В ноябре 2019 года в Москве открылась выставка, посвященная культуре и искусству Древнего Египта. Выставка необычная – она создана для невидящих людей. Это часть проекта «Прикосновение к красоте», над которым работают волонтеры одного из московских филиалов философской школы «Новый Акрополь». О проекте рассказал его участник Герман Погосян.

«Легко быть щедрым тому, у кого многое есть, — часто приходится слышать от слушателей нашей философской школы. — К сожалению, мы не настолько богаты, чтобы позволить себе роскошь щедрости». И если на первый взгляд это вполне очевидно, то ближайшее рассмотрение показывает ошибочность подобного утверждения.

Когда мне было лет восемь, кто-то из взрослых сказал о моей маме: «Твоя мама очень сильная». Тогда про себя я подумала, что за глупости! Она такая худенькая, ей и пакеты сложно нести. Какая же она сильная!

Лишь с годами я стала постепенно понимать смысл этих слов, понимать, в чем же сила это хрупкой на вид женщины.

А сила ее в улыбке, той, что она всегда находит для меня и многих — многих других людей. В детстве я настолько привыкла к её доброжелательному, с легким дыханием веселости лицу, что это стало для меня абсолютно естественным, обязательным атрибутом мамы. И если вдруг её лицо было чем-то омрачено, у меня начиналась настоящая паника, мама не улыбается, мир рушится.

Ночной автобус. Напротив меня сидит молоденькая девушка... И плачет, отворачиваясь к окну, чтобы никто не видел. Дорожки слез по щекам, слегка распухший покрасневший нос. Девушка периодически вытирает слезы перчатками, судорожно сжатыми в руках.

Сижу я напротив нее и испытываю состояние растерянности. Как поступить? Спросить, что с ней? А вдруг ей не это нужно? Или на больную мозоль наступлю? Как-то утешить? А вдруг ей еще хуже станет? И вообще, удобно ли вмешиваться, все-таки незнакомый человек...

Мне кажется, просто так думать о щедрости не имеет смысла, щедрость существует только в момент моих действий, только так она проявляется. У этой добродетели в идеале не должно быть ограничений, условностей. В природе мы встречаем тому массу подтверждений, ярчайший из которых —  Солнце. Оно всегда и везде дарит всем людям, животным, растениям, камням, наверное, ещё кому-то, свое тепло и свет. И это очень помогает, вдохновляет, ведь когда светит солнышко ярко и тепло, даже улыбаться хочется просто так.

Я почему-то всегда думал, что щедрость проявляется от избытка, от излишка. Если у меня чего-то много, то поделюсь. Наверное, это тоже часть щедрости. Но в последнее время сделал для себя такое открытие, что настоящая, истинная, глубинная щедрость в том, чтобы поделиться тем, чего у тебя мало, иногда даже отдать последнее более нуждающемуся.

Еще я часто думаю так: помогу, только не сейчас, а когда у меня будет время свободное, и когда не такой уставший буду, как сейчас. А ведь получается, что другого, лучшего, чем сейчас, момента проявить щедрость, заботу, любовь, быть добрым, помочь у меня не будет. Именно сейчас надо всё это делать, несмотря на то, что устал, времени нет и т. п. Это и есть щедрость, это и есть рост над собой и победа над своими ограничениями. Делать это трудно, но, как говорил один философ, есть таинственная связь между трудным и ценным.

Все знают о здоровом образе жизни (ЗОЖ), но далеко не все слышали о философском образе жизни. Философский образ жизни подразумевает расширение понятие здоровья за рамки физического: на внутренний мир человека и на мир вокруг самого человека. Поэтому человек, ведущий философский образ жизни, — это всегда активный член общества, гражданин и волонтер, участник разнообразных добровольческих проектов.

Божественный Платон. Читая его книги, можно встретить как глубоко символичные послания, так и большое число критериев, которые можно применять здесь и сейчас. Например, размышление о врачах в идеальном государстве (третья книга «Государства»).

Вот какие критерии даёт Платон (диалог Главкона и Сократа):

— Это-то совершенно верно. Но как ты скажешь, Сократ, вот насчет чего: разве не требуются в нашем государстве хорошие врачи? А такими могли бы быть, всего вероятнее, те, через чьи руки прошло как можно больше людей здоровых и как можно больше больных.
— Конечно, я говорю о хороших врачах. А знаешь, кого я считаю такими?
— Пожалуйста, скажи мне.
— Что ж, попытаюсь. Но ты в своем вопросе объединил не сходные между собою вещи.
— Как так?
— Искуснейшими врачами стали бы те, кто, начиная с малолетства, кроме изучения своей науки имел бы дело по возможности с большим числом совсем безнадежных больных, да и сам перенес бы всякие болезни и от природы был бы не слишком здоровым. Ведь лечат, по-моему, не телом тело — иначе было бы недопустимо плохое телесное состояние самого врача, — нет, лечат тело душой, а ею невозможно хорошо лечить, если она у врача плохая или стала такой.

Волонтерская, добровольческая деятельность является одной из важных граней жизни философской школы «Новый Акрополь». В изначальном, классическом понимании философия — это не просто обучение и саморазвитие, а всегда активная включенность в жизнь общества. Исторические примеры — лучшее тому свидетельство. Пифагорейская школа готовила политиков, экономистов, ученых и деятелей искусства. Платоновская Академия в эпоху Возрождения подарила миру целую плеяду художников и общественных деятелей. Философские школы, общества и братства Средневековья воспитывали врачей, строили дороги, возводили храмы.

Мы шли по вечерней Москве и говорили о жизни. Я поделилась одним переживанием. Почему-то очень давно меня волнует судьба людей, попавших в тюрьму. Слушая передачи о заключенных и для заключенных, часто проходя мимо тюрьмы в нашем городе, я всегда думаю о том, как этим людям плохо. Тем, которые туда попали «заслуженно» и тем, кто случайно. Они страдают и умом, и сердцем, и часто физически. Мне давно хочется как-то им помочь.

Говоря об этом, я призналась, что не знаю пути помощи этим людям и даже часто сомневаюсь, в силах ли я что-то сделать и нужно ли мне участвовать в этой области жизни людей.

В нашем мире много страдающих живых существ. Почти каждый день я встречаю бездомных людей, нищих, просящих милостыню, кошек и собак, живущих и умирающих на улице. Не раз у нас с друзьями и знакомыми завязывались на эту тему долгие беседы. Несмотря на то, что соглашаемся со многими доводами собеседников, внутренние реакции остаются у каждого свои. Ведь что умом ни пойми — сердцу трудно подчиняться его приказам, а «безголовым» тоже быть нельзя: можно наделать много ошибок.