- Информация о материале
- Автор: Юлия Люц
Лето входит в свои права, и самое время задуматься о планах на будущий год. Хочется так много, а времени так мало… И в голове снова и снова крутится вопрос: «Как же быть со временем?»
Я рада, что на встрече с Еленой Сикирич, президентом Культурной ассоциации «Новый Акрополь», моим учителем, кто-то задал этот вопрос и прозвучали важные для меня подсказки.
- Информация о материале
- Автор: Антон Мусулин
Во Вселенной — как во внешней, той, что нас окружает, так и во внутреннем мире — все взаимосвязано, голографично, все ускользает от привычной логики и линейного образа мышления, которые дробят мир на части и, исследуя одну проблему, забывают, что предмет исследования неотделим от жизни в целом и является лишь одной из ее граней.
Поскольку невозможно приспособить реальность к нашему образу мышления, необходимо наше мышление приспособить к реальности.
Понимание того, что целое присутствует в каждой своей части и каждая часть есть некоторый, может быть неполный, образ целого, ведет к многостороннему подходу, исследованию объекта со всех сторон, к постепенному приближению к объекту и слиянию с ним.
Из этого слияния рождаются символические структуры, выражающие глубокую, многогранную сущность вещей и парадоксальную природу жизни, где нечто есть не только А, но и Б и где одна вещь имеет множество значений, поскольку одновременно принадлежит различным планам существования.
- Информация о материале
- Автор: Елена Сикирич
Грядут новые времена. На пороге третьего тысячелетия и новой, рождающейся Эры Водолея иногда создается такое впечатление, что зло, выпущенное из ящика Пандоры, обрело уже такую силу и плоть, что сражаться с ним становится невозможно. В душе многих возникает тревожный вопрос: «Возможно ли вообще когда-нибудь освободить из ящика Пандоры надежду, или она так и останется вечным пленником, радость встречи с которым не дана ни нам, ни будущим поколениям?» Современный мир переживает ныне тяжелую пору. Мы становимся свидетелями глубокого социального и духовного кризиса, политического и человеческого лицемерия, невежества и безысходности, царящих в душах людей, которые утратили самих себя, собственные жизненные критерии и смысл существования. Серьезной почвой для размышления являются наставления древнеегипетского мудреца, произнесенные уже две тысячи лет тому назад, но не потерявшие актуальности и для нас сегодня:
«...Поймите смысл слов того, кто находится на пороге смерти. Пусть каждый человек сделает все, что в его силах, чтобы его любили. Да будут справедливы и истинны все ваши слова.
Обращаюсь к вам от всего сердца, о грядущие поколения, и надеюсь, что вы откликнетесь. Знайте, что одинокое сердце не должно молчать, ибо оно понимает, что груз, создавшийся впоследствии, нужно будет унести с собою в мир иной, выложить на весы Судьбы и ответить за него...» (Речение Ипусера. Египет, около 2000 г. до н. э.)
«Знайте, что одинокое сердце не должно молчать...» В эпоху, когда многие по невежеству, бездарности или трусости дрожали за собственную жизнь, сердце гения Возрождения, великого ученого, философа, мистика и поэта Джордано Бруно заговорило в его книге «О героическом энтузиазме». Прошли века с того момента, когда на восходе солнца 17 февраля 1600 года на Кампо ди Фьори в Риме, «проявляя милосердие и избегая пролития крови», инквизиция совершила еще одно преступление. Джордано Бруно был живым сожжен на костре... Убили его, перед смертью еще и язык вырвали, на всякий случай... но душу Титана не могли заставить замолчать. «Я же не считаю, что меня что-либо может связать, так как убежден, что не хватило бы никаких веревок и сетей, которые смогли бы меня опутать какими бы то ни было узами, даже если бы с ними, так сказать, пришла сама смерть. Равно не считаю я себя и холодным, так как для охлаждения моего жара, думается, не хватило бы снегов Кавказских или Рифейских гор», — так начинается рукопись «О героическом энтузиазме» Джордано Бруно.
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Европа середины XIX века. Помимо всех грандиозных событий в политической, экономической и тому подобной жизни что-то очень значительное происходит во внутренней жизни людей — менее заметное, но более важное, так как именно оно впоследствии определит судьбу Европы и всего мира. Как будто гигантский маховик истории пришел в движение внутри наших душ, начав новый свой поворот, разрушая то, что казалось незыблемым. Снова стали актуальными вечные вопросы о природе человека, о его месте и роли в мире, о предназначении. Тогда немногие это осознавали, в основном это были художники, поэты, писатели, философы. Их главная заслуга, наверное, не только в попытке ответить на эти вопросы, а в том, что они сформулировали эти вопросы для нас.
В первой половине XIX века датский философ Сёрен Кьеркегор пишет о кризисе человека, утратившего свои идеалы. Его идеи — зерна будущей экзистенциальной философии, один из основных вопросов которой — реальность человека, его положение и его перспективы в мире. Эти же вопросы волнуют Ибсена, которые он ставит в своих пьесах. Одной из постоянных его тем является конфликт между прошлым и настоящим. В «Кесаре и Галилеянине», «Бранде», «Пер Гюнте» Ибсен поднимается до глобальных исторических проблем — смерти старых идеалов и поиске новых, который приводит порой к крайностям. Мы прикоснемся только к одной из этих пьес — «Пер Гюнту», написанной в 1867 году, два года спустя после выхода «Бранда» (их герои полностью противоположны друг другу, как будто Ибсен исследовал различные способы реакции на кризис).
