Как часто мы проходим мимо интереснейших вещей, не замечая их только потому, что давно привыкли к их существованию в нашей жизни и не ожидаем от них ничего удивительного. Вот, например, деньги - предмет на первый взгляд совершенно прозаический. Но так ли это?
Передо мной на столе лежит потемневший от времени медный кружок диаметром почти два сантиметра, на одной стороне которого выбит двуглавый орел, а на другой - надпись “полушка” и год - 1734. Эту монету я купил в тот момент, когда зашел в тупик в поисках материалов по истории Кадашевского Монетного Двора (был такой в Замоскворечье в XVIII веке) и казалось, что ничего нового и интересного здесь меня уже не ожидает. Монета совершила маленькое чудо: словно волшебный ключ, она открыла для меня дверь в неведомый до той поры мир. Ко мне в руки стали попадать многочисленные книги и статьи с увлекательными рассказами, исследованиями, оригинальными теориями, так или иначе связанными с историей денежного обращения на Руси. Так родилось это маленькое путешествие в мир русских монет.
 

По преданию, однажды ночью Александр Великий увидел во сне Гомера, читающего стихи “Илиады”. В них говорилось о Менелае, искавшем убежища на острове Фарос. Плутарх рассказывает, как Александр отреагировал на этот сон: он немедленно встал и отправился на Фарос, который в те далекие дни был островом неподалеку от устья Нила. Прибыв на остров, Александр сразу оценил его природные достоинства: похожая на перешеек полоска земли, с одной стороны которой находилось море, с другой - бухта, образующая просторный порт. Эта находка побудила Александра сказать, что “Гомер, удивительнейший во всем, оказался и мудрейшим архитектором”(из Плутарха). Александр отдал приказ о составлении плана города с учетом особенностей местности.

Многое передумал король Франции Филипп Красивый накануне 13 октября 1307 года, подписывая секретный приказ, на основании которого на территории Франции в одночасье должны были быть арестованы все тамплиеры. Позади оставлены колебания, решение принято, и воображение монарха уже рисовало картины счастливого и благополучного будущего.

Казалось, стоит просто протянуть руку - и вот они, легендарные сокровища тамплиеров, несметные богатства, накопленные Орденом всего за полторы сотни лет. Разве это допустимо, разве может король при изрядно опустевшей за последние годы казне смириться, когда в руках у монахов (пусть даже и называют их рыцарями-монахами — это не меняет дела) находятся капиталы, большие, чем у Франции и Англии вместе взятых? Подумать только, король Франции должен унижаться и просить у “бедных рыцарей Христовых” — так они себя называют — немалые суммы в долг! Кто поверит теперь в мощь французской короны, если сам король вынужден во время восстания парижан искать убежища не у себя в Лувре, а в ненавистном Тампле, резиденции тамплиеров в Париже?

Указом Петра Первого от 15 декабря 1699 года российскому народу было повелено: “Поелико в России считают новый год по-разному, сего числа перестать дурить головы людям и считать новый год повсеместно с первого генваря, а в знак того доброго начинания и веселия - поздравлять друг друга с новым годом, желая в делах благополучия и в семьях благоденствия. В честь нового года учинить украшения из елей, детей забавлять, на санках катать с гор, а взрослым людям пьянства и мордобоя не учинять, на то других дней хватает.” Так что нынче мы будем праздновать встречу Нового года 1 января в 300-й раз.

“Встать, суд идет!” – так могло бы начаться наше повествование. Эти слова отразили бы суть и содержание того, о чем хочется поговорить. Но нам понадобится все ваше внимание, дорогие читатели, ибо судьями будете именно вы. В отличие от многих судебных процессов, у нас в руках очень много фактов, документов, материалов, которые помогут нам в этом непростом деле. Итак… Встряхнув белыми буклями, встает прокурор, и мы слышим обращенный к нам вопрос: “Что такое кино? Новый вид искусства, стоящий на пороге величественного храма, где правят девять прекрасных муз? Или же просто один из факторов такой непростой и разнообразной жизни людей ХХ века?” Будьте внимательны, господа судьи! Ибо вам предстоит решить непростую задачу. Подлинное Искусство во все времена служило вместилищем Духа. Оно изменяло людей, придавало их жизни смысл, расширяло горизонты мироощущения и миропонимания. Может ли продукт индустриального века быть таковым? Прежде чем вынести свой приговор, давайте рассмотрим это дело по существу. Несомненно, историческая справка может возыметь дополнительное влияние на ваши сердца и головы. И поэтому мы попытаемся избежать лишних эмоций и чувств. Итак, начнем.

Об истории любой национальной кухни рассказывать можно много; но и сама кухня может немало поведать о своем народе, его традициях, нравах, о том, чем жили и во что верили люди. Кулинария хранит самобытность народа и многовековой опыт поколений. История русской кухни знала периоды расцвета, забвения и нового возрождения.

Знанием меры и праведным нравом отличный меж смертных,
Оный божественный муж здесь погребен Аристокл.
Если кому из людей достижима великая мудрость,
Этому — более всех: зависть — ничто перед ним.
Надпись на могиле Платона

Робкой и неблагородной натуре
подлинная философия, видимо, недоступна.
Платон

— Этот неоперившийся лебеденок чересчур смел!.. — Сократ сидел неподвижно, размышляя над давно мучившим его вопросом, а птенец устроился у него коленях и будто прислушивался к его мыслям...

Академия

Свое имя школа Платона получила оттого, что занятия проходили в залах гимнасия в окрестностях Афин, называемого Академией (по имени греческого героя Академа). Вблизи этого гимнасия Платон приобрел небольшой участок земли, где могли собираться и жить члены его школы.

"А что, Пульхерия Ивановна, может быть, пора закусить чего-нибудь... Чего бы такого поесть мне, Пульхерия Ивановна?" Вопрос этот отнюдь не праздный. "А что ели за обедом наши предки?" - спросим мы, подобно известному персонажу мультфильма, и в поисках ответа попытаемся заглянуть вглубь веков.

Когда звучит труба, это значит, что-то происходит в мире. Может быть, это труба полководца, созывающего свое войско, или легендарная труба, звуки которой разрушали самые прочные стены. А иногда прикосновение этих звуков пробуждает человеческую душу ото сна. И хотя слова «труба» и «трубадур» этимологически не связаны: название средневековых странствующих певцов происходит от французского trobar – «искать», «находить», «изобретать», -- наверное, не случайно они так созвучны. Воздействие трубадуров на средневековую европейскую культуру было подобно пробуждающему звуку трубы.