Телефонный звонок раздался внезапно, когда студент Белградской академии физической культуры и спорта Гойко Митич собирался отправиться на запланированную лыжную прогулку. Его распорядок обязательно включал в себя ежедневные тренировки, и сейчас он стоял с лыжами в руках у открытой двери, размышляя, стоит ли поднимать трубку. В тот момент, когда он все же решил поинтересоваться, кто его беспокоит, Гойко еще не знал, что теперь  навсегда расстанется со свистком и спортивным костюмом учителя физкультуры и, на долгие годы примерив индейскую куртку из оленьей кожи, для миллионов зрителей станет примером героя, выбравшего тернистый путь борьбы за мир и справедливость.

Так начиналась большая жизненная дорога человека, никогда и не мечтавшего быть актером, но Судьба пришла к нему сама. Известный режиссер Йозеф Мах, посмотрев немецко-югославские фильмы по романам Карла Мая, разглядел в молодом статисте с красивой мускулистой фигурой и правильными индейскими чертами лица своего вождя племени дакота Токей-Ито. «Сыновья Большой Медведицы» (1966) стали первой картиной из серии 12 восточногерманских истернов (в западной терминологии - «красный вестерн»), которые, имея ошеломляющий успех, последовали один за другим...

Андрей Владимирович ГнездиловВ гостях у нашего журнала Андрей Владимирович Гнездилов — петербургский врач-психиатр, доктор медицинских наук, профессор кафедры психиатрии Санкт-Петербургской медицинской академии последипломного образования, почетный доктор Эссекского университета (Великобритания), председатель Ассоциации онкопсихологов России, создатель первого в России хосписа. Еще Андрей Викторович — писатель-сказочник, известный под псевдонимом «Доктор Балу». Правда, его сказки имеют одну особенность: они написаны для смертельно больных людей.

Интервью с доктором физ-мат. наук Семеном Ароновичем Пустильником.


Семену Ароновичу и его младшему брату Льву Ароновичу очень повезло. Их семья переехала в Алма-Ату именно тем летом, когда они успешно прошли олимпиаду и поступили в физмат-школу при Новосибирском университете. Тем же летом в Алма-Ату приехал их дядя, астрофизик, молодой доктор наук, который брал мальчиков с собой на космостанцию на высоте 3000 метров и много рассказывал про Вселенную, про космические лучи и только что открытые квазары. Рассказывал с таким энтузиазмом, что Семен и Лев, окончив школу и поступив на физфак Новосибирского университета, уже знали, чем хотят заниматься. После университета они уехали стажерами на Кавказ в еще строившуюся Зеленчукскую обсерваторию, лишь бы рядом с небом.

Что позволяет сформировать ценностный «стержень» в человеке? С какими философскими понятиями можно отождествить его? Как его сохранить в течение всей жизни?

Основная проблема здесь состоит в том, чтобы приобрести «стержень»; потом, конечно, можно его утратить, если падать и не иметь сил подняться (но я бы сказал, если падать морально). Прежде всего стержень теряется, если человек предает самого себя.
Стержень — это позвоночник человеческой души, то, что позволяет нам быть вертикальными; это центрирующая ось, собирающая воедино все наше существо, всю нашу жизнь; это то, что придает душе форму. Если нет стержня, душа не имеет формы, а не имея формы, она рассыпается, приспосабливаясь к миру.

Виктор ФранклВ этом году исполнилось 110 лет со дня рождения всемирно известного австрийского гуманиста, психолога, философа и психиатра Виктора  Франкла (1905–1997), основателя логотерапии.

История логотерапии восходит к 30-м годам XX века. Отталкиваясь от таких направлений, как психоанализ Зигмунда Фрейда и индивидуальная психология Альфреда Адлера, Франкл разработал основы нового оригинального подхода. Логотерапия, иногда ещe называемая «третьей венской психотерапевтической школой», сегодня представляет собой признанную на международном уровне и активно развивающуюся область психологии. Логотерапия (букв. «исцеление смыслом») основана на идее о том, что стремление к  смыслу является основной движущей силой человека. Согласно логотерапии, человек призван, реализуя свои свободу и ответственность, сделать лучшее возможное из самого себя и окружающего мира посредством распознавания и реализации смысла каждой конкретной ситуации.

Франкл предупреждал: «Мир находится в плохом состоянии и будет становиться хуже до тех пор, пока каждый из нас не сделает то лучшее, что он может сделать».

30–31 мая 2015 года в Москве состоялась международная конференция «Человек в поисках смысла», организованная  Московским институтом психоанализа, Институтом Виктора Франкла в Вене, Профессиональной гильдией психологов и Австрийским культурным форумом. В рамках конференции состоялось торжественное открытие мемориальной комнаты Виктора Франкла в Московском институте психоанализа.

