Не так давно мне рассказали, что женьшень пытались выращивать, массово культивировать, но из этой затеи ничего не вышло. Точнее — женьшень выращивают, он растет, но не обладает тем количеством целебных свойств, которые приобретает в дикой природе, сопротивляясь жизненным трудностям.

И эта история натолкнула меня на мысль, что каждый из нас похож на женьшень — все самое ценное мы осознаем, лишь проходя через выборы, мы в чем-то страдаем, в чем-то сопротивляемся и проверяем свою устойчивость, в какой-то момент проверяем на прочность свои убеждения, а иногда — чем-то жертвуем... И все это со временем может сломить или отравить нас же самих, а может превратиться в жизненную мудрость, душевное тепло, сострадание и доброту, великодушие и стойкость — все то, что наделяет нас целебными свойствами для других.

Смотрите, даже корень женьшеня становится похож на человека.

Каково это — просыпаться после яркого, в чем-то волшебного солнечного сна, в котором город твоей мечты, удивительные пейзажи, невероятная красота и ничего не болит wink  и... сначала услышать, как стучит по подоконнику холодный дождь, потом открыть глаза и увидеть, как тучи бегут по серому небу и на серой дороге лужи по колено, и серые стены смотрят на тебя жалобно, как будто говорят: ну, хоть ты отремонтируй нас, пожалуйста... И нога тихонечко, а потом все громче говорит: помнишь меня? Я у тебя болю, однако...

Ну, а что делать? Нельзя же все время спать. А явь — она такая. Что же теперь, грустить и делать себе еще хуже?

Меня просто так не возьмешь. Кто хозяин моих чувств и мыслей, если не я? Почти без усилий, потому что помощь сильна. Потому что сегодня, в этом сером дне, есть дела, которые я хочу делать, планы, которые я хочу осуществить, и люди, с которыми хочу встретиться.

Изучали орфиков и пытались вникнуть в орфические гимны. На занятии зашёл разговор о гимне Мнемосине, где есть такие строчки:

Память ее не подвластна забвенью, губящему разум,
Держит с душой съединенным она весь ум человека…

Очень интересная мысль — Память связывает душу и ум человека. Можно сказать, наверное, связывает внутреннее и внешнее. Я вспомнил, как этим летом рассматривал свои детские и юношеские фото, и думал: что же связывает меня с подростком или юношей на фотографии? Мы ведь уже не очень похожи друг на друга, а с другой стороны — это же я сам. Тот, на фото — он как зерно, из которого я вырос, в нём уже заложено многое, что развилось и выросло во мне. Наверное, можно сказать, что это все та же самая душа, но иной ум. И благодаря памяти я ощущаю свою связь через время с самим собой, ощущаю себя существом, живущим во времени, своего рода историческим существом (речь идёт о моей личной истории).

И то же самое, если говорить о более глобальных вещах, об Истории человечества. Я изучаю сегодня легенды о короле Артуре, о Граале, о рыцарях круглого стола, и чем более глубоко я погружаюсь в символы и мифы, тем более создаётся связь между мной и (не знаю, как назвать это правильно) душою мифа, душою легенды. Благодаря этой связи я чувствую свою причастность к ней. Я пока не понимаю, как именно, но они значимы для меня, для моей судьбы. И в этой магия Мнемосины, и, возможно, ради этого ее призывали орфики — вспомнить не то, что было когда-то в истории, а вспомнить себя самих. И я вспоминаю себя самого, какая-то часть моей души оживает в этом воспоминании, раздвигая границы моего ума или сознания, и вширь, и вглубь.

Человек-невидимка существует. Да, прямо в нашем мире, и не имеет никакого отношения к фантастике. В романе Герберта Уэллса очень точно описано его состояние: невидимость дает возможность скрываться от людских глаз и делать все, что хочется, но радость от этого скоро проходит. Приходит одиночество, и не хочется оставаться дальше в таком состоянии.

Что это за существо? Невидимка — это часть нас самих. Главная часть... Каждый человек видим для окружающих благодаря своим «одеждам»: созданному самим собою образу, поведению, стилю самовыражения. А внутри мы обнажены. Обнаженная наша натура не может просто так выйти к людям. И часто надевает «неправильные» не соответствующие ей самой одежды. Нас встречают по этим одеждам, оценивают по ним, поэтому стараемся надеть что-нибудь приличное и модное. Мы боимся непонимания, неприятия, осуждения, равнодушного или презрительного отношения к тому, что сами мы считаем прекрасным, вдохновляющим, к тому, что есть сама основа нашей внутренней жизни.

