Когда несколько лет назад скромные прежде «институты» стали величать себя «Академиями» и «Университетами», а вместо привычных «школ» кругом выросли «гимназии» и «лицеи», показалось, что еще немного, и Россия будет осчастливлена появлением новых пушкиных, дельвигов, ломоносовых... Но время идет, а чуда так и не происходит — похоже, дело все же не в названиях и не в количестве нулей в счетах за обучение. А в чем?
Однажды русская педагогика попыталась ответить на этот вопрос — и сегодня, спустя 190 лет, это по-прежнему самый яркий из ответов...

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

Эта небольшая статья — для родителей, чьим детям от 5 до 12 лет. Впрочем, многое из того, о чем мы будем говорить, может пригодиться и с более младшими, и с более старшими детьми.
Никакой америки мы не открываем и не предлагаем ничего сверхнового — наоборот, вспоминаем хорошо известное, проверенное годами. Наша задача состоит в том, чтобы из отдельных элементов собрать для ребенка яркую мозаику праздника.
Спросите у ребенка, какие праздники он любит больше всего, — наверняка он ответит: новый год и день рожденья. Скажу вам больше: так отвечают 96 детей из 100. Да что говорить — ведь и мы, взрослые, отнюдь не равнодушны к дню своего рождения, и нам хочется, чтобы он был необычным, не похожим на другие дни...

0
0
0
s2sdefault

Вон, во дворе, стайка курносых карапузов, перебивая друг друга, с упоением играют в игру с простым и хорошо известным названием: «Кем я буду, когда вырасту». Профессии, обычно, выбираются по взрослым меркам либо малозначительные, либо запредельно фантастические:
–    Я буду шофером. Весь день буду рулить и бибикать.
–    А я буду милиционером. У него такие красивые блестящие сапоги и полосатая палочка.
–    А я буду мороженщицей, целый день буду есть мороженое сколько захочу!...
–    А я...
–    А я...

0
0
0
s2sdefault

— Давайте поиграем. Я называю слово, а вы пишите в течение минуты все, что происходит в голову. Приготовились? Итак, слово “литература”.
Минута напряженной тишины. По партам бегают солнечные зайчики. Кто-то пишет. Кто-то смотрит в окно, держа в зубах карандаш. Кто-то хихикает. Время подходит к концу. Зачитываем ряд ассоциаций:
Учитель, Пушкин, библиотека, поэма, рассказ, перо, чернильница, Лермонтов, тетрадь, урок, учебник, сочинение, занудство…
Смотрю в глаза ребят, удивленных столь странной игрой, и не нахожу вдохновения…

0
0
0
s2sdefault

За окном еще поют метели, с неба сыплются белые крупинки снега, и кажется, что до весны еще очень далеко, а уж до осени… Но для тех, чьи дети 1 сентября пойдут в школу, время имеет свой счет. Для них неокончившаяся зима, весна и долгое лето вмещаются в одну короткую фразу: «Скоро в школу!» И ведь действительно скоро. Считать и читать можно научить ребенка за лето. Но только ли это нужно будущим первоклашкам? Школа – дело взрослое, и к нему стоит подготовиться.

0
0
0
s2sdefault

Первые торжественные аккорды, прозвучавшие достаточно громко, заставили меня вздрогнуть. Глаза медленно привыкали к темноте. Узкое помещение напоминало коридор средневекового замка. Сводчатый потолок, деревянные балки, факелы на стенах... Вдруг двери в конце коридора распахнулись. Стало гораздо светлее, и я увидел, что стою среди ребят и девчонок моего возраста, одетых явно на праздник. В коридоре можно было уместиться, только стоя по двое. «Как танцевальные пары перед выходом», - подумалось мне.

