Давайте для начала попробуем понять термины, которые закодированы в таком замысловатом названии.

Что такое менеджмент?

По сути менеджмент был всегда и везде, где были социальные группы, потому что любой группе для существования необходим определенный порядок взаимодействия её членов для совместного выживания и процветания группы. Менеджмент как отдельная область знаний, как современная наука об управлении социальной организацией зародился в США на заре ХХ века. Сейчас это вполне самостоятельная наука, с научным подходом, плодами которой вполне успешно пользуются различные организации от компаний до государств. В последнее время принципы организации компаний стали переносить и на организацию жизни. Остро встает вопрос управления самим собой и своей жизнью, учитывая как много разноплановых мыслей и желаний одновременно спорит в каждом человеке.

 

Центральное место в любом подходе к менеджменту занимает понятие цели, потому что если нет цели, то и управлять незачем. Если у нас нет никакой цели, если нам всё равно, что произойдёт с этой организацией, с эти государством, то зачем этим управлять? Собственно цель — это то, вокруг чего и образуется организация. И если вы посмотрите на свой опыт, то все социальные группы, в которые вы включены, имеют какие-то общие цели. От глобальных до каких-то одномоментных, ситуативных. (Я, например, состою в родительском комитете класса моей дочери, глобальная цель которого создавать комфортную среду и способствовать развитию наших детей, а каждую среду мы организовываем сушку детей вышедших из бассейна).

То же происходит и с нами: сознательно или бессознательно возникают цели, желания, мечты, к которым мы стремимся, и мы каким-то образом собой управляем, чтобы достичь этой цели. Вся наша жизнь — это стремления к каким-то целям маленьким и большим.

 

Если вы проанализируете сегодняшний день, станет очевидно, что весь он был соткан из целей: текущих — доехать до работы, накормить семью, — более глобальных — закончить институт, купить машину, накопить на летний отпуск.

Современное общество, не случайно названное «обществом потребления», навязывает людям большей частью материальные цели: нам рассказывают, что без нового айпода, машины, спортивного костюма именно этой марки, мы никогда не будем счастливы, не будем крутыми, статусными, или как минимум не будем как все.

Любая цель требует ресурсов и управления этими ресурсами, требует вложений, но не всегда даёт отдачу. Как часто, достигая какой-то поставленной цели, мы не чувствуем удовлетворения или оно быстро проходит. Так происходит распыление наших ресурсов, наших физических и душевных сил, на вещи, которые не приносят нам удовлетворения.

Человек не может жить как овощ, ему необходимо куда-то двигаться. И возникает другая цель, которая уж наверняка (!!!) принесёт удовлетворение и счастье. И человек опять тратит свои ресурсы, и опять остаётся у разбитого корыта.

 

И если мы нарисуем графически нашу жизнь, где по абсциссе время нашей жизни, а по ординате удовлетворение жизнью, то будет такая картина: ломанная с краткими положительными пиками в точках достижения целей. А если мы представим нашу жизнь в виде движения к разнонаправленным целям, то оно будет хаотичным, ненаправленным, когда мы ходим кругами по одним и тем же тропам, или бросаемся из крайности в крайность, но обнаруживаем себя в исходной точке. Мы двигались, но внутреннего результата в виде счастья нет. При этом мы тратим себя, физически, душевно, и, самое страшное, тратим время своей жизни — а это невосполняемый ресурс. Но мы не знаем, найдем или потеряем в погоне за новой целью.

