Никола Тесла и Марк Твен
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Известно, что Марк Твен дружил с Николой Теслой и бывал у него в лаборатории (что и изображено на фотографии). Естественно, Марк Твен был лучше других знаком с идеями Теслы, и они определенным образом повлияли на его мировоззрение. Своими философскими взглядами до смерти жены (она была ревностной католичкой и ее чувств Твен не хотел оскорбить) писатель не делился, но это не значит, что их не было. Его мировоззрение формировалось под влиянием индийской философии и, думается, общение с Теслой тоже сыграло свою роль.
Рассказ «Таинственный незнакомец» необычен для творчества писателя, которого устойчиво ассоциируют с сатирой и юмором. По сути это — философское эссе. О добре, зле и загадочном «нравственном чувстве», которое все портит.
Ряд исследователей творчества Теслы и его биографов видят в главном герое (ангеле) воплощение образа Теслы с его загадочностью, ангельской чистотой и неочевидными намерениями. Я, откровенно говоря, так не думаю. Слишком просто и примитивно. Мне кажется, у каждого человека в жизни наступает момент, когда важно найти и зафиксировать ответ на принципиальные вопросы бытия: кто я? откуда? почему? Наступил он и у Твена. И этот рассказ — такая попытка. Очень интересно и неоднозначно. Почитайте!
Нужно зажечь огонь
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Наш город с каждым годом украшается к Новогоднему празднику все более тщательно, богато и удивительно. Это требует средств, но я не слышу, чтобы кто-нибудь возмущался. Потому что очень красиво и очень много огней. Эти огни ночью приносят какую-то особую, бездумную, тихую радость. Смотришь — и хорошо делается. Прогоняет тьму вовне и внутри.
Я думаю, что людям обязательно нужен праздник в жизни — вот такой, общий, когда все — даже если невольно, даже если не празднуют — все равно причастны. Загадывают желания. Строят планы. Призывают мечты. Даже если «все плохо». Даже когда «пир во время чумы».
Говорят, если плохо на душе в последние дни декабря, если внутри темно, а вовне все кажется безнадежным, нужно зажечь огонь. Даже самый маленький огонек, зажженный в это время, рождает надежду. А если долго на него смотреть, может изменить просьбу о хлебе насущном на молитву о свете, а повседневные заботы — на желание, как в книге Стругацких «Счастья для всех, даром, и пусть никто не уйдет обиженным».
Семейные традиции
- Информация о материале
- Автор: Ольга Маркелова
В один не очень прекрасный день мой любимый муж выставил мне претензию, что я провожу с ним мало времени. Я возмутилась и начала подсчитывать, сколько времени мы провели вместе на этой неделе, доказывая, что он неправ. И в этот момент меня накрыло осознание того, что проводить время в одном пространстве вовсе не значит быть ВМЕСТЕ.
Действительно, как часто, приходя с работы, я быстро готовлю ужин и сажусь за книжку, в то время как благоверный рубится в игру на компе. Или мы оба залипаем в телефоны. Или смотрим какой-то фильм, а потом просто засыпаем.
Мост через время
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
Время иногда образно называют рекой. Говорят, вспоминая о прошлом: «сколько воды утекло с тех пор...», а о возможном будущем «воды» — «нельзя войти дважды в одну и ту же реку».
Думается мне, что и сам человек подобен реке. Его жизнь имеет исток, имеет русло. Течет как малый ручей или большая спокойная река, а иногда — как горная, бурно и быстро. И когда-нибудь впадает в Океан и растворяется без следа. Да, жизнь человека — как река...
Но бывают люди, которые напоминают мне больше мост, чем реку. Они пересекают реку своей жизни, высоко поднявшись над ней — так идет их дорога. Они знают, как может закончиться их жизнь, потому что живут «поперек» определенности и данности своего времени. Они опережают свое время и обретают бессмертие, потому что дело их жизни служит людям век за веком. Их дорога служит примером для тех, кто хочет смотреть на жизнь свою с точки зрения моста.
