Готовлю тему символики русской волшебной сказки к последней в этом году лекции из цикла «Человек. Путь через века» и читаю русские сказки. Зачитался совсем. Пора уж над планом лекции думать, а сказки не отпускают, уж лекция на второй план отошла… Удивительный мир… «там лес и дол видений полны…» А, впрочем, где «там»? Не там, а здесь, там где я; стоит только присмотреться и прислушаться, и вот уж я сам иду туда, не знаю, куда, ищу то, не знаю, что. Думаю, именно поэтому жизнь и интересна. Искать известное, идти к уже знакомому мало толку, да много скуки. Сказка — это всегда не-обыденность, не-повседневность, волшебство жизни, удивление перед жизнью.

В древности то, что мы называли сказкой, называли кощуной. Очень может быть, по имени известного и, на мой взгляд, несправедливо критикуемого персонажа. А ведь без него сказка бы не состоялась. Именно он вносит в неё волшебство, незримо присутствуя в ней с самого начала и до конца. Вас никогда не удивляло, что Кощей Бессмертный всё же в итоге умирает? Где ошибка? Что здесь не так? А может он и вправду бессмертный и, умерев в «себе», рождается в своём «убийце», которому предстоит теперь самому стать волшебником, создать магию новой сказки, о которой уже не говорится в книжке, потому что она всё ещё не написана, она пишется… Кем? Мной. Тобой. Каждым из нас.

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

В юности у меня был друг. Пианист. Мы вместе участвовали в музыкальном проекте. Он отлично играл на фортепиано. Но не было ему счастья. Потому что жил когда-то на свете Иоганн Бах, и был он для моего друга лучше всех. Сядет, бывало, за фортепиано и говорит: «Вот послушай: это Бах». И играет. А потом: «А что я? Я не могу писать так же, как Бах. Я бездарность. И пойду лучше устроюсь убирать снег!»

Вот хотел человек творить. Да не мог. «Не дано», Кому «дано» — тот когда-то это заслужил своим трудом. Но:ведь тот, кому сейчас «дано» заслуженно, тоже когда-то делал это впервые, начинал учиться. Что толкнуло его на это, что заставило трудиться? И почему друг мой впал в отчаяние, даже не начав трудиться по-настоящему?

Мне кажется, все люди подвержены или будут рано или поздно подвержены жажде творчества. Человек — как образ и подобие Творца своего — не творить не может. Только люди путают жажду творить и желание творить.

Желание рождает потребность сравниться с кем-то, превзойти, создать что-то новое и быть признанным.

Жажда рождает потребность облечь в форму то, что внутри покоя не дает и хочет быть рожденным. Несмотря на то, что могут не оценить, обругать, не обратить внимания.

Жажда — это когда не тянет сравнивать себя с великими людьми прошлого и настоящего. Это когда не можешь не творить. Это исток таланта.

Остался один вопрос: почему одного тянет рисовать, другому приходит нужда создавать музыку, а третий жаждет писать стихи? Изначально — почему?

0
0
0
s2sdefault

В преддверии Рождества очень важно позаботиться о прививке от суеты, шума, мишуры и прочей мельтешащей и дребезжащей ерунды. Вспомнил про трогательный отрывок из «Письма сыну» Евгения Леонова.

Вот делюсь… Этот лекарь в представлении не нуждается.

«Привет тебе, Андрюшка, из прекрасного города на Днепре! Второй день в Днепропетровске, но город вижу только из окна автомобиля. Сегодня вот удалось одному побродить по набережной, ночью конечно. Тишина такая и красота, дух захватывает. Вернулся в номер — и не спится. И знаешь, о чем подумал? Иногда необходимо человеку побыть одному, в тишине, собраться, подтянуться, вглядеться в себя. Мне это редко удается. А вот ты слышал когда-нибудь тишину? Знаешь, что это такое — тишина? Впервые я испытал необыкновенное ощущение тишины на берегу океана, тишины как какой-то величественной тайны. … Конечно, у мальчишек нет этого чувства благоговения перед тишиной, мальчишки слишком любят веселые шумные игры. И это прекрасно. Я сам тоже люблю побеситься, как тебе известно, ведь на даче мальчишки и теперь еще принимают меня в футбол, на воротах постоять... Я не о том, конечно, что лучше, сложив ручки, тихо сидеть у плетня, чем кричать и бегать, гонять мяч или танцевать до упаду. Пусть это все будет, это совсем не плохо, но надо и бережно к тишине относиться, должен быть такт по отношению к людям и к природе, к красоте тихой минуты. Такое грустное впечатление производят люди без понятия о тишине, покое, уважении к человеку. Согласись, какое чудо — тихая дружеская беседа или чуткий сон малыша... Иногда наблюдаешь такую картину с умилением и вдруг какой-то вопль бесовский, грохот магнитофона, ужасно... Не надо быть варварами, надо ценить и беречь тишину.

0
0
0
s2sdefault

В мире меняется все. Меняется, например, наш великий и могучий русский язык. Чем дальше — тем быстрее. Слова приобретают новые значения, претерпевают сокращения, перенос ударений на другой слог и т.п. Некоторые люди очень страдают от этого и говорят о вырождении языка. В этом есть доля истины. С другой стороны, если бы язык не менялся, то мы до сих пор говорили бы «иже», «вельми» и «понеже» или что-то еще, что до нас не дожило, потому что в те времена люди ничего не писали.

Как говорится, сопротивление бесполезно. Перемены — это закон жизни. Но хочется, не сопротивляясь переменам, некоторые понятия сохранить, пронести через свою жизнь и передать дальше. И даже так: взять из прошлого, где их проживание было наиболее приближено к их значению, и обеспечить им путь в будущее.