Этот же эффект заметили и менеджеры относительно работы компаний. Были компании, которые успешно стартовали, быстро разрастались, и также внезапно уходили со сцены, на фоне казалось бы приумноженных ресурсов и наработанного опыта. И тогда в 80-х годах прошлого века стала очень популярной идея о миссии компании. Определений этого таинственного термина в менеджменте много:

  • это основная общая цель организации, для осуществления которой разрабатываются цели
  • это причина существование, предназначение компании, смысл её существование
  • это философия компании

Оказалось, что для длительной успешной жизни компании недостаточно просто ставить цель «заработать больше денег», или «вытеснить конкурентов», необходима длительная цель выходящая за рамки повседневной жизни, необходимо понимать, зачем, для чего существует компания, каков её смысл, что она несёт своим существованием, какова её философия. И только при наличии миссии, компания приобретает основу, на которой может выстроить:

  • целеполагание — цепочка от одной цели к другой, для осуществления миссии
  • принципы принятия решений — т. е. собственно управления
  • оптимальное расходование ресурсов

Когда повседневная жизнь компании строится на одной философской основе, на одном стержне, тогда её жизнь приобретает направленность, единую линию, и это даёт рост и процветание.

Примеры миссий компаний:

  • Миссия IKEA:«Улучшение повседневной жизни каждого»
  • Миссия Facebook: «Предоставить людям возможность поделиться своей жизнью с другими и сделать мир более открытым и единым»
  • Миссия Google: «Удобно организовать всю информацию в мире и сделать ее доступной и полезной каждому»
  • Миссия Microsoft: «Предоставить каждому возможность полностью реализовать свой потенциал»
  • Миссия Twitter: «Мгновенно соединять людей повсюду»
  • Миссия Nike: «Дарить вдохновение и инновационные решения каждому атлету в мире»
  • Миссия Coca-cola: «Освежать мир, тело, разум и дух; Пробуждать оптимизм с помощью наших напитков и наших дел; Привносить смысл во все, что мы делаем»

 

Можно поспорить о пользе некоторых продуктов этих компаний, но эти компании успешные долгожители. Давайте посмотрим, на чём основаны их миссии:

  1. на вечных ценностях, которые никогда не иссякнут: единство, любовь и доброта к людям, красота;
  2. на служении людям (а не своим интересам), чтобы приносить людям пользу, дарить радость общения, радость творчества, радость здоровья;
  3. на том чтобы преображать этот мир, делать его лучше, помогать людям преображаться;
  4. на том, чтобы самим становиться лучше.

То есть миссия:

  1. основана на вечных ценностях: на добре, на красоте, на справедливости, то есть на тех вещах, которые можно выразить одним словом «Благо»;
  2. направлена в окружающий мир, на его преобразование;
  3. и в то же является основой для собственного роста и развития компании;
  4. процесс достижения миссии, не может остановиться, он вечен.

 

И при том, что миссии имеют сходные черты, у каждой компании своя собственная миссия, своё призвание.

И если мы применим эту формулу к себе, и если мы найдем для себя такую миссию, то окажется, что

  • и наша жизнь может быть направлена, последовательна, потому что мы будем делать те выборы, и принимать те решения, которые будут соответствовать нашей миссии;
  • мы можем бесконечно расти и развиваться, и преображать окружающий мир и себя, и при этом выполнять именно своё призвание;
  • быть счастливыми в этом непрерывном пути, а не только в точках достижения краткосрочного результата.

И миссию такую нужно искать в вечных ценностях, идеалах. И подспорьем в поиске такой миссии может стать философия — любовь к мудрости.

Погрузившись в философию, мы обнаружим, что в ней живут идеалы, принципы, которые были ценны для всех людей, на протяжении всех поколений, но выражались в разных формах, традициях, учениях. Этим мы и занимаемся в «Новом Акрополе» — погружением в философию. Здесь никто не даёт готовых рецептов, но, проделав определенный путь, каждый сможет сформировать свое мировоззрение, найти свое призвание и построить свой путь.

Итак друзья, первый шаг в философском лайф менеджменте — это заложить фундамент нашей жизни — определить свои ценности, и найти свою миссию. Или другими словами ответить на вопрос «Куда я живу?» Именно с этого начинается управление жизнью.

