А. С. ПушкинПочему все большие, значительные люди нашей культуры проходили и проходят «через» Пушкина или, лучше сказать, приходят к Пушкину? Почему разговор о Пушкине — это всегда разговор о любви, о России и о Боге?

 Есть общие места в нашей культуре. По их поводу не спорят — и жаль, что не спорят. Ведь сегодня особенно важно доказывать, что Пушкин необходим нам, как никогда.

Мы с детства знаем, что он великий, и это создает между ним и нами непреодолимую стену. Он — великий, которому дано, — остается по одну сторону этой стены, а мы — обыкновенные, которым не дано, — по другую ее сторону. И мы снимаем с себя всякую ответственность, возлагая ее на Пушкина (это уже даже не анекдот, а присказка: «кто виноват? Пушкин?») и ему подобных гигантов.

ShopenianaFokina370112

В 1907 году В. Э. Дандре предложил Михаилу Фокину, молодому петербургскому балетмейстеру, поставить спектакль для благотворительного вечера. Фокин выбрал для новой постановки «Шопениану» — сюиту из сочинений Шопена, оркестрованную А. Глазуновым. Каждую пьесу из сюиты балетмейстер задумал превратить в самостоятельную танцевальную картинку. И еще он попросил Глазунова оркестровать Вальс до-диез минор. Этот вальс Шопена понадобился ему потому, что большая часть других номеров требовала постановки характерных танцев: полонеза, мазурки, тарантеллы, — а Фокину хотелось среди прочих создать и особый романтический танец на пуантах и в длинных тюниках.

Одиссея Генриха Шлимана

Меж городами людей, на земле беспредельно живущих,
Сколько на свете ни есть их под солнцем и звездами неба,
Сердцем всех больше моим Илион почитался священный,
И повелитель Приам, и народ копьеносца Приама.
Гомер. «Илиада»

Сегодня я увидела Надежду, странный дар, который по­явился из мифического ящика Пандоры тысячи лет назад и все еще остается очень важным для людей. Возможно, всякий раз, когда нас охватывают тревога и замешательство, мы поднимаем к ней взгляд и видим ее.

segodnya ya uvidela svetСегодня я увидела свет... Как всегда, это не было нечто совершенно новое, просто по-новому увиделось хорошо знакомое прежде. Будто ты разглядел то, на что раньше смотрел, но не видел...

Меня ослепил свет, сильный и чистый свет солнца, которое рассветным лучом в одно мгновение размело все тени вокруг. И мир внезапно обрел форму и цвет. Так в детстве мы соглашались вдруг с существованием вещей, которых раньше не признавали — просто потому что не замечали.

Проблема страха не является новой для людей. Уже много лет назад — больше, чем мы решимся сосчитать, — человек потерял уверенность в самом себе, в своем предназначении и, как следствие, в Предназначении Человечества. В результате история стала для него чем-то совершенно чужеродным, он чувствует себя не ее творцом, а ее жертвой. Время больше не фактор надежды, который помогает ему снова и снова устремляться вперед и трудиться ради осуществления своей мечты. Сегодня время — это, наоборот, смертельное оружие, которое уничтожает людей и цивилизации, разрушает все и вся без малейшей надежды на восстановление. 


Несколько слов о вежливостиОчень простая и красивая этимология у слов вежливость и вежливый. Старинное вежа еще в XVI веке значило «человек, знающий, как себя надо вести». Оно происходит от древнерусского влдлти, то есть «знать». Вежливый человек, в отличие от невежливого, — это тот, кто обладает знанием, «веданием» или «вес-тью», и ведет себя в соответствии с ним.

Интересно, что тот же корень имеет и слово совесть, которое происходит от старославянского совесть, являющегося, в свою очередь, калькой греческого syneidesis (сравните греческое eidos — «идея»). Таким образом, человек с со-вестью обладает знанием («со-знанием»).

И жизнь, и слезы, и любовь...

Дворец на Английской набережной, принадлежавший графу Лавалю, собственнику уральских заводов, славился своей роскошью. По мраморным полам, привезенным из дворца Нерона в Риме, скользили в танце патриции нового времени — весь высший свет Петербурга съезжался сюда на балы. Сокровищем этого дома была княгиня Екатерина, дочь Лаваля и жена князя Трубецкого, — обаятельная, нежная, утонченная молодая дама, с которой любил танцевать сам император, ведя непринужденный, шутливый разговор по-французски. Будущее рисовалось светлым и безоблачным — удачное замужество, рождение ребенка...

«Каждую пятницу с 20.00 в нашем клубе живая музыка — Иоганн Бах со своей группой „Музыкальное содружество“ играют для вас зажигательное необарокко собственного сочинения!» — так можно было бы перефразировать на современный лад вывеску на кофейне Циммермана в Лейпциге. Лет 300 назад это было культовое местечко, где собиралась самая «продвинутая» молодежь и прочие эстеты, ибо кофепитие начало стремительно входить в моду. Бюргерское общество не одобряло новое увлечение, случалось даже, что кофе запрещали продавать и пить в общественных местах. Но мода на него все больше распространялась, особенно среди женской половины Лейпцига. Юмористы высмеивали дам всех возрастов, часами распивавших кофе. Однако Бах относился, очевидно, к тем, кто был не прочь снять усталость бодрящим напитком, а не только кружкой пива.

 

Могу ли я надеяться, что когда-нибудь Судьба проявит свою благосклонность и пошлет мне Шанс, единственный и неповторимый?
 (Из письма в редакцию журнала)

Жизненный шансВ первом искреннем порыве сердца я уже начала отвечать вам: «Конечно, никогда не переставайте надеяться, ведь надежда умирает последней...» Но что-то меня остановило. Пытаюсь представить ваше лицо, ваш возраст, вашу жизнь — и очень жалею, что не знаю, кто вы, что совсем ничего не знаю о ваших мечтах, о потребностях вашей души и вашем внутреннем опыте.

Вы, наверное, заметили, что я не упомянула о ваших проблемах, трудностях и испытаниях, хотя, не отрицаю, если бы я кое-что о них знала, это очень помогло бы ответить на ваш вопрос. Дело в том, что, когда речь заходит о cудьбе, о наших надеждах и жизненных шансах, все наши проблемы, трудности и обстоятельства, в которых мы сейчас находимся, отступают на второй план. Вернее, в поиске нужных нам ответов даже самый тщательный анализ наших проблем и ограничивающих нас жизненных обстоятельств мало что подскажет и даже совсем наоборот — может увести очень далеко от сути.