— В чем моя сила? — пятилетний человек смотрит требовательно и настойчиво дергает меня за руку. И я начинаю перечислять:

— Может быть, в доброте, в смелости, в честности, в любви?

— Думаю, в честности, — выбирает он. И уносится, размахивая палкой, в кусты.

В Подмосковье идет летняя философская школа «Нового Акрополя». Приехали учиться родители, а с ними и дети.

Моя коллега Оля Евстигнеева, замечательный педагог из Питера, разработала для малышей занятие о тайнах природы. Мы рассматривали разные плоды: орехи, семена подсолнуха, тыквы, пшеницы — и говорили о том, как из маленького семечка проклевывается и вырастает взрослое растение, как потом снова созревает плод, и ветер уносит его, чтобы где-то оно попало в землю и все началось сначала. Говорили, что этот процесс — круговорота жизни — происходит постоянно и остановить его невозможно.

Над возрастом взрослости меня заставил задуматься случай, который произошел этой зимой.

Стоило только снегу хорошенько укрыть верхушки холмов, тут же сбежалась ребятня на покатушки: санки, снегокаты, бублики, ледянки… Расступись! Полетели! Мы попали на это пиршество случайно и без надлежащего транспортного средства, но как пройти мимо?

На одной горке с нами мальчишка лет 10-11 катал бойких малышей-братишек. Меня удивило, как умело он их организовывал и справлялся с попытками покапризничать и подраться за снегокат. А потом он обратил внимание на наши отчаянные печальные попытки оседлать найденную картонку, которая ничего не понимала в деле скольжения.

— Как тебя зовут? — спрашивает он моего сына. — Олег? Ну, пойдем кататься, Олег.

В 90-х годах прошлого века нейробиолог Гордон Шоу и психолог Фрэнсис Раушер провели захватывающие исследования, посвященные влиянию классической музыки на интеллект и способность к обучению. Изучая так называемый «эффект Моцарта», доктор Раушер пришла к следующим выводам:

Все мы родом из детства. Это особая пора, где время — вечность, а мир полон манящих тайн, очарованности и чудес. Есть два человека, биографии которых пересеклись в важной точке поиска ответов на вопросы о тайнах человеческой души, которые осмелились вступить на трудный путь познания себя и мира и помочь в этом многим таким же отважным людям. Оба достигли успеха каждый в своем деле, пройдя кризисы и испытания, но при этом считая все внешние успехи ничем в сравнении с миром непреходящим, который прорывался в мир действительности.

— Никита, да не вертись ты! Не вертись, я кому сказала!

Услышав этот окрик на остановке, ищу глазами источник. Бабушка и внук. Пацаненку лет пять-шесть. Он крутится вокруг столба с указателем, держась за него одной рукой. Сам себе карусель.

— Ты меня слышишь или нет? Ну-ка, встань спокойно! — нервничает бабушка.

Утренний автобус. Все пассажиры невольно испытывают легкий массаж и поддержку друг друга: в автобусе яблоку негде упасть. На одном из сидений сидит молодой мужчина, на коленях у которого уютно устроился мальчонка лет трех.

На очередной остановке в автобус входит пожилая женщина. Папа с сыном молча встают, уступая ей место. Папа держится за поручень, сын держится за папу. Молча и спокойно.

Каждую среду я встречаюсь с одной девочкой пяти лет. У нас с ней маленький ритуал: мы достаём краски, кисти, карандаши и начинаем творить.

Я очень люблю это время, потому что я становлюсь на это время... ученицей. Да, именно я становлюсь ученицей. Хотя я тщательно готовлюсь к этому уроку, чтобы поведать ей что-то новое из мира искусства. Конечно, девочка об этом не догадывается. Но я-то знаю, что после этого урока меня непременно ждёт новое открытие или новые вопросы, на которые я буду искать ответы.

Знакомьтесь — сегодня мой учитель Даша, 5 лет. Диалог из одного урока с ней.

— Давай сегодня учиться рисовать что-то необычное, — сказала Даша.

— Давай! Но я приготовила для тебя интересный урок! Сейчас я познакомлю тебя с художником Полем Сезанном, и мы порисуем вкусные яблоки, как он.

Сегодня у нас праздник — День города. Дождь, с утра ливший что есть сил, перестал, и улицы тут же наполнились людьми. На площадке «Добрый Калининград» много родителей с детьми. Наше Колесо Достоинств очень им нравится! Крутишь Колесо — выпадает одно из человеческих достоинств. Все достоинства хороши, конечно. И взрослые, крутанув Колесо один раз, с выбором его смиряются, даже если хочется, чтобы выпало другое. А дети — нет.

Откуда мы знаем то, что мы знаем? Не спешите с ответом. От родителей, от друзей, от близких, из школы и института — это да. Но вот откуда в нас уверенность, что душа бессмертна, что добро есть, что жить надо по совести? Воспитание? Может быть, да, но, быть может, и не только.

Платон в своей книге «Государство» приводит знаменитый миф об Эре — человеке, которому боги за его заслуги разрешили заглянуть по ту сторону жизни. И вот среди прочего Эр наблюдает, как души, закончившие этап посмертного существования и готовящиеся к новому воплощению, выбирают свой жребий. То есть души знают, что будет. Знают, ради чего идут на землю.

С благодарностью Д. Пеннаку за его книгу «Как роман».

Здравствуй, дорогой читатель! Мы продолжаем разговор о книге. Как и в предыдущий раз, разговор этот не для наших се­ми-, восьми- и даже десятилетних де­тей, а для нас — мам, пап, бабушек, учите­лей, гувернанток, воспитателей детских до­мов и других взрослых, которые любят детей и книги.