Следующая ступень, которая предлагается в стратегическом менеджменте — это виденье. Виденье — это описание идеального состояния компании в будущем, ориентир движения компании. Что значит «идеальное»? Виденье — это не прогнозирование, где учитываются все ограничивающие факторы, это, скорее, полёт воображения: какой мы хотим видеть компанию? каково её будущее?

 

Если мы применим к себе этот инструмент, то получится, что мы должны найти идеального себя. Но не с точки зрения условий и окружения, в котором мы будем находиться, а какие мы будем внутри? Какими мы должны быть, какими качествами должны обладать, как мыслить, говорить и поступать, чтобы самим собой наслаждаться и быть способным реализовать свою миссию?

То есть миссия ответит на вопрос «что мне делать?», а виденье — «каким я должен быть, когда буду это делать?» Миссия — это путь, видение — это конечная точка. Но и ваша миссия, и видение будут видоизменяться в соответствии с тем, как вы будете расти.

А другая часть видения — это видение мира (кстати, с этого можно и начать, если нет видения себя и миссии): каким я хочу видеть мир вокруг себя? Задавайте себе этот вопрос, и отсюда родится ваше виденье и даже конкретные цели: каким я хочу видеть мир вокруг себя? А каким вижу? А что можно сделать, чтобы изменить это? Какими я вижу людей? Какими я хочу видеть? А что я могу сделать в отношениях, что мне надо изменить в себе, чтобы они изменились?

Итак, у нас есть миссия и видение, что же дальше? А дальше надо решиться.

Надо отметить, что и миссия и видение — это ещё и про ответственность, которую мы готовы взять на себя. Ибо если я вижу недостатки в себе, в отношениях с людьми, в мире вокруг, у меня есть две возможности:

  1. считать, что это невозможно изменить — то есть отказаться от ответственности, смириться и тихо негодовать в душе о таком положении дел ( ну, такой у меня характер, ничего не поделаешь, не я плохой — мир плохой, да это плохо, но здесь от меня ничего не зависит)

или

  1. принять ответственность на себя и двигаться, выполняя свою миссию, в направлении своего видения.

И если Вы решаетесь у вас есть шанс на развитие — на эволюцию.

У нас в «Новом Акрополе» чуть иной взгляд на эволюцию, чем в научной эволюционной теории, где эволюция — это адаптация к условиям внешнего мира. Мы рассматриваем эволюцию человека как внутренний рост, развитие, и влияние на внешний мир во благо. И если вы умудритесь превратить свою жизнь в увлекательный непрерывный процесс развития и роста, вам больше никогда не будет скучно жить.

 

Итак, мы решились. Что дальше?

А дальше давайте вернемся к менеджменту как науке.

В менеджменте выделяют субъект — это тот, кто управляет и воздействует, и объект — то, на что направлено это воздействие. Если мы беремся за управление собой, то получается интересная ситуация: субъект и объект — один и тот же я. Тогда вопрос, кто же в нас будет управлять нами? Кто будет нашим менеджером? Кто будет следить за выполнением нашей миссии? Кто определяет наши решения и поведение? Наш ум, наш опыт, настроение? Наши привычки? Мужчина, наступивший на ногу в трамвае?

В менеджменте, как науке, есть несколько подходов. Один из них системный, это значит, что объект менеджмента рассматривается как система — некая целостность, состоящая из нескольких взаимосвязанных элементов, каждый из которых вносит свой вклад в характеристику целого.

Можем ли мы сказать, что человек — это тоже система? Из каких элементов мы состоим? Тело, эмоции, ум — и все эти компоненты взаимодействуют, и каждый из них даже берет управление в свои руки вне зависимости от нашей воли. Если мы представим, что в организации власть переходит от отдела к отделу, как будут обстоять дела? Власть будет у снабженцев, и они отдадут все средства на материалы, не задумываясь о том, что они еще нужны для зарплаты. Власть оказалась у маркетологов, и все средства пошли на рекламу, у бухгалтерии — и самым главным станет порядок и учет, а потребности производства и качество обслуживания клиентов отойдет на второй план. Очевидно, что для предприятия важен некий управляющий центр, который будет, опираясь на понимание миссии, принимать решения, видя всю картину происходящего, и сумеет все силы подчинить миссии и направить во благо общего дела. Есть ли у человека такой центр? Есть, и мы все его чувствуем, именно он является носителем нашей философии, там живут наша Воля, Любовь и Разум, но не всегда наши поступки продиктованы оттуда.

