Интервью с господином Таши, руководителем Центра тибетской культуры и информации в Москве

• Уважаемый господин Таши, нам бы очень хотелось, чтобы люди России, наши читатели больше узнали о Далай-ламе как о человеке и духовном учителе тибетского народа, о тех ценностях, которые он защищает. У нас много вопросов. И, если позволите, первый: Его Святейшество обвиняют в том, что это он режиссировал акции протеста в Тибете. Как он реагирует на эти обвинения? Какова его позиция?
Такие вопросы крайне важно обсуждать, потому что достоверная информация о Тибете довольно редко попадает в Россию. Единственный ее источник сейчас — сайт «Сохраним Тибет», который мы поддерживаем.
Конечно, та информация, которая поступает из Тибета сегодня, стала объективнее, а до 15 марта, до событий в Лхасе, в России можно было узнать только точку зрения китайской компартии. Мы очень обеспокоены этим, потому что, если люди получают одностороннюю информацию, у них создается неправильное представление о том, что происходит в Тибете.
Наш долг — дать настолько объективную информацию, насколько это возможно. И у нас нет абсолютно никаких мотивов говорить вам неправду. Журналисты могут сами провести расследование — Его Святейшество всегда подчеркивает, что на них лежит огромная ответственность за то, чтобы доносить правильную информацию до людей. Он обычно шутит, что у журналистов должен быть длинный нос, чтобы все вынюхивать. Когда в прессе появляется объективная, настоящая информация, это очень радует.

Как-то в одном нашем разговоре Шамиль Гимбатович Алиев размышлял о том, как нужно затачивать карандаш. Слишком обнажишь грифель — он сломается, оставишь чуть-чуть — получится некрасиво. «И что ты красивого напишешь, если некрасивым карандашом писать будешь?»
Потом несколько дней я только о карандашах и думала. А когда поделилась своими «карандашными» открытиями с другом, то оказалось, что красота — критерий эффективности не только для Шамиля Гимбатовича. У друга в институте был необычный профессор. Принесли ему однажды студенты инженерный проект. Профессор на проект посмотрел и сказал: «Это работать не будет». Студенты в недоумении… Просили цифры проверить, уверяли, что все правильно должно быть. Но профессора не переубедили: «Зачем цифры считать, я же вижу: некрасиво».
Что же это за видение такое? И почему одни видят, а другие нет? И при чем здесь математика?

О традиционном японском образовании рассказывает наш гость Виктор Петрович Мазурик, один из лучших в России специалистов по японской культуре, человек, знающий о Японии все и даже больше.

• Виктор Петрович, Япония — удивительная страна, каким-то чудом сохраняющая древние культурные традиции при самых современных достижениях науки и техники. Опыт, бесспорно, уникальный. Может ли он быть чем-то полезен нам, особенно в сфере образования?
Дело в том, что любая восточная культура развивается иначе, чем западная. Восточные страны не пытались автоматически переносить к себе те социально-экономиче-ские законы, с которыми они сталкивались на Западе. Они говорили об азиатском преимущественно эволюционном пути развития в противовес революционному западному. На Западе любая новая структура как на государственном, политическом, экономическом, так и на культурном уровне рождается, словно бы отталкиваясь от предшествующей ступени, противопоставляя себя опыту прошлого, преодолевая его. В восточной культуре этого пафоса преодоления и отталкивания просто нет. Японская культура в этом смысле классическая восточная культура: в ней новое прорастает через старое, не только его не отменяя, но даже не устраняя его присутствия во всей полноте в настоящем.

23 января исполняется 110 лет со дня рождения Сергея Михайловича Эйзенштейна. Мы попросили рассказать о Мастере директора Музея кино Наума Ихильевича Клеймана. Наша встреча состоялась в Музее-квартире Эйзенштейна, хранителем которой долгие годы является Наум Ихильевич. Здесь каждый предмет рассказывает свою маленькую историю, а все, кто волею случая попадают сюда, чувствуют себя как дома.