Во время конференции с помощью Светланы Штукаревой, председателя координационного совета Профессиональной гильдии психологов, нашему журналу удалось взять интервью у профессора Дэвида Гуттманна.

Владимир Чеберяк в роли Махатмы ГандиВладимир Чеберяк — ведущий солист Екатеринбургского театра оперы и балета, дипломант международных конкурсов, дипломант Национального театрального фестиваля «Золотая маска», исполнитель партии «Ганди» в опере «Сатьяграха».

Что такое опера «Сатьяграха» для вас? Как вы ее понимаете?

В наше время она особенно актуальна. Взять хотя бы то, что сейчас творится на Украине. Я сам с Украины, и для меня еще и в этом смысле «Сантьяграха» имеет особое значение. Среди всех моих ролей Ганди — это пик. Сама судьба меня привела, чтобы я участвовал в этой постановке. Поэтому я считаю, что я счастливый человек в творчестве. Я благодарен Богу, что оказался здесь, в этой постановке.

На Урале успешно проходит первая в России интерактивная выставка «Искусство путешествий» (этот проект вошел в число победителей Х грантового конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире»). Началась она в Екатеринбурге и постепенно завоевывает все новые города. Выставка создана по модели активного участия — большинство экспонатов и историй путешествий принесли жители города. Несколько залов выставки дают возможность совершить настоящее путешествие: определить куда, наметить маршрут, понять, что взять с собой, вдохновиться примерами путешественников, познакомиться с тем, как проходили путешествия в прошлом. Каждый выходит из музея с твердым намерением отправиться в путь.

Нам очень понравилась выставка «Искусство путешествий», и мы решили встретиться с куратором этого проекта Сергеем Каменским — кандидатом культурологии, доцентом кафедр социально-культурного сервиса и туризма Уральского федерального университета и Гуманитарного университета — и поговорить о путешествиях, об их смысле.

В предгорьях Кавказа, в Республике Адыгея, есть поселок Каменномостский. Полторы сотни лет назад он назывался Хаджох и был знаменит красивым природным каменным мостом через реку Белую, прорывавшуюся в этих местах через каменную теснину. А вот 3–4 тысячи лет назад поселка здесь еще не было, а в округе было сосредоточено более полутора тысяч дольменов — уникальных мегалитических сооружений.

Сегодня большая их часть разрушена, некоторые восстановлены, а значительное число ждет исследования и реконструкции. Возле одного из восстановленных дольменов — он называется Хаджох-1 — расположен местный музей, где судьба неожиданно свела нас с очень интересным человеком.

Припарковав автомобиль, мы начали искать, как пройти к дольмену. Вокруг не было ни души, и тут из здания музея навстречу нам вышел сухощавый энергичный мужчина. Приветливо поинтересовался:
— Вы к нам?
— А вы кто?
— Я начальник.
— Ну, если начальник, тогда точно к вам.
Так мы познакомились с Игорем Петровичем Огаем, руководителем отделения Русского географического общества в Адыгее и директором музея «Сад камней». Он увлек нас в свой музей, заговорил, заинтриговал рассказами о дольменах до такой степени, что мы отложили другие дела и сели пить чай и разговаривать. Как выяснилось, о дольменах он знает все или почти все, относится к ним с большим уважением и является горячим поборником идеи восстановления дольменов на территории Адыгеи и создания своего рода «парка мегалитов».

3 февраля 2010 г. интернет взорвал любительский видеоролик, очень быстро набравший миллионы просмотров. В нем простой парень под гармошку очень просто пел о других простых парнях — волгоградских комбайнерах. А делал он это так искренне и зажигательно, что в сети заговорили о новой звезде. Прошло больше четырех лет. Игорь Растеряев[1], как выяснилось, — не волгоградский (хотя корни его оттуда) и не комбайнер, а питерский актер. По «звездному» пути он не пошел, но петь не перестал.

Я не пророк, я не боец,

Я не учитель мира.

Я — Божьей милостью — певец,

Мое оружье — лира.

В. Круглов

Я вхожу в светлую комнату. Все предметы, будто замерев, аккуратно лежат на своих местах. На краю рояля бережно сложены в стопку ноты. Клавиатура открыта, будто бы ожидая прикосновения своего хозяина. А что там, на столе? Приглядываюсь: фотография семьи, такая простая и такая задушевная. За окном зашелестела листва, и в комнату ворвался сладкий весенний ветер. Листы на рояле взметнулись вверх и, медленно кружась, опустились на пол. «Вокализ», концерт для фортепиано с оркестром, «Колокола»…

Как бы хотелось перенестись на сто лет назад и увидеть за этим роялем мастера, услышать его басистый голос и заглянуть в серьезные серые глаза!

Я зажмурилась…