У нас в гостях известный польский режиссер, классик мирового кино Кшиштоф Занусси

•Пан Занусси, вы знаменитый режиссер, педагог, физик, философ, общественный деятельѕ А кто вы сам для себя?
У меня, как и у каждого человека, в жизни много разных ролей, и они постоянно пересекаются. Я, конечно, немного педагог и немного философ, общественный деятель, прежде всего художник, а вообще — человек.

Мы встретились с доктором биологических наук, профессором МГУ Владимиром Леонидовичем Воейковым, чтобы поговорить о воде, которая и в XXI веке остается для ученых загадкой из загадок. Правда, о воде говорили меньше всего.

•Владимир Леонидович, что это за феномен такой — вода?
Под одним и тем же словом разные люди подразумевают совершенно разные явления. Например, есть дистиллированная вода, пресная вода, морская вода, физики сегодня увлеклись компьютерным моделированием воды. Обычно люди характеризуют воду, предполагая, что это мириады молекул Н2О плюс что-то в ней растворенное. Меня же интересует вода, которая имеет отношение к жизни, поскольку все, что мы называем жизнью, в первую очередь, и есть вода.

Две книги, вышедшие недавно под общим названием «Воскресение тамплиеров», породили множество споров. Новый взгляд на историю Ордена Храма вызвал у одних читателей протест, для других оказался толчком к более глубокому проникновению в суть рыцарства. В любом случае, споры вокруг книг — свидетельство их неординарности, поэтому сегодня мы беседуем с автором «Воскресения тамплиеров» Виктором Владиленовичем Смирновым.

•Виктор Владиленович, с чего начался ваш интерес к Ордену тамплиеров?
Еще в отрочестве я услышал от сестры легенду о Граале, о крови Христа. Потом в юности в Пушкинском музее увидел статую короля Артура и, как Парсифаль, чуть было не упал на колени, словно узнал что-то близкое. Исследуя литературные произведения о Граале, пришел к выводу, что их герои были реальными людьми. Литературные герои Грааля связаны с историческими тамплиерами — я находил все больше подтверждений этому. А когда лет 15 назад появились книги о тамплиерах, начал уже детально изучать тему.

Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, профессор ВГИКа, кинорежиссер Виктор Петрович Лисакович

Неигровое — так называют это кино. Более привычное для нас определение «документальное» указывает лишь на подлинность фактов, событий. Но факт сам по себе — не трогает. Трогает и заставляет сопереживать — человеческая искренность и правда. О кино «без липы» рассказывает гость нашего журнала.

Когда заканчивается фильм и на экране начинают медленно плыть титры, мы наверняка, если фильм наш, отечественный, прочитаем давно ставшее привычным сочетание слов «оркестр под управлением Сергея Скрипки».
Сегодня Сергей Иванович Скрипка, дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, народный артист России, профессор Академии музыки имени Гнесиных, у нас в гостях.

Интервью с Делией Стейнберг Гусман, президентом Международной Классической философской школы «Новый Акрополь». 15 июля 1957 года, 50 лет назад, в мире начала работу Международная Классическая философская школа «Новый Акрополь». Сегодня мы беседуем с ее руководителями.

•«Новый Акрополь», президентом которого вы являетесь, отмечает в этом году свое 50-летие. Стержнем его деятельности всегда была философия. Почему?
Потому что «Новый Акрополь» появился на свет для того, чтобы вновь вернуть в жизнь философию, то есть вечный поиск знания, поиск причин, основ, сути всех вещей; чтобы вновь вернуть важность вопросам, которые мы, люди, постоянно задаем самим себе и на которые ищем ответы. Поэтому философия и любовь к знанию всегда были в самом сердце «Нового Акрополя». Это также особый способ объединять сердца людей и всем вместе искать мудрость, которая так необходима нам и ради которой и возник «Новый Акрополь».

Интервью с Беатрис Диес Кансеко, вице-президентом Международной Классической философской школы «Новый Акрополь»

•Как бы вы, как руководитель Международной Классической философской школы «Новый Акрополь», определили роль культуры в современном мире?
«Новый Акрополь» вкладывает новое значение в понятие культуры. Мы рассматриваем культуру как совокупность общечеловеческих ценностей, как явление практичное и жизненное, которое позволяет человеку меняться и совершенствоваться. Мы выступаем за возрождение культурных ценностей во всех странах, за культуру, которая несет философское послание и может восприниматься всеми, может стать частью жизни каждого.

В гостях у нашего журнала член-корреспондент Российской академии образования, заведующий кафедрой психологии личности МГУ Александр Григорьевич Асмолов

•Александр Григорьевич, расскажите о программе «Толерантность», в разработке которой вы участвовали.
Идея создать программу толерантности возникла у меня при разработке проблемы Холокоста, в 98–99 году, — чтобы, как минимум, попытаться ввести в массовое сознание толерантность как норму, ведь без этого не сделать серьезных шагов в изменении ценностей людей нашей страны. Потом я написал записку Борису Николаевичу Ельцину, и ее долго обсуждали. Когда он ушел, записка была передана Владимиру Владимировичу Путину. Об этом мало кто знает, но первый документ, который он подписал, став президентом, был указ о разработке Федеральной целевой программы, которую я назвал «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Эта программа была утверждена в 2001 году, просуществовала до 2004 года и породила множество региональных программ, например в Москве, Московской области, Петербурге, множество инициатив по развитию толерантности среди разных организаций.

Фрагмент встречи с народным артистом СССР Владимиром Алексеевичем Андреевым


С возрастом становишься многословным — то ли хочешь успеть выговориться, то ли что-то накопилось такое, что воспримут, поймут все поколения.
Слава Богу, я много преподаю. В педагогику меня привел один из главных моих учителей, Андрей Александрович Гончаров, долгие годы руководивший театром имени Маяковского и заведовавший кафедрой режиссуры Российской академии театрального искусства. Он пригласил меня на режиссерский факультет, а я тогда и не прикасался к режиссуре. Я спрашивал его: «Андрей Александрович, что же я буду преподавать?» Он мне отвечал: «А то, что вы накопили к своему возрасту в театре, кино (мне тогда было, по-моему, 32 года). И ничего не выдумывайте!» Я, конечно, выдумывал, а Гончаров меня за это критиковал, поправлял.

В Великом Новгороде, хранящем на своей земле сокровища многовековой истории Руси, живет человек, чьи руки все называют золотыми, — художник, ученый, реставратор Владимир Иванович Поветкин. Именно к нему обращаются, когда нужно восстановить и прочесть рассыпавшуюся на множество кусочков берестяную грамоту, его рукам доверили найденную в 2000 году самую древнюю книгу — «Новгородскую псалтырь». Однако он сам делом своей жизни считает созданный им в Новгороде Центр музыкальных древностей. В этом центре собрана уникальнейшая коллекция музыкальных инструментов Древней Руси, восстановленных его руками. И главное — эти инструменты, молчавшие много-много веков, благодаря усилиям Владимира Ивановича вновь зазвучали! И слушая их голоса, погружаясь в мир звуков Древней Руси, ее музыки, открываешь по-новому ее характер, ее надежды, ее мироощущение. Это чрезвычайно кропотливый труд и подвиг ученого и художника, очарованного красотой открывшегося перед ним далекого, но до боли родного мира.