Есть в Москве дома, которые вызывают чувство радостного удивления. Они разные, но их объединяет одно весеннее понятие — модерн.

Поварская, Спиридоновка, Никитская, Столешники... Таинственные особняки смотрят на нас из-за металлических оград с изящными коваными решетками, напоминающими крылья бабочки, волны моря или колеблющиеся стебли болотных растений. Каждый особняк излучает свою магию, каждый ярко индивидуален и волшебно красив.
На рубеже XIX и XX веков родился архитектурный стиль, который вскоре стал и стилем жизни. Это модерн, что значит «новый», «новейший». И хотя в стиле модерн строили и банки, и вокзалы, и доходные дома, именно в особняках он проявился со всей глубиной. Слово «особняк» — особенный дом, в котором живут особенные люди какой-то необычной жизнью, — словно отражает саму суть модерна.


Каждое здание рождается как архитектурный миф. Дом — мир человека, он подобен природе и живет по ее космическим законам. Модерн пронизан символизмом. В особняке обязательно есть внутренний центр. Обычно это лестница — символ непрерывного кругового восхождения. Она словно ствол мирового дерева, от которого на разных уровнях отходят «ветви» — комнаты. Все центральное пространство пронизано светом, льющимся из необычной формы витражных окон. Окна не повторяются, меняя свою форму и размеры от этажа к этажу.
Дух огня и любви живет в роскошных каминах — мраморных, майоликовых, с изображением благородных рыцарей, волшебных фей, прекрасных задумчивых людей из зачарованного царства. Здесь нет места прозе жизни, мелочам быта. Быт одухотворяется, создается атмосфера покоя и возвышенности.
На глазах у москвичей город превращался в музей. Чтобы встретиться с искусством, не нужно было ходить в картинные галереи. Стены домов украшались прекрасными майоликовыми панно с изображением мифологических сюжетов, античных развалин. Архитектура давала образы цветов, которых мы больше не можем сорвать, живых существ, оставшихся в далеких былинных временах.
Среди рациональной и механистичной жизни модерн совершил невероятное: на краткий миг люди увидели мифологичность мира, в жизнь вошла ее величество Красота как вестник Идеала, и мир подчинился ее законам.

МУЗЫ МОДЕРНА
Особняк Морозовой на Спиридоновке

«В комнату вошла Сказка тихими неслышными шагами. У нее было светло-серое платье, и на нем были нашиты серебряно-бледные листья. В рыжих волосах горела бриллиантовая звезда. Она ступала тихо и мягко, как бы пряча свое изящество в простоте. Это был верх аристократической естественности. И молодой дипломат запнулся на полуслове, и почва ушла у него из-под ног». Так писал Андрей Белый о Зинаиде Морозовой, жене известного мецената.
Во имя любви к этой необычной женщине Савва Морозов построил в 1893 году замок, какого не бывало в Москве. Готические башенки, стрельчатые окна, зубцы на стенах — от дома веяло тайной, духом средневековья. Никто не мог предположить тогда, что этот особняк — первый вестник зарождающегося в России архитектурного стиля.
Зинаида Григорьевна Морозова была незаурядным человеком. В юности она работала на морозовской фабрике. Савва Тимофеевич увез будущую жену в этот дом от мужа, своего двоюродного племянника. Вскоре авторитет Зинаиды стал столь высок, что с ее мнением считались сильные мира сего, творческая элита прислушивалась к ее умным и тонким замечаниям. В этом особняке-замке царили Любовь и Весна.
Второй хозяйкой этого особняка стала в 1909 году Татьяна Рябушинская. Ее, балерину кордебалета, дочь капельдинера Большого театра, увез в этот дом Михаил Рябушинский, и тоже от мужа — полковника. Вопреки всем обычаям, он женился не на представительнице предпринимательского круга, а — по страстной любви — на признанной московской красавице и одной из самых остроумных дам Москвы Татьяне Фоминишне Примаковой. Волшебный особняк на Спиридоновке продолжал жизнь Острова Любви среди бурных событий начала нового века.



You have no rights to post comments