаться в его сторону. Пока мы не знаем, в чем причина этого», — добавляет она.

Дарья Пархоменко отмечает, что пока художников, кураторов и организации, готовых развивать тему science art в России на высоком профессиональном уровне, можно пересчитать по пальцам. Кроме того, у нас не так просто получить доступ в лаборатории, где ведутся исследования, а на некоторые проекты распространяется закон о неразглашении. Впрочем, Пархоменко уверена, что science art нужно не только искусству, но и науке, и создавать междисциплинарные лаборатории необходимо как можно ближе к живому научному процессу, чтобы у художников и ученых была возможность непосредственно взаимодействовать друг с другом.

По материалам газеты «Ведомости» (www.vedomosti.ru)

You have no rights to post comments