Путь философии долог, но не суров. Это путь поиска, путь постоянного обучения. Для нас философ – это искатель, тот, кто любит мудрость, тот, кто задает себе вопросы о жизни и пытается найти на них ответы. Ответы, которые действительно могут быть полезными, чтобы пусть немного, но приблизиться к пониманию смысла жизни.

Сегодня нас собрал вместе один вопрос: как строить наше будущее? И сам вопрос уже несет в себе утверждение: будущее можно строить.

На первый взгляд утверждение, что будущее можно строить, кажется категоричным, ... но будущее действительно можно построить, хотя на некоторые детали нам нужно взглянуть с философской точки зрения. Мы в школе философии классического образца считаем, что теория и практика – это неразрывное целое, и если мы научимся применять на практике то, что способны усвоить, то в нашей собственной жизни мы сможем стать актерами, а не просто зрителями, влекомыми обстоятельствами. Мы продолжим нашу беседу, взяв за основу сравнительный подход к учениям и философским идеям Востока и Запада, например, о таких заимосвязанных понятиях, как жизнь, время и разум.

О жизни мы могли бы говорить часами, днями, месяцами, годами и, возможно, так и не пришли бы к окончательному выводу, поскольку ЖИЗНЬ – это великая тайна, никто не знает, откуда она происходит. Мы можем взаимодействовать с жизнью, но так и не знаем, каково на самом деле ее происхождение. Нам известны только некоторые ее характеристики… Какова главная и самая очевидная? Жизнь находится в движении, жизнь движется.

Все, что мы называем живым, находится в движении; нет ничего застывшего, остановившегося, неподвижного в пространстве и во времени, и поэтому главной характеристикой жизни мы могли бы назвать движение. Движение жизни мы называем эволюцией, и поэтому в рамках жизни мы говорим о том, что все живые существа эволюционируют.

Мы также не можем отделить жизнь от понятий энергии или материи. Сегодня, благодаря научным достижениям, мы знаем, что любая форма жизни – это форма энергии, а также, в некотором смысле, форма материи. Вполне возможно, что любая энергия – это форма жизни, и абсолютно все находится в постоянном движении.

У нас есть еще понятие Времени. В жизни появляется что-то неосязаемое, неуловимое, и это – время. Мы могли бы многое сказать о времени, но упомянем лишь одну из его характеристик: время – это ограничитель, едва появившись, оно уже создает предел. Потому что время все приносит нам, но оно же и забирает все. Оно приносит нам молодость, и в один прекрасный день молодость исчезает. Оно приносит нам «удачу», и тогда нас ждут удачные моменты, но время же и отнимает удачу, и тогда мы переживаем моменты неудач. Время приносит нам радость, приносит нам хороших друзей, но оно же рано или поздно забирает все. Все изнашивается, все проходит.

Время – ограничитель, потому что мы многое можем сделать в жизни, но на это дается время: время ограничивает нас. Если мы хотим работать по специальности или заниматься спортом, время есть! Я знаю, вы скажете мне: «Но и в 90 лет вы также можете заниматься спортом или работать!» Да, но на то, чтобы что-то сделать есть свое время, и мы это знаем по собственному опыту. Даже в природе есть время сеять, ждать, собирать урожай. Время – это ограничитель, оно дает нам много возможностей, но оно же и отнимает их. Двери, которые открывает нам время, не вечны, и для каждой вещи есть свое время. Другими словами, время сочтено.

Теперь поговорим о разуме. Человеческий разум – это нечто развивающееся, он пронизан характеристиками времени, он способен проследить прошлое, он проецирует будущее. У разума есть приятные воспоминания, и он старается, чтобы приятные моменты были и в будущем и длились долго.

Наш разум может планировать будущее или мечтать о нем, и делает он это, согласуясь со своими желаниями, с теми силами, которые заставляют его постоянно бороться: что нам нравится, что не нравится; что принесло нам боль, а что принесло нам удовольствие. Очевидно, что разум изменяет время – когда нам что-то нравится, время пролетает очень быстро; когда наш разум занят тем, что ему нравится, он развлекается – время бежит, как говорили римляне. Однако, когда нам скучно, когда мы вынуждены терпеть то, что нам не нравится, и у нас нет другого выбора, время просто тянется, оно идет так медленно, медленно, медленно…

Медленно течет время для нас или быстро зависит от нашего разума. Мы говорим о том, что для построения нашего будущего нужно быть способным на деле соединять в Жизни силу Разума и мощь Времени.

