Небо. Облака. На тысячи и тысячи километров, куда ни кинь взгляд, — светлое, легкое, радостное и беззвучное море белизны, над которым сияет Солнце.
Самолет компании «Egypt Air» несет меня на высоте десять тысяч метров из Каира в Москву. Через четыре часа будем дома. А пока за стеклом иллюминатора — тишина, спокойствие и ослепительная чистота другого мира, живущего по своим законам.
На облака можно смотреть бесконечно. Они складываются в города и неведомые лица, небесные замки и огромные пещеры, заснеженные леса и плывущие корабли — все время в движении, не зная покоя, плывут...
«Позвольте взглянуть?» — наблюдения мои прерывает сосед, человек лет шестидесяти. Он берет у меня из рук книгу «Фивы» Хорхе Анхеля Ливраги, быстро листает, пробегая глазами по страницам, и возвращает обратно.
«Да-а-а, эпоха!»
Помолчали.

Где бы мы ни были, что бы ни делали, — пока для нас существует здесь и сейчас, мы участвуем в жизни, окружены и заполнены ею. Но, как известно, мелкие (и не очень) заботы мешают вглядеться в ее лицо, увидеть жизнь как счастье и дар. И уж совсем нечасто удается то, что у Толкиена Гэндальф посоветовал Арагорну, — обратиться от зелени дольнего мира к чистоте горных вершин, чтобы найти там Древо жизни.
О чем мы размышляем на закате дня? И о чем будем размышлять на закате жизни? Своей сестрой назвал жизнь поэт Борис Пастернак, и его последние раздумья, воплотившиеся в поэзии и прозе, были о той жизни в нас, которая преодолевает границы времени и смерти.
Когда читаешь произведения Пастернака, больше всего в них восхищает его безмерная, трепетная и легко передающаяся тебе самому любовь к жизни, чувство единства со всем природным и живым. В этом чувстве — душа его творчества.

Все мы рождаемся и входим в земную жизнь на условиях обязательного ухода из нее. Мы знаем точно, что нам отпущено какое-то количество лет, после чего мы вновь куда-то уйдем, по-видимому туда, откуда в свое время пришли на Землю. Для одних это другие миры, инобытие, для других — ничто. Как бы мы ни были настроены, но об обязательности ухода из этого мира у нас есть совершенно достоверное знание, и в нем никто не сомневается. Заведомая ограниченность жизни побуждает человека серьезно задуматься о ее смысле и о подготовке к смерти. Казалось бы, это самая естественная позиция, поскольку она вытекает непосредственно из условий нашего существования. Но, видимо, взглянуть в лицо реальности многим людям настолько страшно, что они предпочитают отворачиваться от этих мыслей, скрывать их от самих себя. Более того, вся наша и западная культура ориентированы на то, чтобы не думать о смерти. Поэтому те, кто боятся вечных вопросов, находят в такой культурной парадигме поддержку и считают себя вправе прятать, как страус, голову в песок.

Первоначально в древнерусском языке слово судьба употреблялось в значении «судилище, правосудие, приговор». А значит, судьба — это то, что «суждено».
Идея суда, который вершится в момент рождения человека, отражена в мифологии, в ритуалах и обрядах славян. Так, наши предки верили, что судьбой человека управляет божество Усуд. Если он рассыпает в своем дворце золото, рождаются богатые, если черепки — рождаются бедняки. У Усуда есть три сестры, суденицы. В полночь, обычно на третий, реже на первый или седьмой день после рождения ребенка, они приходят, чтобы наделить его судьбой.

Жизнь — это река свободы в берегах определенности, то есть поток выбранных нами преобразований в условиях всеобщих законов космоса. В отличие от определенности, предопределенность любых событий является следствием того свободного выбора, который был сделан самим человеком или его предками. Выбор предшествующих поколений сформировал нашу генетику, одарил крепким здоровьем или, наоборот, стал причиной наследственных заболеваний. Наш собственный, ежесекундно осуществляемый выбор также постепенно перерастает в предопределенность.
Индивидуальная астрологическая карта, как и карта географическая, содержит информацию о рельефе нашей жизни, но никому не навязывает никаких маршрутов. Она показывает: вот подъем, вот овраг, тут непроходимое болото, там крутой поворот, а эта дорога ведет в тупик. Какой сделать выбор и куда держать путь, решаем мы сами.

