- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Есть картины, которые скрывают в себе неизмеримо больше, чем кажется посетителю музея, бросающему на них беглый взгляд. Оценив яркость красок, верность глаза и руки художника и в легком недоумении насчет смысла изображенного, он отходит от нее к следующей. И через несколько минут уже не помнит ни имени художника, ни названия, ни смысла...
Речь пойдет об одной из таких картин в Русском музее в Санкт-Петербурге. «Вопрос и ответ» художника Стефана Бакаловича. Созданная по мотивам романа Генриха Сенкевича «Камо грядеши», она напоминает о событиях великих, забытых, ставших почти мифом. Но не стоит воспринимать ее просто как иллюстрацию к эпизоду из романа, в ней отражена вся его суть.
- Информация о материале
- Автор: Наталья Милякова и Борис Хомичев
Как может музыка помочь современному человеку? Может ли она исцелять? Как научиться слушать музыку?.. А что сказали бы те, кто не просто любят музыку, но посвятили ей свою жизнь, — музыканты? За ответом мы пришли в Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского.
- Информация о материале
- Автор: Надежда Макогон
«На долю Сен-Санса, — писал Ромен Роллан, — выпала весьма редкая честь — увидеть себя в положении классика еще при жизни». А начиналась его жизнь не хуже, чем у Моцарта. Родившись в 1835 году в семье «страстных музыкантов», Камиль стал заниматься музыкой с двух лет, в шесть уже сочинял, а в десять играл в концертных залах Парижа, исполняя все сонаты Бетховена. Далее Сен-Санс, «проникнутый Бахом и Генделем», с истинно французской легкостью и изяществом освоил премудрости музыкальной и других наук.
Знаменитый пианист, органист (по мнению Листа, крупнейший в мире), дирижер, композитор, освоивший все возможные стили и жанры (от мессы до комической оперы), критик, исследователь музыки и театра, ученый-любитель, поэт, педагог (среди его учеников — Габриель Форе) — это все он, Камиль Сен-Санс, ему интересно попробовать все. «Муки творчества» — это не о нем. Он за все берется «с одинаковым здравым смыслом и неоспоримой легкостью» и утверждает: «Я создаю музыку, как яблоня рождает яблоки». Даже серьезные библейские сюжеты в его музыке приобретают изящество, опера «Самсон и Далила» тому подтверждение: завораживающая красотой музыка по сей день не сходит с оперных подмостков.
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Если бы мне вдруг пришло на ум изучить историю России, особенно ее последних два века, и найти истоки происходящего с нами сегодня, я бы обратился не столько к учебникам с их описанием политических, экономических и прочих потрясений, приключившихся с нами, сколько к русским писателям, художникам, философам. И среди прочих особенно к Достоевскому. Конечно, взгляд человека искусства в большой степени субъективен, это да. Куда ему против списка фактов, объективных законов и научного дискурса профессионального историка? Но ведь факты еще не история, это лишь следствия, за которыми стоят идеи, вопросы, метания, поиски, наши страхи и мечты — вещи весьма субъективные, и именно они определяют наше будущее. Великий писатель не описывает факты, он живет историей. И поэтому вполне может быть, что «Бесы» Достоевского дадут для понимания того, что происходило да и сейчас происходит в России со всеми нами больше, чем любой учебник.
- Информация о материале
- Автор: Дмитрий Зубов
Вокруг книги «Повелитель мух» сложилась парадоксальная ситуация. Роман, первоначально отвергнутый 21 издателем, впоследствии разошелся более чем 20-миллионным тиражом, став культовым среди молодежи по обе стороны Атлантики. Критики твердили об отсутствии у Голдинга литературного мастерства, а его произведение почти сразу оказалось в университетских программах по литературе. Автора обвиняли в излишнем пессимизме и чрезмерной назидательности и при этом признали «Повелителя мух» одним из выдающихся творений английской литературы ХХ века. Даже перед вручением Голдингу в 1983 году Нобелевской премии вышел казус: нарушая традиции Нобелевского комитета, один из членов жюри упорно голосовал против кандидатуры английского писателя.
- Информация о материале
- Автор: Дмитрий Зубов
Во французском языке есть интересное выражение — «скрипка Энгра». Своим появлением оно обязано известному художнику Жану Огюсту Доминику Энгру и его страстному увлечению музыкой. Но людей, занимающихся каким-нибудь любимым делом параллельно со своей основной профессией, оказалось так много, что это выражение зазвучало и на других языках, обозначая другое призвание, или вторую натуру, человека.