Попробуем объяснить это, обратившись к нашим культурным родителям – грекам. Наша школа философии, как вы знаете, основана на сравнительном изучении мысли как Востока, так и Запада, и в данном случае, чтобы проиллюстрировать эти три концепции, мы обратимся к греческой культуре.

Говоря об архаической эпохе греческого мира, мы поговорим о Гесиоде и Гомере. Мы знаем, что Греция была колыбелью нашего западного мира, нет смысла это повторять. Если мы учимся или, пусть и немного, путешествуем, мы обнаружим влияние греческой культуры практически во всех сферах жизни. Поистине великим воспитателем греков был Гомер, который, как мы знаем сейчас, написал восемь книг о Троянской войне. «Илиада», которую почти все мы когда-то читали, – вторая из его книг, первая исчезла; а «Одиссея», повествующая о приключениях Одиссея – седьмая.

Гомер – отец греческой культуры, великий воспитатель. Принято считать, что греческий менталитет зародился в тени поэтических текстов Гомера; но помимо Гомера был Гесиод, о котором мы почти ничего не знаем. Одни говорят, что он жил позже, другие – что они современники, а еще есть свидетельства того, что он старше Гомера. Очень интересно одно из доказательств – в нем рассказывается об их соревновании перед особым жюри, чтобы определить, кто из них лучший поэт. Гомер говорил много..., однако говорят, что победил Гесиод. Гесиод превзошел его, потому что, как видно из текстов, Гомер воспевал войну и призывал людей идти воевать; а Гесиод воспевал мир, а мир, как мы все знаем, превыше войны.

Гесиод (источник: https://varvar.ru/arhiv/texts/akimova3.html)

Гесиод, таинственная личность, рассказывает, что в начале всего была только одна триада, которая породила все остальное. Для своих сочинений он черпал вдохновение у муз, поскольку был пастухом и жил на горе Геликон – месте их обитания. И в своих сочинениях он всегда взывал к памяти, Мнемозине, и ее дочерям, девяти музам. Объясняя основу вещей, Гесиод говорит, что в начале существовала неделимая, неразрывно связанная воедино триада, – Хаос, Гея и Эрос. Здесь мы уже находим ключи, чтобы попытаться понять, почему будущее действительно можно изменить, и во многом это зависит от нас.

Хаос – это не беспорядок, поскольку Гесиод говорит о нем как о чем-то однородном. Этимология этого слова восходит к чему-то вроде «открытости», что по-гречески означает открывающуюся пустоту – это и есть хаос, и отсюда возникает материя: Гея.

Кто-то говорит о Гее как о нашей Земле, но на самом деле Гея олицетворяет материю – первичную материю, которая начинает творить, создавать различные формы и двигаться. Любые проявленные формы, которые мы можем видеть – формы Геи, этой первичной материи.

И у нас есть Эрос, изначальная любовь. Согласно Гесиоду, Эрос – строитель Вселенной. Эрос – великий архитектор, Демиург. Именно он дифференцирует материю и организует ее, и здесь начинается другая форма движения, потому что дифференцированная материя начинает притягиваться или отталкиваться. С того момента, как во Вселенной появляется Эрос, все начинает двигаться, или притягиваясь к чему-то, или удаляясь.

Гея вместе с Ураном, звездным небом, порождают детей. У них много детей,
в том числе 12 Титанов. Один из Титанов – Время, ведь время приходит после Жизни, которая есть материя в движении. Появляется Кронос – ограничитель. Кронос – это бог, который кастрирует своего отца Урана, и берет на себя верховную роль. Он должен кастрировать Урана, он вынужден это сделать: он отрезает ему половые органы, чтобы остановить порождение материи. И так у нас уже есть время как ограничитель, как тот, кто останавливает процесс, тот, кто отсекает.

Оскопление Урана Кроносом. Фрагмент. Джорджо Вазари и Жерарди Христофано, XVI век

Кронос становится верховным божеством. В качестве компенсации Уран, звездное небо, получает дар пророчества, и отсюда, возможно, представление о том, что будущее записано в звездах, потому что Уран – это звездное небо. Уран показывает свою силу и пророчествует, предсказывая Кроносу, что один из его сыновей свергнет его.

