Александр Вампилов. Кто он? Драматург, опередивший свое время, создавший новый, вампиловский театр? Честный человек, который считал, что нынче все разучились говорить правду, и достаточно быть честным, чтобы прослыть оригинальным? А может тот, кто своей жизнью воплотил слова: «Каждый человек родится творцом, каждый в своем деле, и каждый по мере своих сил и возможностей должен творить, чтобы самое лучшее, что было в нем, осталось после него»?

Первое знакомство с его творчеством началось с пьесы «Старший сын». И рассуждая над сюжетом, персонажами, начался долгий разговор.

«Мир  это воз сена, каждый хватает, сколько сможет».

Картина «Воз сена» Иеронима Босха — это классический триптих, где сюжеты внутренней основной росписи и внешней росписи закрытых створок различны по содержанию, но объединены одной идеей. Проникнуть в язык символов бывает затруднительно, но если понемногу практиковаться, постепенно мы будем открывать все больше деталей и смыслов в известных живописных полотнах. В те времена, когда грамоте был обучен далеко не каждый, живопись рассказывала истории и несла моральное наставление, понятное современникам. Нам, не привычным к иносказательному языку Средневековья, надо приложить некоторые усилия, но результат того стоит.

Всему готов поверить тот, кто исцеленья страстно ждёт!

Эразм Роттердамский

«Извлечение камня глупости» — это небольшая (48 на 35 см) картина, которую относят к раннему творчеству Иеронима Босха. На фоне унылого, как человеческая глупость, пейзажа хирург проводит загадочную операцию над привязанным к стулу человеком. Рядом расположились монах с серебряным кувшином и монахиня с книгой на голове.

Иероним Босх — один из самых загадочных художников Северного Возрождения. Множество книг и статей написано на тему анализа его творчества. Одни полагают его картины еретическими. Правда, история этому явно противоречит: картины Босха постоянно заказывали для церкви. Иные полагают его верным христианином, а все символы картин — присущими христианскому символизму той эпохи. Третьи видят символы алхимиков, четвертые — катаров. Босх не рисует подобно итальянским мастерам отдельного прекрасного человека, он рисует человечество. И выглядит это человечество не особо привлекательным.

 

 

Иероним Босх. Автопортрет

Если я вас спрошу: «Вы знакомы с Марьей Николаевной?» Вот так, просто, без фамилии. Вы наверняка уточните: «С кем? С какой Марьей Николаевной?»

А для жителей Москвы конца XIX — начала XX вв. это однозначно была Мария Николаевна Ермолова, великая русская актриса.

В течение 50 лет она блистала на сцене Малого театра, сыграла свыше 200 женских характеров и ни разу не повторилась.

К. С. Станиславский писал о ней: «У неё была гениальная чуткость, вдохновенный темперамент, большая нервность, неисчерпаемые душевные глубины. В каждой роли М. Н. Ермолова давала всегда особенный духовный образ, не такой, как предыдущий, не такой, как у всех».

Подобно тому, как светятся в ночи звезды на небе, светятся и особые звезды на земле — творения великих философов, художников, поэтов, которые освещают своим неземным светом путь в земной ночи. Особенно остро начинаешь это ощущать, когда зло и беды, «выпрыгнувшие из ящика Пандоры» — древнего символа страданий, которые нужно пройти человечеству на долгом многотрудном пути эволюции — новой волной накатываются на человечество.

В моей комнате уже много лет висит одна картина. Ее написал Микалоюс Чюрлёнис. Она называется «Сказка королей».

Какое счастье, что у нас есть искусство! Даже если для кого-то оно существует в параллельной реальности, соприкосновений все равно не избежать. Но можно и сознательно выстраивать мост для понимания, чувствования, узнавания накопленного тысячелетиями опыта, выраженного в архитектуре, живописи, скульптуре, литературе, кинематографе. Рассмотрим несколько простых советов.

 

 

В. Папко. «Даже не снилось. 22 июня 1941»

«Божественная комедия» была начата Данте со смертью его возлюбленной Беатриче Портинари в 1290 году и закончена в канун его собственной смерти в 1321 году. Таким образом, её созданию он посвятил большую часть своей жизни.

В письме к правителю Вероны Кангранде делла Скала Данте определяет цель поэмы: «Предметом всего произведения является состояние души после смерти. Цель его вывести живущих в этой жизни из состояния бедствия и привести их к состоянию счастья. Оно задумано не ради созерцания, но ради действия. Переходя от неба к небу, автор поведет в ней речь о блаженных душах и объяснит, что подлинное счастье заключается в познании основы истины».

Приезжая в Москву, я всегда планирую посещение музея. И этот раз не стал исключением. Я очень обрадовалась, узнав об открытии выставки «Дали — Пикассо».

Вспомнила время, когда впервые открыла для себя Сальвадора Дали — сначала из восхищенных отзывов одного из его поклонников, потом — изучая его творчество. Это был прорыв, революция в искусстве, ещё один взгляд на мир. В те советские времена его мало издавали, но мне хватило, чтобы признать в нем великого мастера. Конечно же, хотелось узнать его ближе, и я зачитывалась книгами о его жизни, о союзе с его музой Галой, которая открыла в нем гения и вела его, такого талантливого в искусстве, но беспомощного в жизни.

 

 

Дали и Гала

Художников — и великих, и малых — во все времена было очень много. Много и теперь. Каждый старается что-то выразить в своей картине. И бывает, с таким тщанием выписывает каждую деталь, каждое выражение человеческого лица, каждое чувство в глазах животного… Если не полениться и приглядеться к мелочам — как много можно сделать открытий!

Иногда на картинах изображено очень много людей и животных. Казалось бы — основная идея, история события передана картиной целиком, и нет нужды разбираться в мелочах. Как бывает в нашей жизни — что-то глобальное происходит, и никому нет дела до «отдельно взятого» человека. А человек думает и чувствует, страдает или радуется, и из его «мелочей жизни» складывается его судьба. А из судеб многих людей — судьба общества, государства, картина мира.