Слово «демократия» сегодня — одно из самых употребимых в СМИ. Мы используем его так часто, что практически не задумываемся о его значении. И даже когда задумываемся, вкладываем в это слово порой совершенно различные смыслы. Это может привести к непониманию, так что давайте разберемся. Демократии бывают разные.

Античная демократия. Это греческая демократия, доставшаяся нам в наследство от Золотого Века Афин. Ее особенность в том, что источником власти был «демос» — наиболее активная и ответственная часть горожан, своего рода «живые силы» полиса. К этому времени относится и рождение понятия «гражданин», которое во времена греческой демократии еще было наполнено смыслом.

Сегодня гражданином может стать любой человек, это понятие связано с местом проживания. Гражданство присваивается по достижении определенного возраста или покупается. Во времена афинской демократии быть гражданином означало проявлять ответственность за общее благо. Рост и развитие любого человека всегда связаны с ростом уровня его ответственности. В детстве ребенок не может отвечать за себя — эту функцию выполняют родители. Потом человек становится постепенно способным самостоятельно отвечать за себя. Чуть позже, с ростом его сознания, он обретает способность отвечать не только за себя — он готов к созданию семьи. Когда же его способность отвечать за других и заботиться об их благе вырастет еще сильнее, он становится гражданином: человеком, сознательно заботящемся об общем благе.
Конечно, во все времена количество таких людей было ограничено. Поэтому афинский «демос» — это не все люди, это «живые силы» города, его гражданское общество. Следует заметить, что это идеальная модель демократии, и в таком виде она даже во времена Перикла почти не существовала. Но как модель она осталась и продолжает нас вдохновлять, призывая каждого человека развивать гражданина в себе самом.

Демократия Платона. В одной из своих самых известных работ «Общее дело» (правда, сегодня название 'Res Publica' чаще переводят как «Государство») Платон описывает концепцию и процесс создания идеального государства. А потом описывает процесс его естественной деградации через несколько последовательных политических форм по убыванию: Аристократия, Тимократия, Олигархия, Демократия, Тирания. Таким образом, в понимании Платона демократия — одна из самых низких в политическом смысле форм правления. Здесь нет противоречия, потому что в данном случае Платон говорит уже не об избранной части народа, а о народе в целом. Впрочем, дадим слово самому Платону:

Демократия... осуществляется тогда, когда бедняки, одержав победу, некоторых из своих противников уничтожат, иных изгонят, а остальных уравняют в гражданских правах и в замещении государственных должностей, что при демократическом строе происходит большей частью по жребию.
Казалось бы, это самый лучший государственный строй. Словно ткань, испещренная всеми цветами, так и этот строй, испещренный разнообразными нравами, может показаться всего прекраснее. Вероятно, многие подобно детям и женщинам, любующимся всем пестрым, решат, что он лучше всех.
В демократическом государстве нет никакой надобности принимать участие в управлении, даже если ты к этому и способен; не обязательно и подчиняться, если ты не желаешь, или воевать, когда другие воюют, или соблюдать, подобно другим, условия мира, если ты мира не жаждешь. И опять-таки, если какой-нибудь закон запрещает тебе управлять либо судить, ты все же можешь управлять и судить, если это тебе придет в голову. Разве не чудесна на первый взгляд и не соблазнительна подобная жизнь?

Далее. Разве не великолепно там милосердие в отношении некоторых осужденных? Или ты не видел, как при таком государственном строе люди, приговоренные к смерти или к изгнанию, тем не менее, остаются и продолжают вращаться в обществе: словно никому до него нет дела, и никто его не замечает, разгуливает такой человек прямо как полубог.
***
Опорожнив и очистив душу юноши, уже захваченную ими и посвященную в великие таинства, они затем низведут туда, с большим блеском, в сопровождении многочисленного хора, наглость, разнузданность и распутство, увенчивая их венками и прославляя в смягченных выражениях: наглость они будут называть просвещенностью, разнузданность — свободою, распутство — великолепием, бесстыдство — мужеством. Разве не именно так человек, воспитанный в границах необходимых вожделений, уже в юные годы переходит к развязному потаканию вожделениям, лишенным необходимости и бесполезным?
Реальное «народовластие» недолговечно и опасно. Слова Платона убедительно подтвердили самые известные революции: Французская и Октябрьская. Такая «демократия» губительна для общества.

Современная демократия. Современное «демократическое» общество не является в чистом виде демократией ни в одном из выше приведенных смыслов. Народ не является источником власти (это привело бы к трагедии, да и современная олигархия не заинтересована в передаче власти народу). Демократические ценности декларируются, но не преследуются. Последнее столетие легализовало ложь как неотъемлемую составляющую большой политики: сегодня уже больше никого не удивляет лживый политик; врать, достигать собственных целей любыми средствами — это часть его работы.

С другой стороны, нельзя сказать, что все современные демократии одинаковы. В части европейских стран можно наблюдать красивую попытку вернуться к изначальным демократическим ценностям античных времен, за которыми, возможно, наше общее политическое будущее. Это процесс медленный, ведь он связан с формированием гражданина в каждом члене общества.

Так что «демократии» бывают разные, и всегда нужно отдавать себе отчет, о какой из них идет речь в том или ином случае.

You have no rights to post comments