Посмотрим, что происходит дальше. Появляется Зевс – один из сыновей Кроноса, а Кронос, столкнувшись с пророчеством, что он будет свергнут, собирается поглотить всех своих детей. Время пожирает все, оно и создает, и пожирает одновременно. Кронос пожирает всех своих детей, за исключением Зевса, который представляет собой движущую силу разума. Итак, появляется разум, который обретает власть над временем. Наконец Зевс воцаряется на троне, в Греции устанавливается Олимпийская династия, и Зевс становится верховным божеством.

 Рея, жена Кроноса, спрятав новорожденного Зевса, отдает Кроносу на съедение завернутый в пеленки камень

Однако, как мы уже говорили, разум нужно развивать. Зевс должен сражаться против старых форм, против предшествующих ему сыновей Кроноса, против древних сил Космоса, против целого ряда препятствий, которые постепенно появляются перед ним. Зевс находится в процессе становления, хотя обладает могуществом и может изменять время; на самом деле, как мы все знаем, Зевс побеждает Кроноса: разум может победить время. Поэтому мы и говорим, что будущее можно построить, потому что разум может влиять на время, которое является частью жизни.

Движение Жизни имеет направление, имеет смысл, который мы обычно называем «смыслом жизни». Значит, мы можем влиять на смысл и направление нашей жизни. Как? Через разум и течение времени. Однако нужно помнить следующее: разум нужно развивать. Он еще не полностью развит, потому что в противном случае нам не понадобилась бы философия. Помните, мы говорили в начале, что философ задает себе вопросы, потому что есть много того, чего он не знает. Он хочет знать, почему он не знает, осознает, что его окружает тайна, и хочет достичь того, чего у него нет, понять то, чего не ведает и не знает. Очевидно, что разум развит не полностью. Оглядевшись вокруг, мы увидим, что в нашем мире, где мы много что развили, где много возможностей, где мы продвинулись во многих аспектах жизни – миллионы людей умирают от голода, не имеют ни крыши над головой, ни дома, ни еды, ни крова, ни помощи. Очевидно, что наш разум еще развивается, потому что, если бы мы жили в мире, которым управляют лучшие из людей, мы не оказались бы в той ситуации, в которой находимся сейчас. И это общая ситуация, я говорю о мире в целом.

Мы знаем, что все мы находимся в потоке жизни, но Естественная Философия учит, что вместо того, чтобы быть бревнами, которых этот поток увлекает и сталкивает между собой, вместо того, чтобы со всеми вместе, не сопротивляясь, плыть по течению туда, куда влечет нас жизнь, мы можем сделать из этого бревна каноэ или лодку, что-то из него вырезать, отполировать, придать ему подходящую форму, чтобы оно могло плыть.

И это может сделать наш разум! Каждый из нас может контролировать свою жизнь. Потому что каноэ может плыть даже против течения, оно может плыть по реке жизни, оно может плыть куда угодно – не туда, куда идут все, не туда, куда ведут нас обстоятельства. Мы можем отправиться туда, куда захотим, мы можем управлять временем. Хотя, конечно, надо плыть. Мы не сможем вырваться из потока жизни, нужно плыть.

И здесь возникает другой вопрос, который собрал нас сегодня вместе: как мы можем строить будущее? Я записал пять элементов. Конечно, я не думаю, что они единственные, возможно они не самые важные, но это те элементы, которые на протяжении философского пути мы, следующие этим путем, постепенно проверяли с помощью наших курсов, наших упражнений, того времени, которое мы посвящаем нашим размышлениям…

Для начала: прошлое. Чтобы двигаться вперед, строить будущее, каким-то образом владеть собой, мы должны помнить о своем прошлом. Что мы собираемся делать со своим прошлым? Можем ли мы его избежать? Мы его забываем? Мы отвергаем его, потому что оно не слишком приятно для нас? Что мы собираемся делать с прошлым, чтобы суметь двигаться вперед?