Герман Гессе не стал исключением. Правда, его любовь к рисованию назвать второй натурой в прямом смысле слова нельзя. Натур было гораздо больше — можно только удивляться многогранности его таланта. В молодости Гессе, подобно Энгру, не мыслил себя без игры на скрипке, год учился на часового мастера, неплохо разбирался в антиквариате. Но живопись заняла в его жизни такое место, что привычное слово «увлечение» не достаточно хорошо передает глубину происходивших в его душе процессов. «Поверьте, меня давно уже не было бы в живых, — признался однажды писатель, — если бы в самое сложное время моей жизни первые опыты в рисовании не поддержали бы меня и не спасли». Впору вслед французскому выражению «скрипка Энгра» ввести в обиход новое понятие — «акварели Гессе». И употреблять его в тех случаях, когда это занятие помогает «в сложном деле — выстоять в жизни». Так говоря о рисовании, Гессе нисколько не преувеличивал.
- Информация о материале
- Автор: Светлана Обухова
Представьте на минуточку, дорогой читатель, что вы в уютной венской кофейне, в 1745 году, сидите у дальнего окошка и пьете чудесный шоколад.
Мимо столиков ходит очаровательная девушка. Ее зовут Анна Бальтауф. Отец Анны — обедневший дворянин, и поэтому ей приходится продавать здесь шоколад. Она разносит посетителям необыкновенно вкусный напиток, о котором в Вене столько разговоров, и кажется, будто не замечает ничего вокруг, кроме своего подноса. Так она скромна.
На Анне серебристо-серая юбка, золотистый корсаж, сияющий белизной фартук (еще не распрямились его складки, ведь он только что вынут из бельевого ящика), тонкая белая косынка, а шелковый чепчик, будь вы восторженный поэт, наверняка сравнили бы с лепестком розы... Девушка сама как роза — нежна, свежа, грациозна. Да к тому же всё в ней исполнено благородства и достоинства.
- Информация о материале
- Автор: Илья Бузукашвили
Сколько слоев краски можно разглядеть на недописанной картине Тициана? Чем закончилась попытка «немножко подправить» Рубенса? Как добирались в мир иной после смерти древние этруски? На эти вопросы мы получим ответ в музеях Вены, Лондона и итальянского города Вольтерры.
На протяжении семи столетий, начиная с XIII века, императорский дом Габсбургов во многом определял лицо и судьбы Европы. Представители этой семьи не только были могущественными и властными правителями, но отличались также просвещенными вкусами и неравнодушием к искусствам.
- Информация о материале
- Автор: Анна Муравьева, Екатерина Сэнд, Денис Букин, Надежда Нестеренко
Вечер 28 декабря 1895 года. Немногочисленная аудитория разместилась в затемненном зале парижского «Гран-кафе» на бульваре Капуцинов. Потрескивает какой-то аппарат, на экране возникает череда фотографических изображений… С этого вроде бы ничем не примечательного события началась история кинематографа. Хотя это не совсем так. Идея каким-то образом запечатлевать и воспроизводить «движущиеся картины» уже витала в воздухе. К 1895 году в Англии, Германии, Франции, Италии, США патентуются биоскоп, театрограф, анимограф, хронофотограф, зоопраксиноскоп, — десятки изобретателей, не связанных совместными исследованиями, в последние годы XIX века создают киноаппараты. Вспоминаются слова Виктора Гюго: «Есть нечто более сильное, чем все на свете войска: это идея, время которой пришло». Но, чтобы это время пришло, потребовались усилия многих людей, осмелившихся посвятить себя «несерьезным увлечениям» задолго до 28 декабря 1895 года.
- Информация о материале
- Автор: Евгения Марковская
Во время весеннего равноденствия, когда зацветали нарциссы у Кастальского источника и лиры храмов звучали сами собой, великая жрица в одеждах музы, увенчанная лаврами, с церемониальной повязкой на челе, начинала петь посвященным гимны…
Красиво, правда?
Так было принято почитать Аполлона и его прекрасную свиту из девяти муз — покровительниц искусств и наук. На всей земле наступали мир и спокойствие. Вот она, волшебная сила искусства!..