Наверное, всем известна фраза Сократа, которую, как считается, он произнес, попытавшись понять, почему оракул Аполлона провозгласил его мудрейшим средь людей: «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого». Спорная мысль, не правда ли? Ведь для нас знание и мудрость довольно тесно связаны… Да и не лукавил ли сей древний мудрец, не слишком ли обобщал для красного словца? Ведь знал же он свое имя, имена жены и детей, да и многое другое, с чем неизбежно связана наша жизнь. Получается, говорить, что ничего не знаешь — значит слишком уж преувеличивать. Возможно, с позиции самого Сократа в этих словах нет никакого парадокса.

Обратив взгляд вглубь времён, внимательный исследователь увидит величественные колонны, поддерживающие здание Истории. Это люди, чьи дела и судьбы стали славой и гордостью человечества. Неважно, разделяют нас десятилетия, столетия или даже тысячелетия, нам важно обращаться к великим личностям прошлого, ведь они — пример и для нас и для будущих поколений.

Размывание моральных ценностей — этого нельзя отрицать — одна из печальных черт современности. Поэтому наше время иногда называют Новым Средневековьем[1].

Его называли «нищий разговорщик». Полумифическая личность, он действительно был беден, всю жизнь прожил в одном городе, не написал ни одной строчки и всё время разговаривал с людьми. Он пытался найти истину, правду… Что есть истина?

«Я знаю, что я ничего не знаю» – часто повторял всемирно известный древнегреческий философ Сократ. В этих словах не показная скромность, а глубинное знание человеческой природы. Ну, как иначе он смог бы воспитать своего любимого ученика, Платона, который увековечил имя учителя и также стал всемирно известным философом.

Кто такой мудрец? Кто много странствовал, многое повидал и обладает энциклопедическими знаниями или тот, кто благоразумен в своих поступках и умеет быть счастливым? «Подлинное знание – это подлинное умение, а подлинное умение – это умение творить благо».

История Изгнания

Это было в 65 году н.э., немного менее ста лет после убийства Юлия Цезаря и основания Римской империи. Гай Музоний Руф, выдающийся философ-стоик своего времени, которого называли «римским Сократом», был обвинен императором Нероном в участии в заговоре, и сослан на крошечный пустынный греческий остров под названием Ярос.

Гай Музоний Руф

Если вам вот прямо сейчас взять и предложить прочитать на досуге что-то философское, то многие деликатно откажутся. Ну, времени нет, дела, планы... А кто-то и прямо скажет: скучно ведь и неинтересно! Да, большинство философских произведений требует от читателя немало умственного напряжения и подготовки. Но есть один автор, чьи работы написаны особым образом. Он не рассказывает, он не убеждает, он не приводит вас к какой-то одной мысли. Его самого, собственно, в его произведениях вообще нет. Зато его персонажи постоянно ведут диалог друг с другом. И этот автор, как вы понимаете, — Платон. А все его произведения написаны именно так: как диалоги. 

В своем диалоге «Пир» Платон размышляет о природе любви. Чтобы понять чью-то природу, важно знать его происхождение — для этого Платон рассказывает миф о рождении бога любви Эрота. Кстати, этот миф встречается только в диалоге «Пир», и есть мнение, что он был написан самим Платоном. В греческой мифологии существует порядка 20 версий происхождения Эрота, у Платона приведены несколько из них, но хочется остановиться на мифе, рассказанном Сократом. Итак, читаем Платона:

22 апреля исполнилось 296 лет со дня рождения Иммануила Канта. Существует мнение (и я с этим согласен), что всё огромное здание философии покоится на двух «китах»: теории идей Платона и теории познания Канта. Их разделяет более 2000 лет. Но что такое пространство и время? Всего лишь свойства феноменального (чувственного мира), как считал Кант.

В своей поэме «О Природе» греческий философ Парменид впервые в истории философии описывает свойства Бытия — единой Сущности, являющейся источником и началом для всех сущностей. Сегодня мы бы назвали его Богом. Атрибуты, которыми он наделяет Бытие, интересны не только с познавательной, но и с практической точки зрения: они позволяют узнавать признаки Бытия в себе, в собственной жизни.

В VI в. до н.э. Конфуцию удалось придумать и даже воплотить необычную систему государственного управления, основанную не на формальном подчинении, а на естественных причинах объединения людей. В основу этой системы он поставил учение о «благородном муже». Не вдаваясь глубоко в суть самого учения, мне показалось интересным выделить в нем сам принцип объединения людей.

Конфуций противопоставляет «благородного мужа» и «низкого человека». Первым правят добродетели, вторым управляют пороки.

Кто такие стоики и зачем их изучать

  • Какой «имидж» у стоиков? Терпеть, быть стойким и твердым, мужественно переносить удары судьбы.
  • Их идеи можно коротко сформулировать словами императора Марка Аврелия: «Не все же разглагольствовать о том, каким должен быть человек, пора и стать им».
  • Стоическая школа появилась в Афинах примерно в 300 г. до н.э.
  • Ее название происходит от портика Стоа Пойкиле(букв. «расписной портик»). Там собирались первые философы-стоики для бесед.