У нас в гостях известный польский режиссер, классик мирового кино Кшиштоф Занусси

•Пан Занусси, вы знаменитый режиссер, педагог, физик, философ, общественный деятельѕ А кто вы сам для себя?
У меня, как и у каждого человека, в жизни много разных ролей, и они постоянно пересекаются. Я, конечно, немного педагог и немного философ, общественный деятель, прежде всего художник, а вообще — человек.

Мы встретились с доктором биологических наук, профессором МГУ Владимиром Леонидовичем Воейковым, чтобы поговорить о воде, которая и в XXI веке остается для ученых загадкой из загадок. Правда, о воде говорили меньше всего.

•Владимир Леонидович, что это за феномен такой — вода?
Под одним и тем же словом разные люди подразумевают совершенно разные явления. Например, есть дистиллированная вода, пресная вода, морская вода, физики сегодня увлеклись компьютерным моделированием воды. Обычно люди характеризуют воду, предполагая, что это мириады молекул Н2О плюс что-то в ней растворенное. Меня же интересует вода, которая имеет отношение к жизни, поскольку все, что мы называем жизнью, в первую очередь, и есть вода.

Две книги, вышедшие недавно под общим названием «Воскресение тамплиеров», породили множество споров. Новый взгляд на историю Ордена Храма вызвал у одних читателей протест, для других оказался толчком к более глубокому проникновению в суть рыцарства. В любом случае, споры вокруг книг — свидетельство их неординарности, поэтому сегодня мы беседуем с автором «Воскресения тамплиеров» Виктором Владиленовичем Смирновым.

•Виктор Владиленович, с чего начался ваш интерес к Ордену тамплиеров?
Еще в отрочестве я услышал от сестры легенду о Граале, о крови Христа. Потом в юности в Пушкинском музее увидел статую короля Артура и, как Парсифаль, чуть было не упал на колени, словно узнал что-то близкое. Исследуя литературные произведения о Граале, пришел к выводу, что их герои были реальными людьми. Литературные герои Грааля связаны с историческими тамплиерами — я находил все больше подтверждений этому. А когда лет 15 назад появились книги о тамплиерах, начал уже детально изучать тему.

Народный артист России, лауреат Государственной премии СССР, профессор ВГИКа, кинорежиссер Виктор Петрович Лисакович

Неигровое — так называют это кино. Более привычное для нас определение «документальное» указывает лишь на подлинность фактов, событий. Но факт сам по себе — не трогает. Трогает и заставляет сопереживать — человеческая искренность и правда. О кино «без липы» рассказывает гость нашего журнала.

Когда заканчивается фильм и на экране начинают медленно плыть титры, мы наверняка, если фильм наш, отечественный, прочитаем давно ставшее привычным сочетание слов «оркестр под управлением Сергея Скрипки».
Сегодня Сергей Иванович Скрипка, дирижер Российского государственного симфонического оркестра кинематографии, народный артист России, профессор Академии музыки имени Гнесиных, у нас в гостях.

Интервью с Делией Стейнберг Гусман, президентом Международной Классической философской школы «Новый Акрополь». 15 июля 1957 года, 50 лет назад, в мире начала работу Международная Классическая философская школа «Новый Акрополь». Сегодня мы беседуем с ее руководителями.

•«Новый Акрополь», президентом которого вы являетесь, отмечает в этом году свое 50-летие. Стержнем его деятельности всегда была философия. Почему?
Потому что «Новый Акрополь» появился на свет для того, чтобы вновь вернуть в жизнь философию, то есть вечный поиск знания, поиск причин, основ, сути всех вещей; чтобы вновь вернуть важность вопросам, которые мы, люди, постоянно задаем самим себе и на которые ищем ответы. Поэтому философия и любовь к знанию всегда были в самом сердце «Нового Акрополя». Это также особый способ объединять сердца людей и всем вместе искать мудрость, которая так необходима нам и ради которой и возник «Новый Акрополь».