Наше прошлое должно быть прочным. Прошлое должно быть усвоено, мы не можем игнорировать его или переворачивать с ног на голову, потому что там осталась часть нашей жизни, ее поймало время, и ее нельзя изменить. Следует признать, что это практически единственное, что нельзя изменить – хотя мы можем попросить прощения за то, что мы сказали или сделали. Мы можем просить прощения, но то, что мы сказали или сделали – сказано и сделано. Прошлое нельзя изменить. Поэтому его необходимо усвоить, включить в нашу жизнь, и это разумно. Потому что, похоже, в Природе существует закон, который гласит, что все этапы, через которые мы прошли, так или иначе остаются в нас. В нас всегда будет что-то от ребенка, что-то от юноши, что-то от взрослого.

С философской точки зрения, прошлое может быть пьедесталом, на который мы можем опереться, чтобы устремиться в будущее, оно может быть двигателем, тем, что может подтолкнуть нас, может помочь нам учиться... На коллективном уровне история также показывает нам, что все, что происходит с человечеством остается в нас. Что-то осталось в нас от непокорности всех революций, пережитых человечеством. Что-то осталось в нас, даже если нас не было ни в то время, ни в том месте, от всех усилий, которые были приложены для искоренения рабства в мире. Что-то осталось в нас от кочевников, нам нравится переезжать с места на место, устремив взгляд к горизонту. В нас также что-то осталось от оседлого образа жизни, и нам нравится иметь место, куда мы всегда можем придти и отдохнуть, когда устанем от жизни.

Все оставляет свой след, все остается в нас. Вот почему наше прошлое должно быть естественным образом встроено в нас, осознанно и без травм, ведь мы должны чувствовать, что оно безопасно для нас. Неважно, каким было это прошлое; если мы хотим смотреть в будущее, оно должно стать прочной основой нашего существования, потому что в противном случае мы рискуем построить наше будущее на слабом фундаменте; ведь единственное, что у нас останется – это будущее: «Сегодня первый день оставшейся части нашей жизни». И именно поэтому мы должны начать строить на прочном основании, например, на прошлом. У нас должна быть память, историческая память, чтобы начать выстраивать наши будущие шаги.

Это важно, но также очень важно настоящее время, потому что это дом реальности, это то место, где реальность живет сейчас. Мы должны четко понимать, что самое сложное, но и самое необходимое, чтобы настоящее также было прочным, – это объективность. Очень трудно быть объективным, смотреть на себя и видеть таким, какой ты есть, оценивать, каков ты на самом деле. Очень трудно не лгать самому себе.

Начиная немного поправляться, мы смотрим на себя в зеркало, встав к нему боком, чтобы обмануть себя, пытаясь скрыть, что наша фигура уже не та, что раньше. Когда у нас выпадают волосы, мы думаем, что это не так уж и заметно, и в зависимости от того, куда мы смотрим – что все не так уж и плохо. Глядя на тех, у кого волос меньше, чем у нас, мы считаем, что вот они-то по-настоящему лысые, и многие утешают себя таким сравнением. Нам очень трудно быть объективными в своей собственной жизни.

Мы полагаем, что мы не признаем некоторых людей из-за нашей утонченности, а не потому, что общение с нами никто не может выдержать. Мы не признаем, что бросили кого-то в беде, но бежим за помощью – как они могли нас оставить в беде? Нет, мы никогда не признаемся, что нам немного страшно, и сказанное «да», потом оказывается «нет». Мы нарушаем свои обязательства, потому что инстинкт выживания сильнее любых доводов.

Исторические книги наглядно показывают, что очень трудно быть объективными, потому что об одном и том же событии они рассказывают по-разному. Читая сегодняшние газеты, очень трудно быть объективными, потому что в зависимости от социальной направленности, об одном и том же факте, который произошел сегодня или вчера, разные издания рассказывают по-разному. Очень трудно быть объективными, нам нужно научиться дистанцироваться от вещей, дистанцироваться внутри себя и от самих себя.

Это очень важно для того, чтобы мы могли двигаться вперед, устремляться в будущее, потому что если у нас искаженное представление о себе, нам будет очень трудно осуществить наши мечты, наши цели. Если начать со слабой, ошибочной, шаткой отправной точки, единственное, чего мы добьемся, – это рано или поздно упадем. Но если нам удастся прочно стоять на земле обеими ногами: одной в прошлом, а другой – в настоящем, мы сможем, почти ничего не опасаясь, начать двигаться вперед.