Мы учимся искусству подбирать соответствующие одежды. Настоящие, может быть, не модные и порой совсем нестандартные, но делающие видимой нашу главную часть — глубокие убеждения и стремления души. 

Некоторых людей уже видно...

В это воскресенье, так уж случилось, два раза плакала. Оба раза — на фильме. Меня не так уж сложно заставить плакать, надо только знать, на какие кнопки нажимать. Вот авторы фильма «Звезда родилась» точно знают. Бредли Купер и Леди Гага, любовь, творчество, потери, подлость, преданность, ошибки, прощения, прощания, смерть... Но как она поет!!! Она меня всегда пугала своей эпатажностью, так что я даже никогда не вслушивалась, а какой талантище (если не отвлекает боевая раскраска и наряд)!

Второй фильм посмотрели уже дома. В поисках «чего-то хорошего» наткнулись на название, которое я уже себе когда-то в мозгу фиксировала: мол, стоит посмотреть, но как-то оно затерялось. «Карп отмороженный». Про бабульку, которая собралась помирать, а чтобы не напрягать сына — он в городе живет, занят очень, — решила сама все приготовить — и справку из морга, и гроб, и поминки. Подругу-соседку подбивала даже... как-то... ну, это... в общем, помочь побыстрее к поминкам перейти.

Я не знаю, каким получился бы фильм, если бы бабульку, бывшую училку, играла бы не Марина Неелова, соседку-матершинницу — не Алиса Фрейндлих, делового сынка — не Евгений Миронов, а, скажем, патологоанатома, — не Сергей Пускепалис. Возможно, сама повесть так же хороша, как фильм Владимира Котта, даже наверняка. Но сейчас ты не фильм смотришь, а живешь там, с ними, плачешь, смеешься — боже, какой филигранный юмор! — ахаешь, мечтаешь, раскаиваешься, надеешься, ни на что не надеешься...

Такая редкость сегодня: показана изнанка жизни, но тебе не повеситься от этого хочется, а ощутить счастье от того, что в каждом человеке есть своя красота, свой свет, и хочется обернуться и посмотреть на тех, кто рядом, заглянуть за оболочку, рассмотреть хорошенько. И сделать что-то для них, чтобы свет не погас...

Когда-то давным-давно в школе на уроках обществоведения нам объясняли, как и почему меняются общественные формации. Объясняли, понятное дело, с позиций единственно верной в то время марксистско-ленинской философии. Говорили, в принципе, совершенно разумные вещи, просто делали из них чрезмерно идеологизированные выводы.

Именно тогда я запомнил, что причиной изменения социальных форм является развитие средств производства. Пока они (средства производства) примитивные, человек вынужден тратить основную часть своего времени на выживание. Но по мере развития средств производства неизбежно наступит момент, когда они достигнут уровня, достаточного для того, чтобы человек не работал. То есть для биологического выживания не будет необходимости ходить на работу. Только ради удовольствия, из чувства ответственности или ради творчества. Человеку не надо будет выживать, он сможет посвятить себя чему-то большему. Чему конкретно, нам тогда не объясняли. Возможно, это было очевидным, но скорее всего просто мало кто верил, что это случится, и об этом просто не думали.

Несколько дней назад читал книгу Рольфа Добелли «Территория заблуждений» о множестве иллюзий и ошибок нашего ума. Конечно, каждая из них заслуживает отдельного исследования, но так как я при этом был погружен еще и в изучение Бхагавадгиты с ее темой выбора, особое внимание вызвала та, которую автор книги называет «неспособность закрыть дверь». Суть ее в том, что нам очень трудно решаться на что-то окончательно, так как любой выбор — это отказ от альтернатив, и для какой-то части нас (очевидно, той самой, которая впадает в иллюзии) — потеря свободы. И потому мы остаемся на перепутье, бесконечно оттягивая решение, бесконечно перебирая варианты в поисках того самого-самого — идеального. А уже решившись на что-то, начинаем тут же жалеть о том, от чего отказались.

