В одной из своих работ Мирча Элиаде выделял два образа бытия в мире: сакральное и профанное (священное и мирское). И дело не в вере или неверии в Бога. Отличие — в глубине ощущения своей связи с этим миром и своего положения в нем, я бы даже сказал — в чувстве жизни, в отношении и понимании ее. И это проявляется во всех аспектах жизни человека. Первый ощущает окружающее как живое и неразрывно связанное с ним, что переживается им как своего рода глубокое «мистическое соучастие». Второй отделен от природы и мира, его контакт с ними ограничивается поверхностью вещей.

Уж подлинно, что там чудес палата!

Куда на выдумки природа таровата!

                                               И.А.Крылов

Лето наступило, мы хотим хорошо отдохнуть, набраться сил и вдохновиться.

Для меня вдохновение в первую очередь в красоте природы, в частности, растений. Хочу сегодня поделиться тем, что меня удивило — особенные цветы, оригинальные выдумщики, обманщики и добрые друзья — орхидеи.

Если всматриваться в явления природы с точки зрения философии, очень увлекательно искать и находить аналогии с человеком. Ведь как говорят Пифагор, Платон и платоники человек — это микрокосм. Познавая себя, мы познаем Вселенную. Наверное, можно попробовать и обратный процесс: открывая законы Вселенной, обнаружить их отражение в нас самих.

Есть такое явление: проводимость, и физика его изучает. Как и многие явления оно описано. Проводимость — это способность пропускать электрический ток, передавать тепло. Это явление напрямую связано с наличием в металлах свободных электронов.

Некоторые простые физические законы имеют порой очень жизненные параллели. Сегодня поговорим о понятии средней скорости и том, как можно ее увеличить.

Задачка

Для начала простая задачка. От Волгограда до Москвы 1000 км. Вы выезжаете из Волгограда и едете в Москву с постоянной скоростью 100 км/ч. А весь обратный путь у вас постоянная скорость 10 км/ч. Какой в итоге будет средняя скорость вашего движения за время всего путешествия?

Однажды в университете я готовила доклад о русском космизме. Продираясь через текст исследовательской работы о Циолковском, я решила всё же заглянуть в оригиналы его произведений — и была поражена простотой языка, ясностью мыслей, а главное — светом доброты и мудрости, которых невозможно было ожидать от исследовательской работы. Изобретатель издавал небольшие брошюры, чтобы передать людям то важное, что сам понял об устройстве мира, о единстве, о бессмертии, о будущем… Это было первое удивление: работы философа могут быть понятны и близки; они про жизнь, про мою жизнь.

На улице Мира в Волгограде сегодня шумно. Активно трудятся эвакуаторы. У них много работы: нужно переместить автомобили, которые граждане непредусмотрительно запарковали в соответствии со всеми правилами ПДД. Водители только забыли, что завтра парад и что завтра здесь пойдут танки. Поэтому сегодня их автомобили куда-то увезут, а вечером, возвращаясь с работы, водители будут их искать.

Я иду по улице Мира, смотрю на все происходящее, и мне это не нравится. Мне не нравится, что автомибили эвакуируют без предупреждения. Мне не нравится, что День Победы в страшной войне мы отмечаем парадом военной техники. Мне не нравится, что новый асфальт на моей любимой улице в очередной раз будет убит гусеницами уродливых танков (что, резиновые накладки на гусеницы? — нет, не слышали). В принципе, он уже убит во время недавней репетиции парада:

Этот вопрос очень часто возникает на занятиях в нашей философской школе, поэтому хочется внести в него ясность. Вопрос связан с учением Платона об идеях, в котором он разделяет мир идей и мир становления, мир чувственный, в котором мы находимся.

Чуть подробнее с учением об идеях можно познакомиться здесь, а сегодня мы коснемся очень узкого аспекта этого учения: связи человека с миром идей. Или, еще более конкретно: может ли человек на него воздействовать, может ли человек создавать идеи, мечты и т. д.?

Недавно я вслушивалась в пение соловья и обнаружила, что голосов было несколько. Сначала звучала одна мелодия: красивая, с множеством переливов, раскатистая, веселая. А потом другая — неуверенная и прерывающаяся. После чего сильный и звонкий голос вступал снова. Меня это очень удивило, подумала, что кто-то учится петь?

 

 Амадина Гульда

 

Однажды я услышала от своего друга-философа ответ на вопрос, чему важнее всего учиться человеку. «Создавать узы и выбирать», — сказал друг. И сегодня, когда ученые серьезно обсуждают новые эволюционные теории, я все чаще вспоминаю этот фрагмент из нашего разговора.

Сейчас активно развивается новая экологическая модель эволюции, в основе которой лежит системный подход к концепции жизни. Сама жизнь в рамках этой модели рассматривается как единое космическое явление. В теории Геи, например, выдвинутой в рамках экологической модели британским ученым Джеймсом Лавлоком и американским исследователем Линн Маргулис, планета Земля рассматривается как живое существо, разные уровни жизни которого влияют друг на друга.

С детства меня завораживает идея вечного движения и вечного двигателя. Как физик я понимаю, что вечный двигатель невозможен, но как философ я знаю, что он должен быть: у наблюдаемого в природе движения должна быть причина, должен быть источник. Поскольку во всех философских традициях мир, бытие вечны, то и источник должен быть таковым. Но как его найти?

Некоторые любопытные идеи может подсказать философская традиция. Еще в VI в. до н. э. Парменид сформулировал так называемые «предикаты Бытия»: по сути, описал свойства Бога. Одним из его ключевых свойств является неподвижность: Богу нет необходимости двигаться. Ему некуда двигаться, потому что он совершенен, не развивается и уже есть везде. Он недвижим. И при этом он источник всего в этом мире, в том числе — и движения.