Мы должны также принять, что существуют символы, есть язык символов. Есть много видов языка. У животных есть свой собственный: язык птиц, язык дельфинов. Существует язык, на котором с нами общается атмосфера, им владеют метеорологи, затем они переводят его для нас, говоря, какая погода ждет нас завтра или на следующей неделе. Есть язык жестов, есть язык взрослых, у детей тоже есть свой собственный язык.

Что это значит? Что вокруг нас много реальностей. Есть хронологические, исторические реальности, но есть также психологические, мифологические, символические. Есть несколько способов взглянуть на реальность. Например, давайте посмотрим на нашу историко-хронологическую реальность: мы пришли в этот зал около семи часов вечера, мы уже почти три четверти часа терпим господина, который говорит странные вещи, посмотрим, чем все это закончится... Хронологическая реальность: через полчаса мы будем пить пиво с друзьями, или чай с подругами, или пойдем гулять, или поужинаем. Это хронологическая, историческая реальность: мы пришли на улицу Писарро, 19, поднялись по лестнице... и нас собралось около 30, 35 человек… Это правда, это реальность.

Однако есть другая реальность, есть другой способ посмотреть на то же самое. Например, эта комната обращена на восток, я смотрю на запад, но все остальные смотрят на восток, на восход. Восток – это то, где восходит солнце, то есть мы ориентируемся[1], на самом деле мы ведем философскую беседу, чтобы попытаться сориентироваться: в настоящем, в прошлом и, я надеюсь, в будущем. Мы хотим как-то сориентироваться; иметь ориентиры в нашей жизни. Это психологическая реальность. Другая реальность такого рода – мы собрались в месте, где свет исходит сверху, светильники находятся на потолке. Это символ, но это психологическая реальность, потому что свет, ясное видение вещей, исходит из возвышенных состояний сознания тогда, когда мы способны поместить свой разум на самый верх, на самое высокое место. Есть символическая реальность. Символической реальностью является то, что мы сидим – я надеюсь, удобно сидим – на красных стульях или креслах. Вы же знаете, что для обозначения самого материального используется красный цвет: красный от страсти или красный от гнева, красный от стыда или красный от жара. В некотором смысле нам всем очень удобно, потому что мы погружены в материальный комфорт.

Человек, захваченный материей, пребывает в комфорте, который начинает играть очень важную роль в его жизни. И то, что в конце этой беседы мы встанем, чтобы уйти, будет также символом. Встать – это символ, и это также символическая реальность: горе тому человеку, который не может сам встать, не только физически, но и внутренне! Потому что, когда человек встает, он заявляет о своем статусе человека, о том, что он не зверь, что он не животное, что он может ходить прямо, что он может устремлять взгляд вверх, к звездам, что ему не обязательно всегда искать пищу внизу или погружаться в грязь. Вы же видели, как часто в театре, на спектакле, чтобы поблагодарить исполнителя и отдать ему дань уважения, люди не только аплодируют, но и встают?

Чтобы полностью оценить реальность, о которой мы говорили, нужно учитывать скрытый от нас символический и мифологический мир. Потому что, хотя у всех нас есть хронология нашей жизни: ребенок родился в таком-то году, в такой-то день в таком-то месте, его назвали Пепито, он вырос, женился, у него родились дети, он живет здесь, он живет там, он так много весит, так вырос..., у всех нас есть и мечты души, ведь все мы хотели бы быть лучше, сильнее, больше, чем мы есть. Это наша психологическая реальность, ее мифологическая, символическая часть, которую можно воспринять через мифы, а мифы обретают смысл через воплощенные в них символы. Это часть языка жизни, и поэтому, чтобы двигаться вперед, мы должны уметь читать, воспринимать, слушать то, что говорит нам жизнь, ведь кроме всех других языков, о которых мы уже говорили, разве у жизни нет своего собственного языка?

Есть события, которые происходят с нами, есть люди, которых мы знаем, есть сны, которые нам снятся... усыпляющие и пробуждающие. Они полны символов, возможно, так жизнь говорит с нами, но мы не умеем слушать, мы не умеем понимать то, что говорит нам жизнь. Значит нам нужно обращать внимание на символы, они – ключи, которые открывают определенные двери нашего сознания, потому что по сути символ – это ключ. Ключ, который открывает двери, необходимые для нашей человеческой реализации, для нашего внутреннего развития и роста.

