"Я намерен восстановить руины замка Гогеншвангау… Место - одно из красивейших, какое только можно найти…"
Из письма Людвига II Рихарду Вагнеру

 

Стремительный и неумолимый в своей технологичности ХХ век научил нас воспринимать красоту как нечто относительное. Вдохновляющее одних раздражает других, и это уже никого не удивляет. Казалось бы, огромное количество стилей, направлений и течений в искусстве, зачастую противоречивых и беспрестанно меняющихся, давно уже погребло под собой само воспоминание об истинном и непреходящем, прекрасном по сути и поэтому не зависящем от моды на красоту.
Но есть исключения, и одно из них - сказочный замок Неушванштейн, расположенный в одном из живописнейших уголков Германии - в Баварии, в предгорьях Альп. Его знают все, даже те, кто вообще не бывал в Германии. Неушванштейн знаком каждому, кто читал сказки братьев Гримм или Шарля Перро, кто видел "Спящую красавицу" Уолта Диснея - там, как впоследствии и в Диснейленде, воспроизведен именно Неушванштейн. Относительно этого замка двух мнений, как правило, не бывает. Когда видишь его воочию, в первый момент никак не удается осознать, что это не прекрасная декорация для фильма, а реальный замок, настолько он кажется перенесенным из сказки в наш давно лишенный сказок мир. Когда же попадаешь внутрь… Но об этом рассказать невозможно - ведь внутри оживают легенды. В богатейший вагнеровский мир - мир героев и духовных приключений, мир идеалов и борьбы за них - попадает каждый вошедший, а мастерство исполнения и богатство убранства заставляют просто терять дар речи.


Что это? Сказочный дворец? Но он совершенно реален - его мрамор можно потрогать, по лестницам его башен можно подняться. Музей? Но в нем нет экспонатов - скорее, он сам является уникальным экспонатом… Рядовой замок? Но зачем такое убранство? И потом, он плохо приспособлен для жилья: кухни, уборные и прочие службы - все опущено в подвал. Но тогда что? И кому удалось создать это сказочное творение, объединив мечту и колоссальные средства для ее воплощения? На второй вопрос легче ответить: имя творца известно - это Людвиг II, король Баварии с 1864 по 1886 год, человек, которого Верлен назвал "единственным подлинным королем столетия".

Людвиг II

25 августа 1845 года звон колоколов и пушечная стрельба возвестили жителям баварской столицы Мюнхена о рождении долгожданного наследника престола. Крещенный Людвигом, он происходил из старинного аристократического рода Виттельсбахов. Его предки искони отличались дарованиями в области архитектуры и искусств. Дед Людвига, например, тратил миллионы на постройку великолепнейших зданий в греческом и итальянском стиле, ставших лучшим украшением Мюнхена.
Принц Максимилиан, отец Людвига, всецело поглощенный наукой, практически не уделял внимания воспитанию сына, и свое детство будущий король провел с матерью в одном из родовых замков, где и получил классическое аристократическое воспитание. С детских лет он был окружен шедеврами искусства, которые его предки собрали в Мюнхене; а для его обучения были приглашены самые известные в Германии преподаватели. Наставники Людвига не всегда поспевали за быстрым умом своего воспитанника, а его интересы простирались значительно дальше предусмотренного программой. С раннего детства принц был очарован старинными германскими легендами и преданиями, запечатленными в окружавших его картинах. Не просто окружавших, но и усиливавших романтический взгляд на жизнь, унаследованный им от отца и деда.
Подвиги и приключения, столкновения с опасностью и стремление защитить идеалы, которыми жили герои легенд, постепенно заполняли его мечты и в конечном итоге определили сам смысл его существования. Увлечение Шиллером завершило его формирование как романтического энтузиаста. Но мир Людвига существовал, в основном, в его внутренней жизни и не находил подтверждения в реальности. Своими мечтами и устремлениями он очень рано обрек себя на одиночество: в детстве и юности у него не было друзей, не было впоследствии и единомышленников. В 16 лет он ощутил страшную пустоту непонимания, почувствовал свою полную отчужденность от мира. Не было ни одного человека, с которым он мог поделиться переполнявшими его чувствами и идеями без риска быть непонятым и осмеянным.
Но сама судьба, казалось, позаботилась о нем. 2 февраля 1861 года. Людвиг пережил небывалое потрясение. Он присутствовал на премьере оперы Вагнера "Лоэнгрин". В совершенно новой музыкальной композиции и в детально разработанной Вагнером теме увидел он воплощенными свои романтические мечты и с тех пор приобретал все произведения и публикации композитора, которые только мог достать. Он был уже не одинок, и жизнь вновь обретала смысл.

