Любое исследование начинается с вопроса. Возможно, вас не мучает вопрос о том, как же случилась эпоха Возрождения. Но меня этот вопрос глубоко трогает. Да, XIV век был веком политического и идейного кризиса, полон эпидемий, голода, войн, борьбы за власть и деньги. Но у Франческо Петрарки получилось стать первым гуманистом, возродить античные идеалы и интерес к внутреннему миру человека. Как это стало возможным?

Портрет Ф. Петрарки

Я задалась этим вопросом не из праздного любопытства. Мне захотелось найти подсказки, совет и помощь у людей, живших в трудные времена, но оставивших столько прекрасных следов. Если они смогли, может, и у нас получится? И тогда я решила поговорить с Франческо Петраркой. Он разговаривал и с Цицероном, и с Августином, и с нами, его потомками. И, набравшись смелости, я спросила:

– Кто вы, синьор Петрарка?

– Что же я такое? Ученик, да и не то даже, а просто житель лесов, одинокий странник, привыкший выкрикивать Бог знает какие глупости среди шумных дубрав и – что уже верх самонадеянности – дерзающий прикасаться под незрелым лавром к хрупкому перу, не так преуспевая, как горя в этих трудах, не так богатея науками, как влюбляясь в них... [1].

«Ученик» – ощущать себя учеником даже после вручения лаврового венка на Капитолии! До сих пор никто не смог превзойти поэтической славы Петрарки». А он продолжил:

– Суждения обо мне будут многоразличны, ибо каждый говорит так, как ему внушает не истина, а прихоть, и нет меры ни хвале, ни хуле. Был же я один из вашего стада, жалкий смертный человек, ни слишком высокого, ни слишком низкого происхождения [2].

И это говорит человек, о котором у В.В. Бибихина читаешь следующее: «…живет ли Петрарка при миланских диктаторах Висконти, в Венецианской республике, в уединении Аркуа, среди интриг, переворотов, осад, эпидемий чумы, вокруг него всегда сплетается особое пространство, «спасенный» уголок мира, «государство духа»: осанка, внушительный голос, «личный магнетизм», дар располагать к себе людей, ореол первого поэта эпохи, философа и мудреца, готовность непоколебимо нести свой образ до смертного часа – все делало его в глазах современников государем новой державы, отечества слова, питающегося вечными источниками» [3].

 Коронация Петрарки лавровым венком, 1341 год

Я всматривалась, вчитывалась в тексты Франческо Петрарки, дошедшие до нас. И чем больше я вчитывалась, тем яснее звучал его голос, обращенный ко мне:

– Когда на небе ведомы тревоги
За этот мир, за наш земной удел,
К тебе взывают души, заклиная
Гражданской розни положить предел,
Из-за которой людям нет дороги
Под своды храмов…
О времена! О срам! [4].

Синьор Петрарка, но как же это сделать? Ведь каждый сам выбирает, какой дорогой ему идти. Я тоже хотела бы видеть вокруг себя мир и согласие. Но это не только от меня зависит.

– Священный вид земли твоей родной
Язвит мне совесть скорбию всечасной.
Взывая: «Стой! Что делаешь, несчастный?» –
И в небо указует путь прямой [5].

Но синьор Петрарка, как «указать путь в небо» Как помочь себе и другим быть счастливее? Как обрести мир? Как вернуть в наше время Дух Возрождения?

– Кто усомнится, что Рим тотчас воскрес бы, начни он себя знать [6].

Да, уважаемый синьор Петрарка, вы не только помогали своим современникам узнать о славном прошлом, вы обращали их к лучшему в себе, вы научили их говорить о любви, о долге, о смерти, о славе. Вы дали им язык, слова и выражения... Но ведь вы – благородный Поэт... и, наверное, нужен новый благородный поэт, что вернет нам память.

Франческо Петрарка ответил:

– Истинно благородный человек не рождается с великой душой, но сам себя делает таковым великолепными своими делами [7].

Я возразила:

– Синьор Петрарка, очень сложно совершать великолепные дела, когда случаются жизненные трагедии: теряешь близких, работу, дом, здоровье.