Мы также должны учитывать, что существуют циклы, что жизнь движется не по прямой. Все в жизни движется, описывая круг или эллипс, абсолютно все; так движутся планеты, солнца, галактики, атомы, из которых состоит все сущее. Такова наша жизнь, это не прямой путь, потому что все существующее во Вселенной следует непрямым путем. Мы должны считаться с циклами, и я не имею в виду двойственность, потому что циклы не опираются на простую двойственность: хорошо – плохо, верх – низ, близко – далеко, это всего несколько примеров. Нет. Циклы проходят ряд этапов, точнее четыре этапа, и с этим согласны и философы Востока, и философы Запада, такие как Гесиод, Платон и даже Сервантес, наш дорогой Сервантес.

Все они говорят о четырех этапах прохождения жизни во времени: золотой, серебряный, бронзовый и железный, и это верно и для цивилизаций, и для каждого человека: ребенок, юноша, зрелый и пожилой – это четыре стадии; как и четыре сезона года. И в рамках этих четырех больших этапов или циклов существуют микроциклы, микроэтапы. На золотом этапе у нас не все будет гладко, будет также боль, тьма, печаль, и, в свою очередь, на худших этапах также будут интересные моменты, потому что микроциклы находятся внутри циклов.

Самое главное, что от золотого этапа нельзя напрямую перейти к железному, таких резких изменений нет ни в природе, ни в жизни. Все происходит постепенно, шаг за шагом, почти незаметно для нас. Но у каждого из нас в жизни будет один или несколько золотых этапов… Хотя мы уже знаем, что если время приносит что-то, то оно его и уносит. Золотые этапы, яркие моменты закончатся, у нас будут серебряные этапы, а со временем и бронзовые, и мы перейдем к железным этапам, самым жестким, самым ужасным и мрачным, когда нет стабильности ни внешней, ни внутренней.

В широком смысле, когда мы говорим о железном веке или этапе, мы подразумеваем, что миром правит несправедливость. А когда мы говорим о золотых этапах – там царит гармония, там человек может полностью проявить себя, там мы можем развить наши внутренние потенциалы. Там все происходит естественно, у каждой вещи свое место, свое надлежащее положение. На железных этапах все наоборот – много путаницы, много беспорядка, на золотых же этапах судьи – это судьи, политики – политики, спортсмены – спортсмены, а актеры – актеры.

Когда все запутано, все перемешано, и непонятно, что к чему – прежде всего, в этом много несправедливости, сильные мира сего не знают пределов, у них нет тормозов, они бьют в полную силу на этих железных этапах. Это на историческом уровне. Если мы переведем это на индивидуальный уровень, мы убедимся, что каждый из нас также будет проходить через эти этапы, и, возможно, несколько раз на протяжении всей жизни. Я имею в виду, что, как бы ясно мы ни понимали, куда идем, какое будущее бы не проецировали, чтобы наше существование продолжалось, мы должны считаться с циклами: будут плохие дни, будут ужасные времена, придется много бороться. Даже достичь того, что уже у нас есть, наверняка было нелегко. Потому что ничто не достается легко, и стоит поддерживать достигнутое, потому что тот, кто расслабляется, остановившись на том, что у него уже есть, может в конечном итоге потерять это. Те вещи, которые приносит нам жизнь – конечно, по заслугам – если мы потом пренебрегаем ими и не умеем их сохранять, вполне возможно, что та же самая жизнь через время, которое является одним из ее слуг, отнимет и унесет их от нас.

И, наконец, мы считаем, что свободой обязательно нужно уметь пользоваться. Пользоваться не той своей маленькой свободой, которая иногда для многих людей в том, чтобы делать то, что хочется – это всего лишь малая часть свободы. Мы говорим, что нужно уметь пользоваться Свободой, не просто пользоваться, а уметь пользоваться ею. С философской точки зрения, уметь пользоваться свободой означает уметь принимать решения, уметь двигаться в сторону смысла жизни, жить в согласии с течением жизни. Проблема в том, что для этого нужно знать, куда движется жизнь.

Куда движется жизнь? Можем ли мы это узнать? Куда должны идти люди?

