Зачем ты пришел в этот мир? Почему родился именно в это время и в этом месте? Что останется после тебя?

Нет в мире книг, в которых давались бы исчерпывающие ответы на эти вопросы. Но есть книги, которые заставляют тебя думать об этом.

«Муки и радости» — из таких. Это книга о судьбе одного из величайших гениев мирового искусства — Микеланджело Буонарроти. Перед нами проходит его путь с 12 лет до смерти.

 

Автор, Ирвинг Стоун, написал эту книгу на пике своего творчества, и в ней отразились те же принципы, которыми он руководствовался, когда писал романы о Ван Гоге, Джеке Лондоне, Аврааме Линкольне и других великих людях.

Стоун уверен, что писатель-биограф «должен отправиться в путь, чтобы собственными глазами увидеть места, где жил и действовал его герой, увидеть светившее ему солнце, землю, по которой ступала его нога, узнать, каков облик города или сельской местности, где жил герой».

Чтобы почувствовать дух Микеланджело, ему пришлось, продав дом в Калифорнии, на четыре года стать паломником по Италии — он учился добывать и обтесывать мрамор в горах Каррары, бродил по улочкам Сиены и Болоньи, пядь за пядью изучал храмы Флоренции и Рима. А еще эти годы вместили огромную исследовательскую работу: «К счастью, сохранилось немало старинных документов и во Флоренции и в Риме; в них я нашел множество записей, касающихся Микеланджело и его семейства... Почти половина романа „Муки и радости“ основана на вновь открытых материалах, никогда ранее не публиковавшихся».

Ирвинг Стоун (1903-1989)

Еще один принцип работы Стоуна — писать «с позиции героя, глядя на все его глазами». Юный гений, «прекрасный и милый» Пико делла Мирандола, тщедушный ипохондрик и «живой справочник по древней мудрости» Марсилио Фичино, некрасивый Полициано, жесткий политик и тонкий ценитель искусства Лоренцо Медичи... Захватывает дух от числа гениев на единицу времени и места, но не все из этих творцов Возрождения изображены так, как мы привыкли их воспринимать. Не благостно и величественно. Перед нами предстают живые люди, да еще увиденные глазами Микеланджело, да еще так, как это представил себе Ирвинг Стоун. Сам Микеланджело тоже благостным не был. А каким был? Примерно на сороковой странице у тебя возникает острое желание открыть какой-нибудь альбом с произведениями Ренессанса или хотя бы найти в Интернете работы Микеланджело, — ты понимаешь, что здесь, в творениях гения, заключена его душа, его темперамент, характер, отношение к миру, Богу, людям...

Что останется после каждого из нас? Дерево, дом, сын? Счет в банке? Чье-то согретое сердце? Много это, мало — как измерить? Микеланджело хватило бы одного «Давида», или «Пьеты», или «Моисея», или росписи Сикстинской капеллы, чтобы остаться в веках... Но кажется, что, даже если бы этот потомок ростовщиков Буонарроти остался простым каменотесом, как мечтал в детстве, что-то в мире изменилось бы. Герой романа Стоуна — это мощь, сила и борьба. Это вера в человека и его созидательный труд. Это неуживчивость и фанатизм по отношению к работе. Это длинная плодотворная жизнь...

Еще один герой романа — время. Для нас эпоха Возрождения — это прекрасные полотна, скульптуры, храмы. А ведь XIV–XVI века — это еще и войны, инквизиция, кровь, ненависть, власть денег... Но все же и прекрасные полотна, статуи, храмы... Стоун и его герои словно говорят нам: не нужно ждать прекрасных, светлых, идеальных времен, чтобы создавать прекрасное, светлое, идеальное. Видеть за темной пеленой реальности иное, настоящее и жить им — удел гениев. Но и обычный человек способен на это. Творите свою жизнь сегодня и будьте счастливы!

You have no rights to post comments