Может быть, это слишком трудная загадка...

Во что верить? Какой безумный вопрос, если представить, что мы смотрим на жизнь как Декарт, сомневаясь во всем — встречаются и такие люди. Но давайте задумаемся над этим вопросом. Во что верить? Он охватывает столько всего, что мы даже представить себе не можем. Иногда я думаю, как же мне не сомневаться, если в жизни так много неопределенного, взять хотя бы характерный вопрос: «Действительно ли Бог существует?» — даже я часто задаю его себе.

В то время, в конце XVI столетия, самыми распространенными учебными заведениями в Европе были церковные школы. Там давали только религиозное воспитание, а основными методами обучения были зубрежка и телесные наказания. Ничего, кроме унижения и разочарования, ученики в таких школах не получали, но даже и в них могли попасть очень немногие.

Коменский же мечтал о «школе мудрости и мастерской гуманности», о «школе радости», которая формировала бы настоящих людей, умеющих жить достойно и приносить пользу Отечеству. «Следующий век будет именно таким, какими будут воспитаны для него будущие граждане», — был уверен Коменский и начал создавать новую систему обучения.

Ты лети! Я машу крыльями

И вновь я стала пересматривать все свои упущения последнего времени по отношению к дорогим моему сердцу существам и все то, что упускала из маленьких золотых мгновений каждого дня, из тех вещей и моментов, без которых моя душа жить не может. Я вновь вспомнила все «синицы в руке», за которые цеплялась, и всех «журавлей на небе», от которых в последнее время сама отказывалась...

И я не стала жалеть себя и не стала жалеть об упущенном, даже наоборот — оптимистически, бодро и по-своему трогательно я назвала себя настоящим «дурачком» и искренне себе сказала: «Лена, так тебе и надо!», зато потом все будет по-другому, по-настоящему.

Мы — мост через Вечность, возвышающийся над морем времени, где мы радуемся приключениям, забавляемся живыми тайнами, выбираем себе катастрофы, триумфы, свершения, невообразимые происшествия, проверяя себя снова и снова, обучаясь любви, любви и любви!
Ричард Бах «Мост через Вечность»

Родоначальник английского дизайна интерьеров, художник-прерафаэлит, переводчик «Одиссеи» на английский язык и основатель Общества защиты старинных зданий — Уильям Моррис был британским подданным, но его многообразная деятельность перешагнула рамки и географические, и временные.

Пока вы читаете эти строки, научный мир, затаив дыхание, замер на пороге нового открытия. Ещё немного — и будет найден бозон Хиггса, своего рода Грааль современной науки. Открытие этой частицы чрезвычайно важно: оно покажет, что мир устроен именно так, как мы предполагали. Вожделённое торжество разума, демонстрирующее его всемогущество!

Всемогущество?.. Что-то тут не так.

К чему могут привести глобальные эксперименты с погодой

Джинн из бутылкиКоличество природных катастроф «в единицу времени» в последние годы быстро растет. А их последствия становятся все более разрушительными. Жара и наводнения в Европе, смертоносное цунами в Юго-Восточной Азии, ураган «Катрина». Ученые говорят о глобальном потеплении климата... Наблюдательные люди отмечают странную локализацию природных катаклизмов: землетрясение в Спитаке совпало с армяно-азербайджанской войной, наводнение в Чечне — с антитеррористической операцией, афганское землетрясение — с американскими бомбардировками. В СМИ стали просачиваться сведения о новом виде оружия — геофизическом. Что это — выдумка журналистов или правда, которую от нас тщательно скрывают?

 
Платон и·Аристотель на·фреске Рафаэля «Афинская школа»

Не знаю, что вы об этом думаете, но вот Аристотель утверждал — и я бы не стал с ним спорить, — что философия начинается с удивления. Удивления перед бесконечным миром с безумным множеством всего существующего в нем, перед жизнью. Удивления, рождающегося потому, что мы ощущаем свое собственное неведение и хотим познать и понять тайны, окружающие нас... Неплохое начало?! Остается только пожелать, чтобы удивление не покидало нас и дальше.

Аристотель. Завершение, финал античной мысли. «Князь философов», чьи идеи на долгие годы, долгие века определили основные направления развития философской мысли, а стало быть, и культуры Западной Европы. На знаменитой фреске Рафаэля его правая ладонь, простертая горизонтально, обращена к земле, к чувственному, Аристотель словно пытается охватить, ощупать весь мир явлений. Его учитель Платон рядом с ним поднял перст вверх, указуя на доступный лишь разуму мир архетипов. Две величественные фигуры. Два учения, два пути, две судьбы. Вечное противостояние и дополнение.

 

В году бывают моменты, когда в нашей уставшей душе вновь пробуждается особая, хорошо знакомая ностальгия: да, мы повзрослели, и даже немного состарились, но где-то глубоко внутри нас все еще живет маленький, одинокий и трогательный ребенок, тоскующий по волшебству. Этот ребенок вдруг просыпается в нашем сердце, и нам, серьезным людям, которым все некогда да некогда, с грустью заявляет, что он соскучился, что ему очень и очень хочется чего-то светлого, искреннего и доброго.

Бывают моменты в году, когда любой, даже самый прагматичный и самый реалистичный из людей готов отдать все на свете, чтобы в его жизни произошло что-то сказочное и волшебное, чтобы случилось хотя бы одно, малюсенькое чудо...

Эта тоска по волшебству, спрятанная глубоко в сердце каждого из нас, особенно сильно начинает звучать в преддверии любимых нами праздников. Согласитесь, достаточно одного только упоминания — Новый год, Рождество... — и уже веет надеждами, трепетным ожиданием, сказкой, предвкушением чего-то радостного, светлого и чистого...

Лестница, ведущая к Нике

Лестница, ведущая к Нике

В 1863 году археолог Шарль Шампуазо, вернувшись из Греции, привез в Париж больше двухсот фрагментов мраморной скульптуры. Из них, благодаря усилиям реставраторов, в 1884 году возродилась крылатая богиня Ника, Победа. Даже лишенная головы и рук, с правым крылом из гипса (точной копией левого), она покорила ценителей искусства своей красотой и с тех пор считается одной их жемчужин Лувра.

Ее установили на верхней площадке мраморной лестницы Дару. «Лестница эта... была чудесна сама по себе, но главным ее чудом было то, что вся она, во всей стройности и строгости своего подъема, во всем праздничном, ярком чередовании света и тени на полированных плоскостях ее ступеней служила лишь пьедесталом стоявшей на верхней площадке фигуры, — Ариадна Эфрон, дочь Марины Цветаевой, описала в своих воспоминаниях впечатление от встречи с Никой. — То была статуя Самофракийской победы... Победа эта была столь огромна, что легко было, осознав лишь ее подножие — из каменных блоков слаженный нос корабля-триремы, — обогнуть его, так и не взглянув вверх.