Фрагмент встречи с народным артистом СССР Владимиром Алексеевичем Андреевым


С возрастом становишься многословным — то ли хочешь успеть выговориться, то ли что-то накопилось такое, что воспримут, поймут все поколения.
Слава Богу, я много преподаю. В педагогику меня привел один из главных моих учителей, Андрей Александрович Гончаров, долгие годы руководивший театром имени Маяковского и заведовавший кафедрой режиссуры Российской академии театрального искусства. Он пригласил меня на режиссерский факультет, а я тогда и не прикасался к режиссуре. Я спрашивал его: «Андрей Александрович, что же я буду преподавать?» Он мне отвечал: «А то, что вы накопили к своему возрасту в театре, кино (мне тогда было, по-моему, 32 года). И ничего не выдумывайте!» Я, конечно, выдумывал, а Гончаров меня за это критиковал, поправлял.

В Великом Новгороде, хранящем на своей земле сокровища многовековой истории Руси, живет человек, чьи руки все называют золотыми, — художник, ученый, реставратор Владимир Иванович Поветкин. Именно к нему обращаются, когда нужно восстановить и прочесть рассыпавшуюся на множество кусочков берестяную грамоту, его рукам доверили найденную в 2000 году самую древнюю книгу — «Новгородскую псалтырь». Однако он сам делом своей жизни считает созданный им в Новгороде Центр музыкальных древностей. В этом центре собрана уникальнейшая коллекция музыкальных инструментов Древней Руси, восстановленных его руками. И главное — эти инструменты, молчавшие много-много веков, благодаря усилиям Владимира Ивановича вновь зазвучали! И слушая их голоса, погружаясь в мир звуков Древней Руси, ее музыки, открываешь по-новому ее характер, ее надежды, ее мироощущение. Это чрезвычайно кропотливый труд и подвиг ученого и художника, очарованного красотой открывшегося перед ним далекого, но до боли родного мира.

О Музее кино в последнее время говорят немало. С декабря 2005 года у него нет своего дома, нет своих стен. Зато есть люди, влюбленные в искусство кино, а у них — большое желание сделать так, чтобы это искусство выполняло свою задачу. Поэтому сегодня с Наумом Ихильевичем Клейманом, заслуженным деятелем искусств России, директором Музея кино, мы беседуем не о проблемах, а о будущем.

3 сентября 1986 года, 20 лет назад, в России начала работу Классическая философская школа «Новый Акрополь». Сегодня мы беседуем с ее основателем и бессменным руководителем Еленой Сикирич.

ЧБГ: Елена, во-первых, позвольте поздравить вас и ваших учеников с этим событием. Юбилей — это всегда хороший повод оглянуться назад, осмыслить прожитое. Каким вы видите главный итог работы за 20 лет?
Надеюсь, главные итоги у нас еще впереди. Но когда вспоминаешь, как все начиналось, можно смело сказать, что кое-что все-таки сделать удалось. Об остальном пусть судят другие.
А начиналось все 20 лет назад в небольшой аудитории МГУ с несколькими энтузиастами, которые хотели слушать лекции по философии хотя бы два раза в неделю. То, что есть сейчас, намного превосходит все, о чем мечтали тогда. Лекции читаются не два раза в неделю, а каждый день, причем по очень интересной комплексной программе, и не только в Москве, но и в девяти других городах России. Многие мечты, которые тогда казались несбыточными, помогли осуществить те самые люди, которые пришли на первые лекции.

•Когда читаешь о детях индиго, вспоминаешь сюжет вашей книги «Гадкие лебеди» — те же нестандартные дети, то же неприятие, растерянность или равнодушие в обществе, тот же вопрос: «А не Будущее ли стучится к нам в дверь?» Что же такое «Гадкие лебеди» — пророчество Стругацких или попытка описать идеальную модель эволюции человечества?
Никаких «пророчеств», никаких «моделей эволюции». «Гадкие лебеди», действительно, задумывались как история возникновения «хомо супер» внутри нашей цивилизации, но в процессе работы сюжет сильно трансформировался, и получилась совсем другая история — о том, как люди будущего, исковерканные нашим настоящим, вторгаются в свое прошлое, чтобы это прошлое изменить. Так что проблема эволюции человечества здесь вроде бы ни при чем — наши мокрецы не есть следующая ступень хомо сапиенс, это просто наши сравнительно недалекие потомки, освоившие, правда, путешествия по времени. «Будущее запускает свои щупальца в настоящее» — это основной замысел повести. А странные дети как раз и есть «реализация» этих щупалец. Простой и незамысловатый символ: дети — наше будущее. Так ведь оно на самом деле и есть.