Король Баварии

10 марта 1864 года умер Максимилиан II. В 18 лет Людвиг стал королем Баварии. К этому времени он еще не закончил обучение в колледже, практически не сталкивался с миром за пределами замка, в котором жил, и вообще не был посвящен в политику и интриги двора своего отца: тот не считал нужным уделять этому внимание. Однако, вопреки ожиданиям, молодой король очень серьезно отнесся к своим обязанностям и целиком посвятил себя управлению. Вдохновленный величием и священным значением положения, в первые годы своего правления Людвиг пытался воплотить идеальное представление о королевстве искусства и культуры. Дом Виттельсбахов всегда уделял культуре больше внимания, чем завоеваниям, власти или суверенитету. Людвиг не стал исключением. Он охотно выслушивал советы своих министров, но решения принимал только на основе собственных продолжительных размышлений.
Одним из первых приказов, отданных им своему придворному секретарю, было поручение найти и доставить в Мюнхен Рихарда Вагнера. 4 мая 1864 года композитор, испытывавший в то время крайние материальные затруднения и не имевший средств на постановку своих произведений, впервые предстал перед своим покровителем. С этого момента Вагнер наконец-то получил гарантированную возможность творить и уверенность, что его произведения будут сохранены для потомков. А в тот памятный вечер он написал своему другу доктору Уилли: "Ты знаешь, меня призвал к себе молодой король. Сегодня я был доставлен к нему. К сожалению, этот человек настолько блестящий и благородный, настолько величественный и душевный, что, боюсь, его жизнь, подобная чистейшему потоку, исчезнет в грубости нашего мира… Мое счастье столь велико, что я буквально раздавлен им; лишь бы только он жил; он просто невиданное чудо!"
Зародившаяся между Людвигом II и Вагнером дружба стала плодотворной для каждого из них. Освобожденный от всех материальных проблем, композитор смог целиком посвятить себя тому, что мы сейчас знаем как немецкую героическую оперу. А вдохновленный им молодой король с головой ушел в планы создания в Мюнхене Немецкой музыкальной школы и строительства принципиально нового здания для оперы. В этом здании возможно было бы осуществить все новые технические эффекты, необходимые Вагнеру в его постановках. Мюнхен должен был стать центром музыкальной культуры, подобным Вене.
Но не суждено было сбыться этим планам. Резко негативное отношение к "революционному" Вагнеру в Мюнхене и категорическое неприятие правительством и жителями города всего, что было связано с его именем, остановили начатые проекты. Сам Вагнер вынужден был даже покинуть город, не в силах оставаться в постоянно враждебной обстановке. Вскоре и сам Людвиг начал понимать, что те идеалы монархии, на которых он был воспитан и к которым стремился, не актуальны и даже просто не существуют в современном ему XIX веке. Фигура монарха была уже скорее номинальной, и все фундаментальные решения принимались не им, а двумя палатами парламента Баварии. Осознав свою беспомощность, Людвиг II быстро охладел к политике и правлению, но не потерял мечту. Напротив, теперь он имел гораздо больше возможностей для ее осуществления. Он навсегда покинул Мюнхен и отправился в столь любимые им предгорья Альп. С этого момента начинается история Замка, его замка, “замка мечты”.

