- Информация о материале
- Автор: Станислав Глушнев
28 сентября 2005 года культурная общественность России отметила 105-летие ныне живущего старейшего художника страны Бориса Ефимовича Ефимова — Народного художника СССР, лауреата Государственных премий, Героя Социалистического труда СССР, одного из ярчайших представителей печатной социальной и политической сатиры. С его замечательным творчеством были знакомы многие поколения советских людей. Сегодня же, и особенно молодежи, это имя мало известно.
Несмотря на почтенный возраст Борис Ефимович обладает поразительной памятью — он поделился с нами своими воспоминаниями, впечатлениями и наблюдениями о минувшем веке, о ярких, героических и драматических событиях, наложивших отпечаток и на его судьбу.
- Информация о материале
- Автор: Сергей Буйденко
22 августа 1703 года был спущен на воду фрегат «Штандарт» — первенец Российского флота. Свое имя корабль получил в честь нового флага — штандарта Петра I, с двуглавым орлом на желтом фоне, держащим карты четырех морей. Под флагом государя «Штандарт» совершил свое первое плавание с Олонецкой верфи в только что основанный Санкт-Петербург.
Корабль прослужил России верой и правдой до 1719 года, после чего был поставлен как памятник в Кронверкской протоке. Но на этом его история не закончилась. В 1994 году выпускник Ленинградского кораблестроительного института Владимир Мартусь решил построить точную копию фрегата и под его парусами собрать молодых ребят, чтобы в плавании поверили в себя, научились быть командой и отвечать друг за друга.
- Информация о материале
- Автор: Максим Ладыгин
Интервью с режиссером театра им. С. Образцова Андреем Денниковым
— Вы давно были в театре Образцова?
— Давно, лет десять назад.
— Сходите, не пожалеете. Там все изменилось.
Из разговора
Справедливости ради надо сказать, что изменилось не все: здание то же, фойе и зрительный зал такие же, как при Сергее Владимировиче, Музей кукол по-прежнему ждет гостей... Однако атмосфера в театре последние несколько лет совсем иная — это атмосфера легкости, творчества, Встречи. Встречи с интересными людьми, с Искусством.
- Информация о материале
- Автор: Елена Косолобова
Во второй половине октября 2004 г. Галерея искусств Зураба Церетели стала центром настоящего паломничества. К ней шли и шли москвичи, по часу-полтора выстаивали в очереди — а такого с ними давно не приключалось! — и устремлялись в залы, где проходил первый в России международный фестиваль «Тибет: традиции, искусство, философия».
- Информация о материале
- Автор: Юлия Морозова
Интервью с Верой Васильевной Горностаевой, Народной артисткой России, профессором Московской консерватории
«Есть люди, которые активно борются против того, что считают несправедливым. Пожалуй, я не из этой породы. У меня другое кредо: остаться самим собой. И есть еще одно слово (крайне важное!) — достоинство. Именно достоинство, не гордыня. Не позволять собою помыкать, заставлять тебя делать что-то такое, чего ты активно не хочешь...»
Наш разговор начался нетрадиционно — не с вопросов, а с размышлений. Мы говорили и одновременно знакомились, и постепенно открывали Музыканта, Педагога, Философа и лишь в последнюю очередь — Народную артистку России, профессора Московской консерватории Веру Васильевну Горностаеву.
1 октября, в Международный день музыки, она отмечала свое 75-летие.
- Информация о материале
- Автор: Наталья Чуличкова
Коментарий Г.Г. ЕРШОВОЙ, кандидата исторических наук, директора Института мезоамериканских исследований РГГУ
•Как получилось, что вас, специалиста по древним цивилизациям Америки, заинтересовала тема, связанная с Хамбо ламой Этигэловым?
Я действительно специалист по майя и древним американским культурам, но, кроме того, я занимаюсь и теоретическими исследованиями проблем, связанных с тем, что называется религиозным сознанием, в том числе с представлениями о реинкарнации и обращением с телом после смерти. У меня даже вышла книга в соавторстве с Павлом Черносвитовым «Наука и религия: новый симбиоз?». Понятно, что проблема сохранности тела бурятского ламы не оставляла меня в покое. Что все это может значить? Получается, что мы имеем перед собой некое явление, которое никто никогда не изучал. И оно противоречит всем нашим представлениям о том, что является возможной нормой, — имеется в виду сохранность тела в течение 75 лет. И мы понятия не имеем, почему такое могло случиться. Поэтому я приложила максимум усилий для того, чтобы добраться до места — Иволгинского монастыря. Это была буквально разведка, чтобы выяснить: есть объект для исследования или нет. И когда я приехала в Улан-Удэ и поговорила с Хамбо ламой Аюшеевым, нынешним главой буддийской церкви России, я поняла, что действительно никто не занимался изучением этого явления, и самим буддистам это интересно ничуть не меньше, чем мне. Мне повезло на этом этапе и удалось, как было запланировано, максимально собрать материалы и выяснить событийный ряд и суть произошедшего.
