Очевидно, что мы живем в неспокойные времена, во времена постоянного кризиса: терроризм, вооруженные конфликты, потоки отчаявшихся беженцев. Так или иначе, кризис затронул все сферы жизни: экономику, финансы, образование, политику, здоровье, экологию, государственное управление. Даже само слово «кризис» рождает внутри чувство опасности, паники и вызывает желание поскорее что-то сделать. Остановиться и задуматься о смысле происходящего чаще является роскошью из прошлого, которую мы не можем себе позволить.

В каком-то смысле, это правда. Когда есть опасность, не до размышлений. Нужно действовать быстро. Именно в такие моменты мы лучше узнаем собственные привычки: как мы реагируем и как думаем. Наши действия, как правило, являются отражением сознательных или бессознательных мыслей, установок и убеждений. Получается, что причина кризисов часто скрыта в нашем образе мышления.

Альберту Эйнштейну принадлежит известная фраза: «Созданный сегодня нами мир как результат нашего мышления до сих пор имеет проблемы, которые не могут быть решены, если думать таким же образом, как при их образовании».

Как только мы увидим, в чем ошибались, мы можем это исправить.

Кризис заставляет также нас пересмотреть свой образ жизни, разобраться, что необходимо поменять, чтобы прийти к другому развитию событий. Он высвечивает действительно важное и ценное. Философия, в свою очередь, помогает по-другому задавать вопросы и открывать новые перспективы. Она не просто учит правильно мыслить, благодаря ей нам становится доступна мудрость, которую нам передали сотни лет назад и которая прошла испытание временем. Мудрость, в отличие от информации, знаний и технологий, не устаревает. Понимание универсальных принципов и взаимосвязей необходимо сейчас более чем когда бы то ни было.

Можно даже сказать, что философия — дитя кризиса. Чаще всего наше осмысление и правильное понимание происходящего рождаются не из удовлетворенности и комфорта, а из боли, потерь и поворотов судьбы. Большинство философов жили в неспокойное время, и их идеи стали ответом на проблемы своей эпохи.

Гегель писал, что философия — это современная ей эпоха, отраженная в мысли.

Сократ пережил войну, бубонную чуму, упадок Афин и политические потрясения. Зенон основал стоицизм после того, как потерпел кораблекрушение недалеко от Афин. У многих стоиков была трудная жизнь, будь то раб Эпиктет или римский император Марк Аврелий. Трудная судьба выпала на долю стоика Сенеки, которого император Нерон, по сути, вынудил покончить жизнь самоубийством.

Стоики приветствовали трудные времена как возможность проверить свою философию на практике.

Одна из их практик называлась premeditatiomalorum — «предвидение бед». Обдумывание худших сценариев помогало им оценить реальную ситуацию и избавиться от страха.

Мы живем во времена, когда так много ложной и вводящей в заблуждение информации и сфабрикованных новостей, которые разлетаются по всему миру за считанные секунды и вызывают реакцию миллионов людей. Сегодня чрезвычайно важно, чтобы мы все думали самостоятельно, и чтобы у каждого была философская и нравственная опора для правильного выбора и действий. Философия учит принимать разумные решения, особенно в кризисные времена. Она побуждает искать ответы на вопросы: кто мы такие, что с нами происходит, помогает открывать универсальные законы и принципы.

Философию можно сравнить с инструментом для диагностики, позволяющим определить, что и почему пошло не так. Она позволяет прогнозировать результат своих действий. Философия — это не что-то элитарное, это средство первой необходимости во времена кризиса. Она помогает сохранить человеческие ценности, она — спутница мудрых решений и действий.

Перевела Елена Молоткова

Оригинал статьи: https://library.acropolis.org/why-philosophy-matters-in-times-of-crisis/

You have no rights to post comments