Благодаря неспособности «закрыть за собой дверь», решиться на что-то серьезное и важное, и посвятить этому свое время или даже жизнь, я не погружаюсь ни в глубину себя самого, ни глубину души другого человека, ни в глубину вещей, все время скользя по поверхности, чтобы «не упустить какой-то новой возможности», и не замечая, что я уже упустил, возможно, самое важное — друга, любовь, дело жизни...

Сегодня напишу об одном из источников моего вдохновения. Так вот — это программа Бориса Гребенщикова, которую он ведет несколько лет на радио «Россия», называется «Аэростат». Я думаю, многие про нее знают.

Пожалуй, есть три важных составляющих, почему я люблю ее.

Во-первых, БГ — самый что ни на есть настоящий и живой философ-музыкант. Выпуски наполнены его собственными размышлениями на самые разные темы, ссылками на многих мудрых людей, потрясающими цитатами. Они глубокие и серьезные, простые и веселые, вызывающие трепет и заставляющие молчать. В них есть все.

Во-вторых, отменная музыка. Хотя не всегда наши вкусы совпадают, но большинство композиций в передачах — кладезь лучшего и интереснейшего в разных жанрах. БГ — меломан в полном смысле слова. Он делится всем. Если мне не хватает новой музыки — я знаю, где, в первую очередь, стоит ее искать. В каком-то смысле, считаю Бориса Борисовича своим путеводителем по миру музыки.

В-третьих, и я выделю это в отдельный пункт — его голос. Он обладает каким-то магическим эффектом, ну правда! Его хочется слушать и слушать, он умиротворяет и успокаивает. Очень приятный голос...

Огонь — одно из самых удивительных явлений Природы. Чтобы горел огонь, нужно три компонента: горючий материал, газ, поддерживающий горение, и соответствующая температура. Кроме привычных нам горения дров в печи и костре и сгорания воска свечи есть много видов огня, все разница в видах трех необходимых компонентов.

Я вдруг подумала: почему испокон веков люди связывают понятие огня с душой и сердцем человека?

Человека, который «горит», видно сразу. Рядом с ним люди чувствуют силу, тепло, вдохновение. Он способен «зажечь» других и поддерживать это горение, вершить полезные для людей дела и вести за собой. Но что рождает этот его огонь, и какие три компонента участвуют в процессе?

Горючий материал — наверное, то, чем наполнена душа. Обычно горит легкое, чистое и сухое, значит, необходимое условие «горючести» души — не отсыревать, не быть обремененной грузом тревог и забот. Быть чистой, чтобы «не дымить». И не беднеть, не оскудевать, постоянно наполняться, чтобы было чему гореть.

Газом, поддерживающим горение, буду считать вдохновение. «Температура» — как состояние души — возникает в процессе. Поэтому рядом с тем, кто «горит», тепло.

Не так давно я начала ходить в спортзал на групповые тренировки. И очень скоро начала расстраиваться из-за того, что у меня мало что получается. Появилась даже подленькая мысль: а не бросить ли?

И вот сижу я в сквере и наблюдаю за двумя мальчишками. Обоим лет по двенадцать, оба одеты в простые футболки, джинсы и старенькие кеды. Обычные мальчишки, коих миллионы рассекает по просторам нашей страны.

Что привлекло мой взгляд, так это то, что они отрабатывали трюки на самокатах. Они не профессионалы, трюки простенькие, но пока не получаются. Но мальчишки снова и снова стараются взять пока неподъемную для них высоту. Падают, расстраиваются и, шмыгнув носом, начинают снова. И еще раз. И еще. И так без конца.

И, знаете, наблюдая за ними, я поверила, что у них все получится. Не сегодня, не завтра, но обязательно получится! С их упорством и способностью начинать все заново просто не может не получится.

Эти двое простых мальчишек вернули меня к моей проблеме и заставили взглянуть на нее по-новому. Если просто ныть и расстраиваться, то ничего не сможешь изменить, только зря потратишь энергию и время на негатив. Нужно просто начинать заново. Снова и снова, и еще раз. И когда-нибудь — не сегодня и не завтра, у тебя обязательно получится!

И речь ведь не только о спорте!