0
0
0
s2sdefault

В детстве я мечтала быть Женькой, той самой Женькой из Тимура и его команды», которая умела хранить тайны, помогала всем, кому нужна была хоть какая-то помощь, той Женькой, у которой был настоящий штаб, со штурвалом и тайной системой оповещения, и настоящие друзья. Я даже расстраивалась из-за того, что сейчас не война, потому что все то, что происходило с Женькой, по моему глубокому убеждению, могло происходить только во время войны.
Я жалела и страдала от того, что негде совершать подвиги, что нет в реальной жизни приключений. О них пишут лишь в книгах. Я успокаивала себя этим, а внутри все равно жила какая-то надежда, щемило и радостно трепетало сердце от того, что, может быть, это сбудется. Странно, но сбылось это через много-много лет, когда волей Судьбы или случая (что, впрочем, одно и то же) я стала работать с детьми. Ожили детские мечты и очень сильно захотелось, чтобы те, которые сегодня читают, или, скорее, не читают «Тимура», пережили эти приключения, чтобы мудрые взрослые, которые всегда знают, как надо и как не надо, не воспитывали словами, а , наконец, стали друзьями, стали примером, на который можно смотреть и хотеть стать такими же. Захотелось, чтобы у них было приключение, которое изменит их больше, чем любые слова воспитателя, потому что у них будет свой опыт, который ценнее и важнее любого другого. Все, о чем написано ниже, происходило на самом деле. Это был не первый и не последний выезд с детьми на природу детской студии «Камелот». Он был «сотворен» (трудно подобрать другое слово) взрослыми, которые не играли роли, а видели осуществленными мечты о «Тимуре», о «Двух капитанах», о рыцарских турнирах, обучить острове сокровищ или о каком-то другом острове.

0
0
0
s2sdefault

Недавно рядом со мной в вагоне метро сели девочка лет десяти и ее мама. Они о чем-то спокойно беседовали, как вдруг девочку словно что-то толкнуло. Переменившись в лице, она оборвала разговор на полуслове, схватила болтавшийся у нее на рюкзачке брелок и начала сосредоточенно нажимать на нем какие-то кнопки. Через несколько минут она вернулась к разговору, инстинктивно продолжая сжимать брелок в руке. Это был тамагочи - маленькая незатейливая игрушка, которая, появившись меньше трех лет назад, со скоростью эпидемии распространилась по миру, захватывая и детей, и взрослых. Я поймал себя тогда на мысли, что мы опасались тотального вторжения компьютеров - этаких супермонстров, вершины искусственного интеллекта, а на самом деле они уже вошли в жизнь миллионов людей «с черного хода» - через кажущиеся безобидными игрушки, игры и прочие компьютерные забавы. И тамагочи - один из ярких примеров такого, можно сказать, "захвата" нашей жизни жизнью искусственной, или виртуальной.

0
0
0
s2sdefault

Началось все это со сказки.
Зимнее утро. Нет солнца, но нет и снега. Холодно, неуютно, грустно. Центр города, а ни одного человека... Мы с ребятами решаем проверить, что было бы, если бы Маленький принц приземлился не в пустыне, а в центре большого города. Стоим, оглядываемся. Восемнадцать Маленьких принцев, чуть постарше того, из сказки.
Редким прохожим нет никакого дела до детей, листающих книжку. И даже если обратиться к ним с вопросом, могут не услышать, они заняты своими проблемами... Здесь, в городе, так много людей, все время что-то происходит, меняется, а на самом деле хуже, чем в пустыне. Ведь там Маленького принца умели слышать.

0
0
0
s2sdefault

"Сегодня мы будем писать сочинение", - сказала не учительница, а (не удивляйтесь ) воспитательница детского сада, и не детям, а их мамам и папам, пришедшим на родительское собрание. — Тема сочинения: "Мой ребенок самый лучший, потому что он..."
"Боже мой, мне и в голову не приходило об этом подумать! Все ругаю, ругаю..." - вырвалось у одной из мам.
Остальные молчали. Перед каждым — чистый лист бумаги, лица серьезны и сосредоточенны. И, как когда-то в детстве, один мечтательно загляделся в окно, другой уставивился в потолок, третий упорно высматривал на листке пока еще невидимые буквы. Очень хотелось описать все как есть, но нужные слова не приходили. В комнате повисла мертвая тишина. И вот, минута, две, пять... — рука потянулась за ручкой, и перед глазами стали оживать картинки случайных наблюдений за собственным ребенком.

0
0
0
s2sdefault