- Информация о материале
- Автор: Вопросы задавал Вадим Карелин
Возможности взять это интервью мы ждали все десять лет, в течение которых уже выходит наш журнал, но только в этом году мечта осуществилась. Как обычно, все произошло совершенно неожиданно. Он зашел в редакцию быстрой и уверенной походкой. На вид чуть меньше тридцати, подтянут, энергичен, улыбается. Плащ остался на вешалке, рукопожатие, обмен визитками... Последние сомнения отпали: да, это он, тот, кому и посвящен наш журнал — человек без границ.
- Информация о материале
- Автор: Делия Стейнберг Гусман
ВВЕДЕНИЕ
Майя — древнее восточное божество, воплощающее Иллюзию. Речь идет о завесе, за которой Природа скрывает суть всех вещей и явлений, чтобы мы, люди, не смогли слишком легко постичь ее скрытые законы. Красота Майи и ее многочисленные игры обманывают и искушают нас, помогая прожить те годы, что выпали нам на Земле.
Иллюзия играет с нашими чувствами. И мы участвуем в этой игре — более или менее отдавая себе в этом отчет. Строго говоря, иллюзия не есть нечто несуществующее, хотя мы ее таковой воспринимаем. Игры Иллюзии основываются на реальном и определенном, но преходящем. Это реальности, существующие не дольше мыльного пузыря... не дольше иллюзии. Однако мы в своем невежестве полагаем, что эти сиюминутные истины и есть настоящее.
- Информация о материале
- Автор: Антон Мусулин
Подлинная философия всегда мистична, это всегда восхождение к тайне, которая лежит в основе Вселенной и в основе человеческой жизни. Но философия — это не только теория, дискурс ради дискурса, умение ставить вопросы и искать ответы на них. В эпоху античности, как на Востоке, так и на Западе, философия охватывала всю духовную культуру, и ее целью было воздействовать на людей, помочь им совершить внутренний поворот, обогатить их не просто знанием каких-то вещей, а умением изменить коренным образом свою жизнь.
Слово «cофия» обозначает рассудительность, просвещенность, науку и искусство, мудрость и мастерство жизни, а слово «философия» — стремление овладеть этим мастерством.
- Информация о материале
- Автор: Юлия Морозова
Согласитесь, что вопрос «что значит быть Человеком?» звучит несколько необычно, ведь каждый из нас считает себя уже человеком и вряд ли сомневается в этом. Но, оказывается, философы считают этот вопрос абсолютно естественным и говорят о том, что человек — существо очень непостоянное, внутренне неустойчивое, и, родившись однажды биологически, он всю свою жизнь идет путем становления личности и поиска индивидуальности, чтобы родиться, состояться как Человек.
В XV веке один из итальянских гуманистов — Пико дела Мирандола — в своем произведении «Речь о достоинстве человека» написал такие слова: «Тогда принял Бог человека как творение неопределенного образа и… сказал: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению…"». По мысли философа получается, что каждый из нас своей жизнью, своим образом жизни сам отвечает на вопрос «кто я?». А ведь порой мы об этом совсем не задумываемся и пеняем на сложные обстоятельства, на непреодолимые преграды, на выборы, которые кто-то за нас делает, и повторяем: «Жизнь заставила!»… Но в итоге получается, что, как ни крути, каждый из нас перерождается в то, что хочет, и становится тем, кем пожелает… Как же здесь найти ориентиры и понять, что зависит от нас, а что нет?
- Информация о материале
- Автор: Илья Барабаш
Вы никогда не замечали? Время потихоньку «съедает» нас, и мы — осязаемые, реальные, теплые, живые — становимся лишь стершимися воспоминаниями и холодными камнями. И в то же время то, что мы называли иллюзиями и мечтами, упраздняет власть Времени и живет сотни лет в образах, идеях, архетипах — особой форме жизни, которой можем быть причастны и мы. Те, кому это удается, становятся книгами, картинами… Следами, которые выводят нас из-под власти Времени. Один из таких следов — роман «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский» великого испанца Мигеля де Сервантеса Сааведры.
Таинство любви
Кто читал роман внимательно, не раз, наверное, задавал себе вопрос: о чем же он? О приключениях двух сумасшедших? А может, о волшебстве, или о любви, или об искусстве поэзии, или о науке странствующего рыцарства? «Дон Кихот» подобен энциклопедии, он поражает множеством глубоких и интересных рассуждений о военном искусстве и политике, о поэзии и драматургии, о литературе, и более всего — о любви в огромном множестве ее обличий. О любви прежде всего.
- Информация о материале
- Автор: Вадим Карелин
В марте 2015 г. волгоградский городской портал «ВсеХорошо» и культурный центр «Новый Акрополь» в Волгограде провели конкурс на лучшее эссе на тему «Зачем философия современному человеку». Семеро победителей конкурса были награждены призами. Наш журнал счел важным поделиться на своих страницах размышлениями участников конкурса о нужности философии в современном мире.