Шамиль Гимбатович Алиев

Мы, люди западной культуры, так долго учились отличать белое от черного, правое от левого, свое от чужого, что восточный стиль мышления вызывает у нас, как минимум, дискомфорт. Но будет неправильно и даже обидно, если мы так и останемся «юными умом эллинами», не способными воспринимать явления и предметы как взаимосвязанные стороны единой реальности. К тому же восточный стиль мышления рассматривает противопоставление как плод помраченного сознания. А если это правда? Тогда будет вдвойне обидно и неправильно. Формула Декарта «Я мыслю, значит, существую», трансформируясь сегодня в «Как мыслю, так и существую», приобретает практическую ценность. Но мыслить по-иному — этому нужно у кого-то учиться. И где же они — носители восточного стиля мышления? Оказывается, рядом, если не сказать — среди нас. Мои беседы с Шамилем Гимбатовичем Алиевым, представителем маленького горного народа — аварцев, всегда проходят три символических этапа. Начало беседы вызывает внутреннее напряжение, которое испытываешь, когда пытаешься понять собеседника. Поражают сила, которую он вкладывает в каждое сказанное слово, и искренность, с которой он отвечает на все вопросы. Потом напряжение отступает, и начинают узнаваться многие идеи. И как кульминация беседы приходит осознание того, что у наших стилей мышления различий меньше, чем общего.

В гостях у нашего журнала профессор Дина Константиновна Кирнарская, музыковед и музыкальный психолог, доктор искусствоведения, проректор Российской академии музыки имени Гнесиных, профессор, директор «Arts Management School», президент фонда «Искусство XXI века».

 

DutherОни любят играть. Заступаются за слабого. Скорбят из-за смерти сородича. Обеспечивают стабильность экосистемы. Эти и другие открытия, разрушающие человеческие стереотипы, сделали Джим и Джейми Датчер, основатели некоммерческой организации «Жизнь с волками», одни из лучших в Америке экспертов по поведению волков, создатели книг и фильмов на эту тему. После шести лет обитания рядом со стаей волков их основной целью стало рассказать людям правду об этих животных, имеющих неоправданно грозную репутацию среди людей. Своими наблюдениями и открытиями они поделились с нами.

Интервью с архитектором и педагогом из Петербурга Галиной Сергеевной Зеленской.

Беседовали Наталья Чуличкова и Дмитрий Зубов

Галина Сергеевна, вы, профессиональный архитектор, сегодня разрабатываете педагогические программы и занимаетесь с совсем маленькими детишками. Как это получилось? Архитектура и педагогика как-то связаны?

В том мире, в котором мы находимся, все взаимосвязано и нерасторжимо. Поэтому совершенно определенно: в каком окружении человек живет, таким он и бывает. Или прорывается через это окружение. Бывают такие счастливые мгновения. А есть те, кто не прорываются.

Интервью с философом Сергеем Борисовичем Крымским.

Сергей Борисович Крымский — доктор философских наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники Украины, лауреат национальной прими имени Т. Шевченко, главный научный сотрудник Института философии НАН Украины, автор 10 монографий, одна из которых называется «Философия как путь человечности и надежды».

Беседовала Ирина Каменщикова

Сергей Борисович, какие проблемы, на ваш взгляд, встают перед современным воспитанием?

Прежде всего надо отметить, что проблемы, с которыми сталкиваются сейчас воспитание и образование (на всех уровнях, начиная со школьного и заканчивая аспирантурами, докторантурами и так далее), радикально изменились.

Интервью с Борисом Стругацким

Борис Стругацкий
Борис Стругацкий

Вопросы задавали Юлия Люц и Дмитрий Зубов

•Когда читаешь о детях индиго, вспоминаешь сюжет вашей книги «Гадкие лебеди» — те же нестандартные дети, то же неприятие, растерянность или равнодушие в обществе, тот же вопрос: «А не Будущее ли стучится к нам в дверь?» Что же такое «Гадкие лебеди» — пророчество Стругацких или попытка описать идеальную модель эволюции человечества?

 

Интервью с профессором Хорхе Анхелем Ливрагой, основателем философской школы "Новый Акрополь"

Мадрид, 1980 г.

Делия С. Гусман (ДСГ)*: Время от времени вместо наших обычных публичных лекций мы проводим встречи, на которых собираем вопросы наших слушателей, друзей и учеников. Я беру на себя роль задающего вопросы, а профессор Ливрага отвечает на них. Так и будет проходить наша сегодняшняя встреча, а вопросы и ответы будут связаны с одной очень актуальной сейчас темой – культом личности.

Интервью с Хорхе Анхелем Ливрагой, основателем философской школы "Новый Акрополь". 1978 год.

парусникВопрос: Не могли бы Вы кратко изложить Ваши идеи, касающиеся философии?

Х.А.Л.: Принято считать, что философия — греческое изобретение. Но слово «философия» означает «любовь к мудрости» или «стремление к мудрости», и я полагаю, что философия как стремление к мудрости родилась вместе с человечеством. Люди всегда искали истину, пытались познать суть вещей. И поэтому под философией я понимаю естественную склонность человека искать нечто основополагающее, те элементы, которые необходимы для его существования как мыслящего существа и как создания, которое является частью Вселенной.

Интервью с Делией Стейнберг Гусман, президентом Международной Классической философской школы "Новый Акрополь"

Делия Стейнберг Гусман

Делия Стейнберг Гусман - философ, пианистка, лауреат многих музыкальных конкурсов, кавалер Парижского Креста Французской академии в области искусства, науки и литературы. Автор многих статей и книг, среди которых "Игры Майи", "Сегодня я увидела...", "Основы акропольского Идеала", "Мне сказали, что...", "Повседневный герой" и др. Ведет активную деятельность по организации международных музыкальных и литературных конкурсов.

В настоящее время Д.С. Гусман является президентом международной классической философской школы "Новый Акрополь", продолжая культурно-просветительскую деятельность и читая в разных странах мира лекции по философии, философии истории, символизму древних культур, психологии, метафизической эстетике и т.д.

Любое его выступление — это событие: мало кто умеет рассказывать о музыке с таким вдохновением, вовлекая в это волшебное действо каждого слушателя. Музыкант, искусствовед, философ, писатель, он сделал музыку инструментом преображения мира и человека. Как это возможно? За объяснениями мы обратились к самому Михаилу Семеновичу.

Беседовала Юлия Морозова

Михаил Казиник

Михаил Семёнович, как вы пришли к музыке?

Благодаря моим родителям — они водили меня на концерты симфонической музыки, в музеи, на выставки. Музыка, искусство были настолько само собой разумеющимися в нашей жизни, что у меня никогда не возникало сомнений в их ценности. Молодость моих родителей пришлась на войну, они оба воевали, но сквозь все ужасы войны и смерти пронесли любовь к искусству. И сумели передать её мне.

Есть ли в вашей жизни люди, которым вы особенно благодарны?

Такие люди, конечно, есть. Это моя учительница по литературе в школе, мои учителя скрипки и гармонии в музыкальном училище, мой профессор скрипки в консерватории, те представители русской интеллигенции, которые встретились на моём пути.