Любое исследование начинается с вопроса. Возможно, вас не мучает вопрос о том, как же случилась эпоха Возрождения. Но меня этот вопрос глубоко трогает. Да, XIV век был веком политического и идейного кризиса, полон эпидемий, голода, войн, борьбы за власть и деньги. Но у Франческо Петрарки получилось стать первым гуманистом, возродить античные идеалы и интерес к внутреннему миру человека. Как это стало возможным?
Портрет Ф. Петрарки
Я задалась этим вопросом не из праздного любопытства. Мне захотелось найти подсказки, совет и помощь у людей, живших в трудные времена, но оставивших столько прекрасных следов. Если они смогли, может, и у нас получится? И тогда я решила поговорить с Франческо Петраркой. Он разговаривал и с Цицероном, и с Августином, и с нами, его потомками. И, набравшись смелости, я спросила:
– Кто вы, синьор Петрарка?
– Что же я такое? Ученик, да и не то даже, а просто житель лесов, одинокий странник, привыкший выкрикивать Бог знает какие глупости среди шумных дубрав и – что уже верх самонадеянности – дерзающий прикасаться под незрелым лавром к хрупкому перу, не так преуспевая, как горя в этих трудах, не так богатея науками, как влюбляясь в них... [1].
«Ученик» – ощущать себя учеником даже после вручения лаврового венка на Капитолии! До сих пор никто не смог превзойти поэтической славы Петрарки». А он продолжил:
– Суждения обо мне будут многоразличны, ибо каждый говорит так, как ему внушает не истина, а прихоть, и нет меры ни хвале, ни хуле. Был же я один из вашего стада, жалкий смертный человек, ни слишком высокого, ни слишком низкого происхождения [2].
И это говорит человек, о котором у В.В. Бибихина читаешь следующее: «…живет ли Петрарка при миланских диктаторах Висконти, в Венецианской республике, в уединении Аркуа, среди интриг, переворотов, осад, эпидемий чумы, вокруг него всегда сплетается особое пространство, «спасенный» уголок мира, «государство духа»: осанка, внушительный голос, «личный магнетизм», дар располагать к себе людей, ореол первого поэта эпохи, философа и мудреца, готовность непоколебимо нести свой образ до смертного часа – все делало его в глазах современников государем новой державы, отечества слова, питающегося вечными источниками» [3].
Коронация Петрарки лавровым венком, 1341 год
Я всматривалась, вчитывалась в тексты Франческо Петрарки, дошедшие до нас. И чем больше я вчитывалась, тем яснее звучал его голос, обращенный ко мне:
– Когда на небе ведомы тревогиЗа этот мир, за наш земной удел,К тебе взывают души, заклинаяГражданской розни положить предел,Из-за которой людям нет дорогиПод своды храмов…О времена! О срам! [4].
Синьор Петрарка, но как же это сделать? Ведь каждый сам выбирает, какой дорогой ему идти. Я тоже хотела бы видеть вокруг себя мир и согласие. Но это не только от меня зависит.
– Священный вид земли твоей роднойЯзвит мне совесть скорбию всечасной.Взывая: «Стой! Что делаешь, несчастный?» –И в небо указует путь прямой [5].
Но синьор Петрарка, как «указать путь в небо» Как помочь себе и другим быть счастливее? Как обрести мир? Как вернуть в наше время Дух Возрождения?
– Кто усомнится, что Рим тотчас воскрес бы, начни он себя знать [6].
Да, уважаемый синьор Петрарка, вы не только помогали своим современникам узнать о славном прошлом, вы обращали их к лучшему в себе, вы научили их говорить о любви, о долге, о смерти, о славе. Вы дали им язык, слова и выражения... Но ведь вы – благородный Поэт... и, наверное, нужен новый благородный поэт, что вернет нам память.
Франческо Петрарка ответил:
– Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами [7].
Я возразила:
– Синьор Петрарка, очень сложно совершать великолепные дела, когда случаются жизненные трагедии: теряешь близких, работу, дом, здоровье.