Вернемся к началу. Эрос – это демиург, строитель Вселенной, изначальная любовь. Эрос – архитектор, он строит вселенную. Первое, что делает архитектор, – создает чертежи, модели. Изначальная любовь как архитектор создает архетипы. Эти архетипы являются моделями и источниками, они и в начале, и в конце, они вдохновляют и задают движение. Они движут нами, притягивают и вдохновляют нас. И все упомянутые нами авторы сходятся во мнении, что мы, люди, хотим мы этого или нет, любим эти архетипы, потому что они созданы Эросом, изначальной любовью.

Согласно Платону, четырьмя великими архетипами, управляющими эволюцией человека, являются: доброе, прекрасное, справедливое и истинное. Философы-платоники и неоплатоники говорили, что мы, люди, любим эти архетипы, эти модели, потому что они созданы Эросом, изначальной любовью. Осознаем мы это или нет, но на протяжении всей жизни мы движемся к этим моделям: красоты, доброты, правды и справедливости. Приближаясь к этим архетипам добровольно и сознательно, мы обретаем больше свободы. Это помогает нам избавиться от определенных оков, оставить в стороне то, что говорят многие, от массового и бессознательного мнения, от того, что сейчас называют политкорректным. Приближение к этим архетипам, попытка достичь их, использование нашей свободы для сознательного вхождения в поток жизни – вот что делает нас настоящими людьми. Это то, что делает нашу жизнь достойной.

Правильно использовать нашу свободу значит уметь совместить ритм нашей маленькой жизни с ритмом великой Жизни. Приблизившись к этим архетипам, мы сможем понять, что причиной смерти эры рациональности является рациональность сама по себе. В основе нашего сегодняшнего мира, где все мы страдаем, лежит рациональный подход. Возможно, нам уже пора начать прислушиваться к своему сердцу и забыть о рассудке. Не придавать огромного значения статистике, цифрам, спискам, прогнозам, балансам,…

Не пора ли нам прислушаться к своему сердцу? Разве сердце не говорит нам, что нет ничего выше истины? Разве оно не говорит нам, что справедливость должна доходить до каждого и не иметь цены, что никто не может ее купить, что власть имущие не должны обращаться с ней так, чтобы причинять ущерб более слабым или тем, кто менее способен? Разве сердце не подсказывает нам, что прекрасное и доброе не зависят ни от общественного мнения, ни от искусствоведов, которые пишут в разных изданиях, оплачиваемых сильными мира сего? Доброе и прекрасное от этого не зависит. Доброе и Прекрасное – это биение нашего сердца, которое поднимает нас к вершине, и оно не зависит от моды или общественного мнения.

Не пора ли нам начать двигаться по собственной воле, плыть по океану жизненного течения на нашей собственной лодке? Как тот мифический Одиссей, морской странник, Одиссей, который путешествует по бесконечным дорогам, пытаясь добраться до своего дома и вернуть то, что принадлежит ему. Не пора ли нам всем понять, что мы, подобно Одиссею, плывем на Итаку? Не должны ли мы, так же как Одиссей привязал себя к мачте своего корабля, быть привязанным к исходящим от этих архетипов силе и могуществу? Разве не должны мы в нашей жизни руководствоваться справедливым, добрым, прекрасным, истинным? Возможно, так мы сможем пережить пение сирен и избежать опасностей и соблазнов, которые сбивают нас с пути.

Одиссей и сирены. Дж. У. Уотерхаус, 1891 год

Когда-нибудь, дорогие друзья, мы все должны будем добраться до Итаки. Она ждет нас в конце нашего путешествия, в конце всего нашего существования. Мы достигнем нашей земли, нашего дома, нашей настоящей родины – и это ничто иное, как воссоединение с нашей бессмертной душой. А еще дальше, окутанная дымкой Тайны, нас ждет встреча с Тем, кто порождает все и является концом всего, кто управляет атомами и галактиками, с тем великим Неизвестным, которого все народы во все времена и на разных языках называли Богом.

[1] Oriente – восток, то есть ориентироваться – направляться на восток… – прим. перев.

Лекция, прочитанная в Мадриде 17 сентября 2016 г.

Перевела с испанского Ольга Князева

Оригинал: https://biblioteca.acropolis.org/construir-el-futuro/