Я не сразу услышала ответ синьора Франческо Петрарки:

– И в моей жизни было: плаванью конец:
Ладье не пересилить злого шквала.
Над бухтой буря. Порваны ветрила,
Сломалась мачта, изнурен гребец,
И путеводных звезд как не бывало [8].
 
Пока они [друзья] были целы и невредимы, я не плакал ни при каких ударах судьбы; как только почти все они пали в едином крушении, да сверх того и мир гибнет, остаться непоколебимым показалось мне скорее бесчеловечностью, чем геройством. До того времени разве кто-то когда слышал от меня жалобные речи об изгнании, болезнях, суде, о собраниях и тревогах форума, о родительском доме, о потерянном состоянии, об утрате наследства, об уроне для имени, о пропаже денег, о разлуке с друзьями?.. [9].

И я узнала, что синьор Петрарка в порыве отчаянья начал сжигать свои работы. Но остановился. Потому как есть то, что больше, чем потери. Есть то, что было, есть и будет.

– Я написал брату: «Каким буду на деле, объявлять заранее не рискну, но в душе у меня решимость не сдаваться ни перед чем».
«Пусть целый свет, надтреснув, рухнет, –
Тело, не дух сокрушат руины».
Знай, моим оружием стали эти правила Марона и Флакка, которые я давно прочел и часто поминал, но только теперь наконец, под последними ударами неотвратимой и неумолимой судьбы, учусь исполнять [10].

Я задумалась. А ведь истинный ученик – это тот, кто учится исполнять то, во что он верит, что он познал. И может, эпоха Возрождения наступила именно потому, что люди перестали просто повторять за кем-то слова и истины, а стали познавать, открывать для себя истину и следовать за ней?

 Портрет Ф. Петрарки. Неизвестный художник. Флорентийская школа

А Франческо Петрарка продолжил:

– Обжорство, леность мысли, праздный пух
Погубят в людях доброе начало:
На свете добродетелей не стало,
И голосу природы смертный глух.
На небе свет благих светил потух –
И жизнь былую форму потеряла,
И среди нас на удивленье мало
Таких, в ком песен не скудеет дух.
– Мечтать о лавре? Мирту поклоняться?
От Философии протянешь ноги!» –
Стяжателей не умолкает хор.
С тобой, мой друг, не многим по дороге:
Тем паче должен ты стези держаться
Достойной, как держался до сих пор [11].

Спасибо, синьор Петрарка. Спасибо, что напомнили мне о возможности и необходимости мужественно следовать за тем, что открывается мне важным, ценным, любимым и подлинным. Вчитываясь в ваши сонеты, я полюбила Цицерона и Вергилия. Я опять вернулась к текстам Платона. Для меня опять ожила та античность, что больше тех древних времен. Для меня опять зазвучали звуки и образы Прекрасного, Доброго, Истинного и Справедливого.

Мы ведь еще поговорим, правда?

Литература

  1. Петрарка Ф.Письма / Пер. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2004.
  2. Петрарка Ф. Письмо к потомкам / Пер. М.О. Гершензона. М.: Рипол Классик, 2021.
  3. Бибихин В.В.Новый ренессанс. М.: МАИК Наука, 1998; Прогресс-Традиция, 1998.
  4. Петрарка Ф.Лирика / Пер. Е.М. Солоновича М: Худ. лит., 1980.
  5. Петрарка Ф.Лирика / Перевод А.М. Эфроса М: Худ. лит., 1980.
  6. Петрарка Ф.Письма / Пер. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2004.
  7. Петрарка Ф.Письмо к потомкам / Пер. М.О. Гершензона. М.: Рипол Классик, 2021.
  8. Петрарка Ф. Лирика / Пер. Е.М. Солоновича М: Худ. лит., 1980.
  9. Петрарка Ф. Письма / Пер. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2004.
  10. Петрарка Ф.Письма / Пер. В.В. Бибихина. СПб.: Наука, 2004.
  11. Петрарка Ф. Лирика/ Пер. Е.М. Солоновича. М: Худ. лит., 1980.

 

You have no rights to post comments