Такие мысли посетили меня на мосту над рекой. И я говорю спасибо всем людям-мостам, у которых имею честь брать пример жизни.
Что такое жертвоприношение
- Информация о материале
- Автор: Андрей Букин
Приближающийся конец года — отличное время для того, чтобы воздать кому-то должное, чтобы ВЕРНУТЬ ИСТИННОЕ ЗНАЧЕНИЕ некоторым понятиям. Нет, я не настолько наивен, чтобы считать, что это возможно несколькими строками здесь. Но, все-таки…
Меня давно интересует такое понятие как ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ, жертвование. Простое обращение к этимологии слова sacrifice, sacro - officio, приводит к словосочетанию «священное дело». И вот тут, на мой взгляд, есть о чем поразмышлять, есть о чем подискутировать...
Жизнь как сказка
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Готовлю тему символики русской волшебной сказки к последней в этом году лекции из цикла «Человек. Путь через века» и читаю русские сказки. Зачитался совсем. Пора уж над планом лекции думать, а сказки не отпускают, уж лекция на второй план отошла… Удивительный мир… «там лес и дол видений полны…» А, впрочем, где «там»? Не там, а здесь, там где я; стоит только присмотреться и прислушаться, и вот уж я сам иду туда, не знаю, куда, ищу то, не знаю, что. Думаю, именно поэтому жизнь и интересна. Искать известное, идти к уже знакомому мало толку, да много скуки. Сказка — это всегда не-обыденность, не-повседневность, волшебство жизни, удивление перед жизнью.
В древности то, что мы называли сказкой, называли кощуной. Очень может быть, по имени известного и, на мой взгляд, несправедливо критикуемого персонажа. А ведь без него сказка бы не состоялась. Именно он вносит в неё волшебство, незримо присутствуя в ней с самого начала и до конца. Вас никогда не удивляло, что Кощей Бессмертный всё же в итоге умирает? Где ошибка? Что здесь не так? А может он и вправду бессмертный и, умерев в «себе», рождается в своём «убийце», которому предстоит теперь самому стать волшебником, создать магию новой сказки, о которой уже не говорится в книжке, потому что она всё ещё не написана, она пишется… Кем? Мной. Тобой. Каждым из нас.
Исток таланта
- Информация о материале
- Автор: Татьяна Короткова
В юности у меня был друг. Пианист. Мы вместе участвовали в музыкальном проекте. Он отлично играл на фортепиано. Но не было ему счастья. Потому что жил когда-то на свете Иоганн Бах, и был он для моего друга лучше всех. Сядет, бывало, за фортепиано и говорит: «Вот послушай: это Бах». И играет. А потом: «А что я? Я не могу писать так же, как Бах. Я бездарность. И пойду лучше устроюсь убирать снег!»
Вот хотел человек творить. Да не мог. «Не дано», Кому «дано» — тот когда-то это заслужил своим трудом. Но:ведь тот, кому сейчас «дано» заслуженно, тоже когда-то делал это впервые, начинал учиться. Что толкнуло его на это, что заставило трудиться? И почему друг мой впал в отчаяние, даже не начав трудиться по-настоящему?
Мне кажется, все люди подвержены или будут рано или поздно подвержены жажде творчества. Человек — как образ и подобие Творца своего — не творить не может. Только люди путают жажду творить и желание творить.
Желание рождает потребность сравниться с кем-то, превзойти, создать что-то новое и быть признанным.
Жажда рождает потребность облечь в форму то, что внутри покоя не дает и хочет быть рожденным. Несмотря на то, что могут не оценить, обругать, не обратить внимания.
Жажда — это когда не тянет сравнивать себя с великими людьми прошлого и настоящего. Это когда не можешь не творить. Это исток таланта.
Остался один вопрос: почему одного тянет рисовать, другому приходит нужда создавать музыку, а третий жаждет писать стихи? Изначально — почему?