Оказывается, ослы — существа мудрые. В горах они выбирают оптимальный по затратам путь. По «ослиной траектории» река свое русло может прокладывать — не ошибется. Только поступают так ослы при одном условии: они должны быть нагружены. Если же осел ничем не отягощен, то ум его куда-то исчезает, а путь в горах не поддается никакому анализу. Ослов академик Шамиль Алиев часто вспоминает на научных семинарах, рассматривая задачи оптимизации различных процессов. Поговорить об ослах мы условились еще пару лет назад, однако, встретившись в этот раз, так до них и не добрались...

Шамиль Гимбатович Алиев — один из ведущих российских разработчиков ракетного оружия и космических технологий, почетный академик Российской Академии космонавтики. Выпускник Ленинградского кораблестроительного института, советник Председателя правительства Дагестана по науке и ВПК, руководитель Центра прикладных технологий при Минэкономики РД, председатель правления Института прикладных программ и моделей при Ассоциации содействия «Международному центру научной культуры» — Всемирной лаборатории. Кавалер медалей им. Циолковского, Келдыша и Бармина. Кавалер Ордена «Щит отечества» I степени. Член Международного клуба экономической безопасности. Разработчик торпед, установленных на атомной подводной лодке «Курск». Инициатор выпуска в свет и редактор первой в мире 10-томной энциклопедии торпедного оружия. Со второй половины 80-х годов участвует в крупнейших выставках оружия как идеолог и конструктор надводного, подводного аэрокосмического комплекса и торпедного оружия России.

И сегодня, в эпоху скоростных машин, поездов, самолетов, не может человек без живой лошади. В медицине даже новое направление появилось — иппотерапия. Оказывается, верховая езда и просто общение с благородным животным помогает при шизофрении, аутизме и многих генетических заболеваниях. Да и вполне здоровый человек может ощутить благотворное влияние лошади. Особенно трудно оставаться равнодушным, если перед вами настоящий арабский скакун.
Об истории арабской породы мы беседуем с Ольгой Гуздовой, главным зоотехником Терского конного завода.

Сегодня у нас в гостях Народная артистка России, профессор Московской консерватории Вера Васильевна Горностаева. Ее удивительное обаяние покоряет при первой же встрече, и это не простой дар общения, а чудесная магия принципов и убеждений, которыми живет эта очаровательная, хрупкая женщина. И не только живет, но и щедро делится со своими многочисленными учениками. Хороший музыкальный педагог не просто профессионал, но в первую очередь личность. И неудивительно, что речь сегодня будет идти не только о музыке.

28 сентября 2005 года культурная общественность России отметила 105-летие ныне живущего старейшего художника страны Бориса Ефимовича Ефимова — Народного художника СССР, лауреата Государственных премий, Героя Социалистического труда СССР, одного из ярчайших представителей печатной социальной и политической сатиры. С его замечательным творчеством были знакомы многие поколения советских людей. Сегодня же, и особенно молодежи, это имя мало известно.
Несмотря на почтенный возраст Борис Ефимович обладает поразительной памятью — он поделился с нами своими воспоминаниями, впечатлениями и наблюдениями о минувшем веке, о ярких, героических и драматических событиях, наложивших отпечаток и на его судьбу.

22 августа 1703 года был спущен на воду фрегат «Штандарт» — первенец Российского флота. Свое имя корабль получил в честь нового флага — штандарта Петра I, с двуглавым орлом на желтом фоне, держащим карты четырех морей. Под флагом государя «Штандарт» совершил свое первое плавание с Олонецкой верфи в только что основанный Санкт-Петербург.
Корабль прослужил России верой и правдой до 1719 года, после чего был поставлен как памятник в Кронверкской протоке. Но на этом его история не закончилась. В 1994 году выпускник Ленинградского кораблестроительного института Владимир Мартусь решил построить точную копию фрегата и под его парусами собрать молодых ребят, чтобы в плавании поверили в себя, научились быть командой и отвечать друг за друга.