Школа была основана Пифагором в Кротоне (Южная Италия) и просуществовала до начала IV в. до н.э., хотя гонения на нее начались практически сразу после смерти Пифагора в 500 г. По сути, это была первая философская школа, религиозно-философское аристократическое братство; она имела большое влияние на греческие полисы Южной Италии и Сицилии.

Халиль Джебран (1883–1931). Сын крестьянина, родившийся в маленькой деревушке в горах Ливана. Последние 20 лет жил в США. Великий поэт, писатель, художник, философ XX века. 1983 год ЮНЕСКО провозгласила годом Джебрана.
Свои бесконечные «почему?», «зачем?», «как?» ребенок задает взрослым. А что делать нам, к кому обратиться за ответами на мучающие нас «вечные» вопросы? Может быть, к другому взрослому, более доброму, мудрому, знающему?
Если вопрос задан, то ответ придет обязательно. Для многих людей таким ответом становится встреча с книгой «Пророк» Халиля Джебрана. Она читается на одном дыхании. Мир идей «Пророка» захватывает, его образы входят в сердце и поселяются в нем навсегда. Словно алмаз, он переливается, открывая с каждым разом все новые свои грани. Эта книга – из тех, что подобны живительному источнику, она утоляет жажду души.
«Пророк» был любимым детищем поэта. Джебран писал: «Я думаю, что «Пророк» всегда был во мне, еще с тех пор, когда я жил рядом с горой Ливан». Это произведение впервые увидело свет в 1923 году в Америке. Путешествуя по свету, в 1989 году оно наконец-то дошло и до нас, нисколько не потеряв за время долгого пути своей актуальности и современности. Теперь и мы можем задать «Пророку» свои «вечные» вопросы – о добре и зле, о рождении и смерти, о времени... о любви.

В тяжелые времена само понятие времени подчас теряет свой смысл, вызывает сомнения и тревогу. Вопросы, связанные с этой темой, звучат во многих письмах наших читателей. Как ответ на них мы предлагаем отрывок из книги профессора Х.А. Ливраги «Письма к Делии и Фернану».

Д. и Ф.: Многих наших знакомых некоторые современные авторы повергают своими рассуждениями в замешательство. В одних книгах превыше всего ставится память о прошлом, другие восхваляют будущее как нечто единственно ценное, третьи утверждают, что нужно держаться за настоящее, так как все остальное является иллюзией, и проживать «мгновение за мгновением», не задаваясь вопросами о том, что было и что будет. Что Вы могли бы нам посоветовать?

- Уважаемый профессор, скажите, пожалуйста, что привело Вас 34 года назад к решению создать «Новый Акрополь»?

Мне очень трудно говорить о том, как создавался «Новый Акрополь». Некоторые вещи случаются в жизни неожиданно, мы их не планируем заранее, для нас они загадочны... Когда я учился в университете в Буэнос-Айресе, в стране царили политиканство и насилие. И я почувствовал порыв сделать что-то, выходящее за их рамки. И вот со мной объединились несколько друзей, энтузиастов, имеющих те же идеалы и стремление создать что-то необыкновенное, для души, а не для политики, и из этой маленькой компании постепенно выросла международная организация «Новый Акрополь».

 

Человек всегда задавал себе сложные, «проклятые» вопросы: каков смысл жизни? Куда нас ведет жизнь? Что находится по ту сторону порога, который мы называем смертью? Что является первопричиной всего?

книгиНет, не родила еще мировая культура ничего важнее книги. Даже заново созданная Александрийская библиотека при всей ее суперсовременной компьютерной оснащенности все равно библиотека. Именно книги на всем протяжении человеческой истории были главным мерилом уровня культуры и главным хранителем золотого запаса духовности.

Какие же книги сыграли наибольшую роль в истории мировой культуры? Какие книги должен прочитать каждый образованный человек? На этот вопрос отвечает выдающийся украинский философ, профессор, д.ф.н. Сергей Борисович Крымский. (Естественно, он ориентировался прежде всего на украинского читателя, но, за вычетом национальных особенностей, список этот универсален.)

В юности все мы бываем мечтателями и масималистами, но потом сталкиваемся с окружающей реальностью - и как-то незаметно вопросы совести и принципов отходят на второй план. И возникают сомнения: а можно ли вообще совместить суровую действительность и наши стремления?

В наше время этот вопрос для многих становится одним из самых острых. Мы часто спрашиваем себя. а можно ли в наше время жить, что называется, по совести. Или понятия достоинства, чести, справедливости и мечты можно оставить в покое, отложить до “лучших времен”. И так же часто отвечаем: “А что я могу? Все так живут”.

Платон о любви

«Что движет Солнце и светила…» — эти слова Данте Алигьери в своей «Божественной комедии» посвятил любви. Но нечто подобное мог бы сказать применительно к любви и другой великий человек, живший почти на 18 столетий раньше, — греческий философ Платон. Он также считал любовь великой космической силой. И это, на первый взгляд, может показаться удивительным для столь серьезного мыслителя, отца всей европейской философии, создателя теории идеального государства и т. д. Тем не менее, Платон посвятил теме любви несколько диалогов. Самые известные из них — «Пир» и «Федр». В своих произведениях Платон рассматривает любовь как вселенскую, великую силу развития и движения, как силу, возвышающую человека, делающую его более нравственным, пробуждающую скрытые способности души и воспоминания.

Вся жизнь — это долгое путешествие, и скорость в этом путешествии не более чем иллюзия; какое средство передвижения мы используем, не имеет значения, важен только Путь, который мы проходим.

Делия Стейнберг Гусман

Эволюция как потребность души

солнцеМы как философы не можем удовлетвориться представлением о том, что человечество статично, что оно полностью увлечено материальным прогрессом и что в нем не происходит заметных внутренних изменений. Эволюция для человека — увлекательная необходимость, это его настоящий путь. Каким он будет — длинным или коротким — зависит от нашего желания идти, и цели его будут настолько же высоки, насколько велики те скрытые устремления души, которые проявляются в неясных, интуитивных ощущениях, не требующих слов. Все это заключает в себе удивительное и актуальное для каждого понятие Судьбы.

На эти размышления меня натолкнул недавно пересмотренный фильм о Человеке-пауке. Я никогда не смотрела его от начала до конца: не очень нравился главный герой, только я никак не могла объяснить себе, почему и что мне, собственно, не нравилось. Но знаю, что у детей, особенно у самых маленьких, кому от четырёх до семи, этот персонаж очень популярен. Они любят в него играть, надевают костюмы человека-паука, приносят игрушки в виде человека-паука... Словом, это детский кумир наравне с Бэтменом, Суперменом и другими подобными героями. Но героями ли?