Поэтому наша задача — забрать управление у ситуативных хозяев (тело, ум, эмоции) и отдать управление в руки менеджеру, своему Разуму Сердца, той внутренней совести, сознанию, которое, опираясь на наши ценности, будет принимать более верные решения.

 

Итак, у нас есть миссия, виденье, решимость, менеджер и наша жизнь. Что же с этим делать дальше?

В менеджменте дальше нужно понять, какой продукт, услуги мы будем выпускать — т.е. собственно поставить производственную цель.

Нам же с вами не всегда понятно, с какой стороны начать, за что взяться, сесть и придумать с чего я начну, быть добрым и мудрым, помогать экологии и т.д. невозможно. Но задачи ставит перед нами сама жизнь: сегодня вас попросили помочь в каком-то деле — не спешите отказываться, может быть именно там вы сделаете первый шаг на пути к своей цели. Завтра вы поссорились с кем-то — не спешите ставить крест на отношениях, подумайте, что вы могли не услышать, что вы могли бы сделать иначе, чтобы самому стать немного ближе к себе идеальному (видение) и помочь другому это сделать?

Жизнь всегда даёт шансы, даёт возможности, даёт задачи — научитесь видеть их, не проходить мимо, не лениться — и вы увидите, что ваша жизнь интересна, увлекательна, насыщена событиями!

Итак, у нас есть миссия, видение, решимость, менеджер, и задачи, которые мы выполняем — процесс идёт, а как мы собственно будем им управлять?

В менеджменте говорят о цикле управления:

  • планирование
  • выполнение
  • учет
  • контроль
  • анализ
  • исправление ошибок

Мы можем применить это к себе, мы можем увидеть какими мы хотим быть и чего нам для этого не хватает: поставить цель достичь какое-то качество (какое-то поведение, завести хорошую привычку). Спланировать работу над этим качеством, и, отвечая на вызовы жизни, выполняя её задачи, отрабатывать это качество и анализировать, получилось ли у меня сегодня? И если не получилось, то что не получилось конкретно и почему? В какой момент всё пошло не по плану? Какие мысли у меня были в тот момент? Какие эмоции у меня были? Кто мною управлял? Из какого состояния я действовал: любил ли я тогда и сопереживал или ненавидел и защищался? И что нужно сделать, чтобы в следующий раз таки получилось? А если получилось, то надо это отметить и запомнить.

В менеджменте очень популярен процессный подход, когда достижение эффективности организации за счет совершенствования процессов того самого управления. То есть вы всё время анализируете, что не даёт реализоваться вашей цели и что наоборот помогает, и всё время улучшаете само управление, пока не достигаете стабильного управляемого процесса.

Неплохой способ, который предлагает для этого «Новый Акрополь» — это ведение дневника, это ежедневная работа над собой, это инструмент анализа и планирования и, главное, удерживание внимания и памяти на том, что для вас важно. И рано или поздно вы обнаружите, что уже прошли большой путь и приблизились к своему идеалу себя и своей жизни.

 

И последнее: как же мы поймём, что мы не зря всё это проделали? Что мы эффективно управляем своей жизнью?

В менеджменте разрабатываются показатели, опираясь на которые можно судить о состоянии организации, об успешности её деятельности и эффективности системы управления.

Мы тоже можем смотреть, какими мы чувствуем себя внутри, и на то, как изменился мир вокруг нас, но можем и судить об этом всего лишь по одному показателю — ощущению счастья!

Счастья Вам!

You have no rights to post comments