Любовь, дружба, радость, счастье, доброта, героизм, энтузиазм, честь... хочется, чтобы перемены шли сквозь них, не задевая и не разрушая, не меняя их значения и не умаляя их величие. Чтобы они меняли нас, а не мы их.

0
0
0
s2sdefault

Вы когда-нибудь задумывались, откуда в человеке рождается потребность что-то делать? В чем корень импульса жизни конкретного человека, вас, например?

Года четыре назад у меня был серьезный мотивационный кризис. И я стал исследовать, наблюдать и размышлять. Я задавался таким вопросом: что способно меня поднять с дивана, если нет внешних воздействий? А жизнь у меня тогда была такая: нет конкретных увлечений, каждые три месяца меняю работу, менял несколько городов, поверхностный контакт с людьми и с событиями.

0
0
0
s2sdefault

Вдруг поймала себя на том, что живу по привычке. Нет, не КАК привыкла, не по накатанной с набором знакомых действий — это другое, а живу, потому что есть привычка, привычка жить. Не то, что я привыкла ТАК жить, а просто ПРИВЫКЛА ЖИТЬ: просыпаться, суетиться, засыпать и так каждый день. И не сказать, что ничего не происходит. Очень много происходит, полезного, нужного, важного — но по привычке, просто есть ПРИВЫЧКА ЖИТЬ. И нет радости. Нет огня, нет жизни, нет драйва, нет задора, нет искры, которая заводит каждый день. И да, я делаю то, что люблю, оно греет, питает, вроде бы должно давать энергию, но больше похоже на костыли: они лишь поддерживают, чтобы ты не упал, но если не вернешь собственную силу, ходить полноценно не сможешь.

Как я это поняла? Мне в один миг стало от самой себя скучно, невыразимо скучно от себя при взгляде со стороны. Захотелось встать и уйти от себя, но куда же мы с подводной лодки...

Не могу сказать, что именно мне помогло. То ли курс антибиотиков подчистил внутри что-то лишнее, что забирало силы; то ли ретроградный меркурий закончился; то ли Рождество на носу — и чудесами воздух наполнен; то ли фраза Далай Ламы, которую словила в сети: «Когда человеку кажется, что все идет наперекосяк, в его жизнь пытается войти нечто чудесное». Но, скорее всего, все вместе. И хорошо, что сейчас, до Нового года, когда самое время избавляться от всего лишнего.

Испугалась было, что слишком откровенно вышло, но потом решила оставить, вдруг кому-то пригодится...

0
0
0
s2sdefault

Солнце еще не показалось над городским горизонтом, но уже красным золотом светятся купола и розовеют шпили, возвышаясь над крышами домов. Они просыпаются с рассветом. Они соблюдают традиции. Летом — раньше всех, и наблюдают спящий еще город. Зимой — когда люди уже давно проснулись и бегут по своим делам: город все-таки... Город, у которого есть душа и сердце.

Я уверена: в каждом городе должны быть шпили и купола. Без них город похож на человека, который никогда не смотрит в небо. Все его радости и печали проходят под плоскими крышами повседневности, и он не знает, что можно попросить и помощи, и радости у Небес — не верит в них, потому что никогда не смотрел в небо. Теряет силы в повседневной битве за выживание, и негде взять новые...

Сегодня с большого моста над рекой, шумного и полного машин, я смотрела на шпили и купола моего города в лучах яркого солнца. Мой город смотрит в небо. И зовет жителей своих последовать его примеру.

0
0
0
s2sdefault

Готовясь к новогоднему вечеру, я вспомнил одно стихотворение, впечатлившее меня еще в юности и, как мне кажется, отчасти прожитое мною в жизни. Мне кажется, в каждом из нас есть удивительная тяга к приключениям, к не-обыденному, не-рутинному… Не просто желание «оторваться» после скучной офисной недели (в таком противоположении есть какая-то незрелость), а желание, чтобы вся жизнь была приключением, и это свойство глубинной природы человека. За этим приключением, авентюрой — Путь (этимологически: «движение, связанное с опасностью»).

0
0
0
s2sdefault

Размышлял на днях немного о теме выбора. Вечная такая тема.

В жизни каждого человека бывает альтернатива, перекресток, перепутье, камень с надписью «направо пойдешь...» Мы эти моменты называем моментами выбора. Интересно, что мы их так называем уже впоследствии, когда выбор сделан. А сам момент «выбора» — это момент терзаний, внутреннего напряжения, усилий и — победы или поражения. Так, во всяком случае, это видится. Но ведь в сам момент «выбора» мы не выбираем, направо или налево, вперед или назад. Или выбираем?

0
0
0
s2sdefault

Выхожу на перекур и наблюдаю картинку: летит ворона, в клюве которой зажата куриная косточка. В процессе полета она пытается перехватить кость лапой, но неудачный маневр приводит к тому, что ценная добыча с глухим стуком падает на асфальт.

Знаете, что меня потрясло? Ворона не вернулась! Она с таким трудом тащила свой трофей, но как только он упал, она спокойно полетела дальше.

Я вдруг ей позавидовала: как же легко она может отпускать и двигаться дальше, не переживая по поводу утерянного!

Вспомнила себя. Я до последнего сжимаю кулачок, пытаясь удержать все, что себе нахватала: от вещей до каких-то дел и задач. И попытки удержать и контролировать все, что я тащу, с треском проваливаются, но я еще крепче сжимаю кулаки и зубы. И почему-то уходит радость. Может, потому что со стиснутыми зубами улыбаться не выходит?

Смотрела я вслед вороне и думала: «А не разжать ли мне свой «клювик»?

0
0
0
s2sdefault