- Информация о материале
- Автор: Юлия Морозова
Не правда ли, у большинства из нас воспоминания детства связаны со сказками, услышанными с грампластинок, с мультфильмами, с детскими фильмами. Звучит откуда-то из детства «Крылатые качели летят-летят-летят», «от чистого истока прекрасное далеко...» И услышав одну лишь мелодию, мы уже ностальгически улыбаемся.
Быть может, жанр детской песни формирует характер человека, а может быть, наоборот: только человек характера легкого и искреннего может писать музыку для детей. Позвольте представить Евгения Павловича Крылатова, композитора, автора многих детских и недетских песен и музыкальных тем из кинофильмов.
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
Озеро Светлояр известно своими чудесами: одни люди здесь телесно излечиваются, другим открывается духовный путь. Поговаривают и о более загадочных вещах... Но есть одно «чудо», которое не вызывает сомнений в своей реальности, — детский этнокультурный центр «Китеж», расположенный в с. Владимирское в километре от Светлояра. Чудо потому, что совсем нереальными кажутся в нашем мире с его узкоспециализированным подходом к образованию те красота и многообразие, что наполняют стены «Китежа».
Дети здесь занимаются в свободное от учебы время гончарным делом, обучаются старинным русским ремеслам, аппликации и живописи, заботятся об экологии Светлояра. И никто их не заставляет это делать — они сами просто бегут в Центр. И все это под девизом «Пусть миру будет хорошо!». В чем же секрет? Об этом мы беседуем с руководителем центра Алексеем Борисовичем Грозой.
- Информация о материале
- Автор: Елена Белега
Тонны воды, горы снега — и все это вот-вот обрушится на человека. Прыжок, 80 метров полета, взгляд назад и счастливые глаза. Что это? Возможность побороться со стихией, испытать себя или желание ощутить эйфорию?
Участники нашего разговора представляют экстремальный спорт с разных сторон. Артем и Андрей — экстремалы-любители. Все зимние выходные они проводят на подмосковных склонах, летом катаются на досках в парках или уезжают в горы. Дмитрий Рябов — президент Федерации сноуборда г. Москвы. Мы задавали им одни и те же вопросы: «Что это за явление такое — экстремальный спорт? Хорошо это или плохо? И спорт ли это вообще?»
- Информация о материале
- Автор: Ольга Наумова
Тема этого номера — «Священное искусство Древнего Египта» — готовилась по материалам недавно прошедшей выставки, подготовленной КЦ «Новый Акрополь» в сотрудничестве с Российской государственной библиотекой. Об идее выставки, ее особенностях и осуществлении мы беседуем с одним из главных ее организаторов — Дмитрием Петровым, руководителем художественных мастерских Культурного центра, преподавателем философской школы «Новый Акрополь».
• Дмитрий, какова была идея выставки? Почему Египет, а не любая другая культура, почему «искусство» и почему «священное»? В нашем обычном понимании священное — это что-то очень высокое и далекое от человека.
Я не считаю, что «священное» — это далекое от человека. Если верить Владимиру Сергеевичу Соловьеву, человека отличают от всех других существ, живущих на земле, три вещи: чувство стыда, когда ты бываешь не похож на человека, милосердие, чувство сострадания, и чувство священного, стремление к чему-то, что выше нас. Поэтому это так или иначе находится внутри человека — чувство священного, чувство благолепия, божелюбия какого-то. И у искусства, настоящего искусства, есть своя функция — делать человека лучше, добрее, красивее.
Недавно я ездил в Петербург, приехал со всеми своими проблемами, настроениями, трудностями... Пришел в Эрмитаж, посмотрел всего лишь на две картины («Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа» Леонардо), больше не мог успеть — и сам почувствовал, насколько встреча эта может поменять изнутри и состояние, и настроение, и взгляд — взгляд в окно, взгляд на самого себя, взгляд на свои проблемы.