Я не сразу услышала ответ синьора Франческо Петрарки:
– И в моей жизни было: плаванью конец:Ладье не пересилить злого шквала.Над бухтой буря. Порваны ветрила,Сломалась мачта, изнурен гребец,И путеводных звезд как не бывало [8].Пока они [друзья] были целы и невредимы, я не плакал ни при каких ударах судьбы; как только почти все они пали в едином крушении, да сверх того и мир гибнет, остаться непоколебимым показалось мне скорее бесчеловечностью, чем геройством. До того времени разве кто-то когда слышал от меня жалобные речи об изгнании, болезнях, суде, о собраниях и тревогах форума, о родительском доме, о потерянном состоянии, об утрате наследства, об уроне для имени, о пропаже денег, о разлуке с друзьями?.. [9].
И я узнала, что синьор Петрарка в порыве отчаянья начал сжигать свои работы. Но остановился. Потому как есть то, что больше, чем потери. Есть то, что было, есть и будет.
– Я написал брату: «Каким буду на деле, объявлять заранее не рискну, но в душе у меня решимость не сдаваться ни перед чем».«Пусть целый свет, надтреснув, рухнет, –Тело, не дух сокрушат руины».Знай, моим оружием стали эти правила Марона и Флакка, которые я давно прочел и часто поминал, но только теперь наконец, под последними ударами неотвратимой и неумолимой судьбы, учусь исполнять [10].
Я задумалась. А ведь истинный ученик – это тот, кто учится исполнять то, во что он верит, что он познал. И может, эпоха Возрождения наступила именно потому, что люди перестали просто повторять за кем-то слова и истины, а стали познавать, открывать для себя истину и следовать за ней?
Портрет Ф. Петрарки. Неизвестный художник. Флорентийская школа
А Франческо Петрарка продолжил:
– Обжорство, леность мысли, праздный пухПогубят в людях доброе начало:На свете добродетелей не стало,И голосу природы смертный глух.На небе свет благих светил потух –И жизнь былую форму потеряла,И среди нас на удивленье малоТаких, в ком песен не скудеет дух.– Мечтать о лавре? Мирту поклоняться?От Философии протянешь ноги!» –Стяжателей не умолкает хор.С тобой, мой друг, не многим по дороге:Тем паче должен ты стези держатьсяДостойной, как держался до сих пор [11].
Спасибо, синьор Петрарка. Спасибо, что напомнили мне о возможности и необходимости мужественно следовать за тем, что открывается мне важным, ценным, любимым и подлинным. Вчитываясь в ваши сонеты, я полюбила Цицерона и Вергилия. Я опять вернулась к текстам Платона. Для меня опять ожила та античность, что больше тех древних времен. Для меня опять зазвучали звуки и образы Прекрасного, Доброго, Истинного и Справедливого.
Мы ведь еще поговорим, правда?
Литература
- Петрарка Ф.Письма / Пер. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2004.
- Петрарка Ф. Письмо к потомкам / Пер. М.О. Гершензона. М.: Рипол Классик, 2021.
- Бибихин В.В.Новый ренессанс. М.: МАИК Наука, 1998; Прогресс-Традиция, 1998.
- Петрарка Ф.Лирика / Пер. Е.М. Солоновича М: Худ. лит., 1980.
- Петрарка Ф.Лирика / Перевод А.М. Эфроса М: Худ. лит., 1980.
- Петрарка Ф.Письма / Пер. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2004.
- Петрарка Ф.Письмо к потомкам / Пер. М.О. Гершензона. М.: Рипол Классик, 2021.
- Петрарка Ф. Лирика / Пер. Е.М. Солоновича М: Худ. лит., 1980.
- Петрарка Ф. Письма / Пер. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2004.
- Петрарка Ф.Письма / Пер. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2004.
- Петрарка Ф. Лирика/ Пер. Е.М. Солоновича. М: Худ. лит., 1980.