Вы хотите обустроить комнату своего ребенка и уже решили поменять мебель, обои, ковер, люстру?.. Не торопитесь, ведь детская — это особое место: помимо общих законов дизайна здесь действуют другие, не менее важные.

Корчак и дети — они всегда были рядом. Встретившись однажды, они уже не разлучались никогда. Вместе августовским днем 1942 года они вошли и в газовую камеру лагеря смерти в Треблинке.

А может, сделать так, чтобы и у детей всего мира — у белых, черных, желтых — тоже было знамя одного цвета? Нельзя ли сделать так, чтобы оно было зеленым — цвета надежды?
Януш Корчак. «Король Матиуш I»

Януш Корчак — это литературный псевдоним, настоящее же имя пана доктора Генрик Гольдшмидт. Он родился 22 июля 1878 года в Варшаве в семье известного адвоката.

Все хочется самим узнать
И на себе испробовать.
И то, что круглая Земля,
Проверить самому.
Но рядом ходят взрослые —
Они все знают лучше.
Что можно и чего нельзя,
Они твердят с утра.
Песня из кинофильма «Приключения Петрова и Васечкина»

«Это невыносимо! Никакой самостоятельности! Уроки сам не делает! Все забывает и теряет! Посуду помыть за собой не может! В карманах полно каких-то фантиков и железок! Опять с кем-то подрался, на уроках балуется!» — как знаком этот крик души родителей младших школьников.
И кажется, где-то есть разумные, самостоятельные дети, очень хорошие дети, из которых вырастут не менее хорошие, талантливые взрослые. Только наш не удался!

В начале сентября 2004 г. празднует свой первый — пятилетний — юбилей Детское отделение при КФШ «Новый Акрополь». С его директором Татьяной Курбатовой мы беседуем о том, что было пройдено и найдено за это время, о подходах к воспитанию и планах на будущее.

• Татьяна, чем Детское отделение «Нового Акрополя» отличается от других центров, работающих в системе дополнительного образования?
Т.К.: Наверное, немногим, но для нас очень важным — коллективом педагогов-единомышленников, людей постоянно ищущих, неуспокоенных, продолжающих постоянно учиться, независимо от того, каков уровень их профессиональной подготовки. Любая самая совершенная, глубокая, интересная программа становится такой только тогда, когда ее осуществляет человек-энтузиаст, любящий свое дело и детей. А еще для нас важна атмосфера творчества, доброты, открытости и уважения.

В мире есть только один по-настоящему чудесный ребенок, и каждая мама его знает.
Жанна Голоногова

«Да куда ей в школу? Таня у меня такая неумеха. В саду, когда выносят рисунки, всегда знаю: самый некрасивый — наш. Дома заниматься не хочет. А начинаю ее ругать: "Тебя же никто в школу не возьмет“ — она в слезы: не пойду я в школу. Как быть?!»
«Мой мальчик ничего не может сделать как следует. Все время ленится. Я его учу читать, писать. Если плохо, заставляю переделывать. А Петя все время говорит: "Я не умею, у меня не получается. Я лучше буду играть“. Но сколько же можно играть? А может, его надо больше хвалить? Но за что?..»
«У моей дочери на все замедленная реакция. Прямо спит на ходу. Долго зашнуровывает ботинки, вяло ест. На нее все жалуются, я тоже раздражаюсь, особенно когда надо спешить. Воспитательница меня утешает, говорит: "Если ее не торопить, она со всем справится“. Но как же она будет учиться в школе?!»

Штормовой ветер рвет паруса. Глаза слепит песок. Пляшут языки пламени. Сильные руки не дают погаснуть огню. Слышны удары по наковальне. К вечеру кузнец должен выковать наконечники для стрел. Несмотря на стихию, сражение на доске хнефатафла состоится!

Нет, это не кусочек древней саги, а всего лишь одно мгновение из жизни детской экспедиции «Лагерь викингов» на Куршской Косе.
Давно известно, что летом надо отдыхать и взрослым, и детям. Но куда же поехать? Как правило, выбирают родители, иногда родители вместе с детьми, но бывает — и сами дети. Беспокойных манят странствия и приключения, романтичных — тайны деревьев, птиц, волн, песка, а любознательных зовут в дорогу исторические открытия. Возможность отправиться в детскую экспедицию на Куршскую косу оказалась как нельзя кстати.

Долгое время слово «институтка» вызывало ассоциации лишь с чем-то жеманным, пронафталиненным и нежизнеспособным. А сегодня все чаще в рекламе учебных заведений встречается словосочетание «институт благородных девиц». Форма возвращается, но возвращается ли идея, заложенная в нее создателями?

...Через женщину только прогресс человечества проникает в нравы людей, в характер народа и его общественную жизнь.
К.Д. Ушинский

— Но почему, Джон, почему? — спрашивала мать.
— Почему так трудно быть таким же, как все?
Р. Бах. Чайка по имени Джонатан Ливингстон

«Мама, мама, смотри, кудрявый ежик», — закричал ребенок, показывая рукой на экран телевизора. На экране вся ежиная семья — мама, папа и еще двое обыкновенных колючих детей-ежей — пыталась выпрямить кудряшки «младшенького». Чего только они ни делали: вытягивали кудряшки, привязав их к деревьям, подобно бельевым веревкам, смазывали смолой, чтобы стояли прямо, состригали — бесполезно: отрастали новые и снова кудрявились. Наверное, родители и не стали бы затевать всего этого (потому что несмотря на отсутствие колючек любили своего сыночка), если бы не ворона. Пролетая мимо, она посчитала своим долгом исправить ситуацию. Она изобретала все новые и новые способы борьбы с кудряшками. И когда ни один из них не помог, побелела.

Когда несколько лет назад скромные прежде «институты» стали величать себя «Академиями» и «Университетами», а вместо привычных «школ» кругом выросли «гимназии» и «лицеи», показалось, что еще немного, и Россия будет осчастливлена появлением новых пушкиных, дельвигов, ломоносовых... Но время идет, а чуда так и не происходит — похоже, дело все же не в названиях и не в количестве нулей в счетах за обучение. А в чем?
Однажды русская педагогика попыталась ответить на этот вопрос — и сегодня, спустя 190 лет, это по-прежнему самый яркий из ответов...

Эта небольшая статья — для родителей, чьим детям от 5 до 12 лет. Впрочем, многое из того, о чем мы будем говорить, может пригодиться и с более младшими, и с более старшими детьми.
Никакой америки мы не открываем и не предлагаем ничего сверхнового — наоборот, вспоминаем хорошо известное, проверенное годами. Наша задача состоит в том, чтобы из отдельных элементов собрать для ребенка яркую мозаику праздника.
Спросите у ребенка, какие праздники он любит больше всего, — наверняка он ответит: новый год и день рожденья. Скажу вам больше: так отвечают 96 детей из 100. Да что говорить — ведь и мы, взрослые, отнюдь не равнодушны к дню своего рождения, и нам хочется, чтобы он был необычным, не похожим на другие дни...