Если мы действительно хотим найти ответ, то, прежде всего, должны хорошенько запомнить: не нужно дожидаться, пока у дорогого нам человека возникнет серьезная проблема или, не дай бог, случится беда. Близкого человека надо поддерживать постоянно — это очень важно, но, к сожалению, мы слишком часто об этом забываем. Если уж хотите правду — хорошо бы нам научиться преодолевать свою инерцию и лень, которые так мешают сделать шаг навстречу другому.
«Поддержать» не значит провести «разовую акцию» и расслабиться, считая свой долг выполненным. Великое искусство быть другом, быть надеждой и опорой для близкого человека постиг только тот, кто научился постоянно, каждый день и час, быть с ним рядом душой и сердцем и прилагать усилия к тому, чтобы становиться еще ближе.

Кто говорит, что умер Дон Кихот?
Вы этому, пожалуйста, не верьте;
Он не подвластен времени и смерти,
Он в новый собирается поход.
Юлия Друнина

Уже 400 лет Дон Кихот и его верный оруженосец Санчо Панса, ни на миг не останавливаясь, путешествуют из страны в страну, из перевода в перевод, из толкования в толкование, из книги в книгу, отражаясь то в стихах, то в картинах, то в карнавальном действе.
Их судьба полна приключений и неожиданных поворотов. Они активно участвовали в жизни людей и каждому поколению читателей открыли и открывают что-то свое. Не случайно XXI век назвал книгу Сервантеса лучшей в истории человечества.

Истинно, исполняются древние пророчества. Пришло время Шамбалы. В давних веках было предсказано, что перед временем Шамбалы произойдут многие поразительные события. Многие зверские войны опустошат страны. Разрушатся многие державы. Подземный огонь потрясет землю... Истинно, уже наступило время Шамбалы.
Н.К. Рерих. «Сердце Азии»

Тема борьбы добра и зла актуальна сегодня как никогда. Все чаще и чаще задается вопрос, который звучит уже как протест: неужели мир устроен так, что зло всегда побеждает или остается безнаказанным?
Наверное, поэтому так популярны в наши дни фильмы и книги о борьбе добра и зла. И о героях, которые спасают мир. (Причем на фоне ширпотреба иногда появляется то, что действительно вызывает резонанс, задевает, заставляет думать.) Спасители человечества предстают перед нами в образе великих, а иногда малых и незаметных героев, которые совершают свой подвиг — побеждая чудовищ и злодеев световыми мечами, защищая справедливые дела, уничтожая смертоносное кольцо и его хозяина, который грозит окутать тьмой весь мир, сражаясь с вампирами и нелюдями на ночных улицах и спасая их потенциальных жертв.

Улучшение материального положения людей и рост потребления сопровождаются проявлением все новых признаков общего кризиса культуры, духовной деградацией. Парадокс?
Уже не первый год мы движемся от общества распределения к обществу потребления, постепенно подстраиваясь под его стандарты и порядки. Да и само общество потребления тоже движется к нам, заполняя рекламой средства массовой информации и придорожные щиты, предлагая при этом не только самые разнообразные товары и услуги, но и образ жизни, менталитет, поведение. А поскольку все, что предлагается, раньше или позже находит своего потребителя, то человек меняется, стараясь соответствовать новым стандартам, одобренным обществом и поддержанным всепроникающей рекламой.

Этот вопрос часто можно услышать от тех, кто впервые знакомится с этим явлением. Побывавшие на конференции считают, что это научное общество, участвовавшие в нашей экологической акции — что это нечто «типа Гринписа», танцевавшие на наших балах — что это студии творчества. А услышав слова «классическая философская школа» и вовсе запутываются. Естественно, непонятное может рождать самые разные слухи и домыслы.
Дадим слово людям, которые больше других и точнее других могут рассказать о «Новом Акрополе». Потому что сами его создавали. Зададим им — виртуально — те вопросы, которые нам чаще всего задают. Ответы — реальные.
Итак, наши собеседники:
Хорхе Анхель Ливрага (1930–1991), основатель и первый руководитель «Нового Акрополя»,
Делия Стейнберг Гусман — нынешний международный руководитель «Нового Акрополя»,
Елена Сикирич — основатель и руководитель российского «Нового Акрополя».