Замок

Знаменитая римская Виа Клаудиа, дорога, более полутора тысяч лет назад соединившая Рим с нынешней Германией, находилась под защитой нескольких цитаделей, построенных вдоль нее. Место расположения двух из них, уже превратившихся в руины, и послужило основой для будущего замка Неушванштейн. В дословном переводе это название звучит как “Новая лебединая скала”. Развалины находившегося неподалеку древнего замка Шванштейн (“Лебединая скала”) и то значение, которое имели в жизни Людвига образ и символ лебедя, - это и определило, по всей видимости, необычное название замка.
По распоряжению Людвига к месту строительства была проложена дорога, подведена вода, и 5 сентября 1869 года король собственноручно заложил первый камень в основание будущего замка. Идея постройки принадлежала, безусловно, Людвигу, и он осуществлял непосредственный контроль за строительством на всем его протяжении. Были приглашены лучшие архитекторы и художники, на чьи плечи легла непростая задача воплощения идей короля. Надо отдать им должное: справились они с этим достойно. В 1869-1873 годах были возведены и полностью отделаны ворота замка с прилегающими постройками. С 1873 года работы велись в основной, так называемой “дворцовой” части, которая была завершена к 1883 году. А в 1884 году Людвиг II уже мог жить в королевских апартаментах замка, в то время как работы в других его частях еще продолжались.
Общая стоимость строительства составила 6 180 047 марок золотом. К чести Людвига, ни единого пфеннига не было взято из баварской казны - все затраты оплачивались личными средствами короля и дома Виттельсбахов. Когда эти средства были исчерпаны, Людвиг II занимал деньги в других государствах. Часть долгов была возвращена уже после его смерти его родными.
Строительство потребовало не только огромных денежных вложений, но и прекрасной организации. Сегодня уже сложно представить разнообразие проблем, которые приходилось решать, сложно представить объем материалов, использованных при создании Неушванштейна. К примеру, за один только 1872 год было израсходовано более 450 тонн цемента. А еще известь, известняк, мрамор, кирпич, дерево... Все это должно было иметь высочайшее качество (непререкаемое требование короля) и доставляться из разных городов не куда-нибудь, а в предгорья Альп. Непосредственно на строительстве одновременно работало более 200 человек, а сколько было занято во вспомогательных работах - этого учесть невозможно.
Неушванштейн поражает прежде всего высочайшим качеством проделанной работы. Все, от проекта замка, с филигранной точностью "вписанного" в окружающий ландшафт, до замка на двери, сделанного по специальному заказу и имеющего кроме утилитарного еще и символическое значение, уникально и доведено да совершенства. Это неудивительно, ведь только ореховый балдахин над ложем короля 17 мастеров вырезали полтора года. Каждый элемент росписи стен - отдельное произведение искусства, выполненное лучшими немецкими художниками. Практически каждое помещение несет свою смысловую нагрузку, в росписи его стен отражается одна из рыцарских легенд, вдохновлявших создателя замка.
Неушванштейн не был закончен в том виде, как это предполагалось вначале. Таинственная смерть Людвига II, история и причины которой - тема отдельного разговора, оборвала в 1886 году и строительство замка. Весь второй этаж и запланированное "рыцарское" помещение на первом остались незавершенными. Уже через полтора месяца после смерти короля замок был открыт как музей и с тех пор неизменно является одной из самых доходных статей местного бюджета.

Тайна

Не иссякает поток туристов, едущих со всего света посмотреть на сказочный замок. Не иссякает поток вопросов, которые задают экскурсоводам оправившиеся от первоначального шока посетители. Издана даже специальная книжка, содержащая "ответы на наиболее часто задаваемые вопросы". Почему Людвиг II, всего себя посвятивший строительству замка, сам жил в нем лишь 172 дня? Чем обусловлен выбор легенд и персонажей в росписи помещений? Каково само назначение замка, ведь из планировки очевидно, что он строился не просто как королевская резиденция? И, наконец, почему так часто встречается "лебединый мотив"?
Не на все вопросы удается ответить… Так же, как и сто лет назад, лебеди не покидают этих мест и зимуют на озере недалеко от замка. Лебединый мотив…... Больше других Людвиг II любил легенду о Лоэнгрине, в которой именно лебедь ведет ладью вестника добра и справедливости, готового прийти на помощь там, где его ждут. Быть может, в этой легенде таится ключ к разгадке?

You have no rights to post comments