Стрельба из лука
император
Китайский император эпохи Мин с символами власти (секирой и луком)

Сегодня лук не ассоциируется с войной — это, скорее, экзотика. Для нас символ сражения — меч. В крайнем случае, копье. Однако удивительно, что в масштабе мировой истории и меч, и копье в качестве символов войны встречаются редко. Характерны они, прежде всего, для европейской цивилизации.

До появления огнестрельного оружия лук был оружием номер один практически везде — кроме Европы. Поэтому и знаем мы об искусстве стрельбы из лука так мало. А ведь сочетание духовной глубины и приверженности луку породило в древней Индии и средневековой Японии удивительные традиции…

роспись в Нойшвайнштайне
Обретение Грааля. Роспись в замке Нойшвайнштайн

Тайна священного Грааля – одна из тех, которые никогда не будут разгаданы. К ней можно лишь прикоснуться. Мы даже не знаем, чем же был Грааль. Его образ, смутно просвечивающий сквозь завесы столетий, представлялся людям различных эпох по-разному: в виде сосуда, чаши, ларца, драгоценного камня.

Загадка замка Буссак 

В музее Средневековья аббатства Клюни в Париже хранится серия гобеленов, или шпалер, изображающих Даму и единорога. Пять из них, как считается, представляют аллегории пяти чувств, по которым они и получили свои названия. Шестой принято называть «À mon seule désir» («Мое единственное желание») — по вытканному на нем девизу.

Тристан и Изольда

Тристан и ИзольдаИстоки этого мифа-истории теряются в глубинах веков, и найти их весьма непросто. С течением времени легенда о Тристане превратилась в одно из наиболее распространенных поэтических сказаний средневековой Европы. На Британских островах, во Франции, Германии, Испании, Норвегии, Дании и Италии она стала источником вдохновения для авторов рассказов и рыцарских романов. В XI-XIII вв. появились многочисленные литературные версии этой легенды. Они стали неотъемлемой частью распространенного в то время творчества рыцарей и трубадуров, воспевавших великую романтическую любовь. Одна версия легенды о Тристане порождала другую, та - третью; каждая последующая расширяла основной сюжет, добавляя к нему новые детали и штрихи; некоторые из них становились самостоятельными литературными произведениями, представляющими собой подлинные произведения искусства.

Она за все, что есть святого,
Велит сражаться до конца,
Велит сжимать в руке суровый
Меч рыцаря, к боям готовый,
И арфу звучную певца.
В. Гюго

Артур получает меч от владычицы озера

Нет мальчишки, который в детстве не играл бы с мечом, не представлял бы себя рыцарем, отважным героем, защищающим Прекрасную Даму, не боролся бы с драконом, не побеждал бы в битвах. Мальчишки вырастают, превращаются во взрослых мужчин, которые гораздо чаще думают о том, как заработать больше денег, чем о драконах и рыцарях. Но все равно где-то в глубине души живут мечты о подвигах и победах, а при виде средневекового меча сжимается сердце. Почему?.. Что-то есть в этом предмете, что делает его больше чем просто оружием.

Некогда Небо и Земля были едины. Но однажды, говорят легенды, между ними, навсегда их разделив, легли пропасти и воды. И все же остался путь, связывающий мир земной и мир небесный, символами которых стали два берега. Путь этот узкий и опасный, но единственно возможный — по мосту. Подобно мировому дереву, лестнице, космической оси, мост соединяет разные состояния бытия. Берег, от которого мост начинается, — это наш мир, другой берег — мир изначальный, мир истинной реальности, область бессмертия.

Древние кельтские легенды рассказывают, что некогда на земле Ирландии существовали братства фениев — священные отряды, которые охраняли ее от сил тьмы и разрушения. Велика была мощь этих отрядов, ибо каждый воин был образцом чести, силы, мужества и храбрости. В их жизни чередовались дни великих битв против объединенных полчищ врагов и часы отдыха в лесах и священных рощах. Еще они были охотниками, но даже охота у них была особая, потому что часто в облике вепря, или птицы, или оленя скрывались колдуны и враждебные силы. Фении Ирландии помогали богам в их битвах «и дружили с детьми богини Дану не меньше, чем дружили с людьми, жившими на земле». Их отряды стерегли не только физические границы Ирландии, а границы двух миров — мира земного и мира Иного — для людей, и потому, наверное, их называли священными отрядами.

Традиция украшать двери домов венками, оказывается, происходит из древнего Рима.

В древнем Риме за праздник Нового года и за последующий январь (оттуда и название!) отвечал древнейший и самый загадочный из богов — Янус двуликий, страж всех ворот и дверей, в том числе дверей года. Январь и его первый день считались священным временем, когда бог Янус, в давние времена правивший людьми, снова ненадолго возвращается к нам.

Волк как мифический и символический персонаж встречается почти во всех культурах — от Древнего Египта до Средней Азии и Скандинавии. Без волка обходится редкая сказка: он либо коварный злоумышленник, либо верный помощник. С волком связаны многие легенды о героях и родоначальниках. Он окружен и репутацией мудрого педагога-воспитателя, и сомнительной славой оборотня…

Каждый музыкальный инструмент своим неповторимым тембром, особой харизмой отражает одну из граней человеческой души, одну из граней нашего мира. А с чем у вас ассоциируется лира? Попробуйте представить себе звучание этого инструмента… Какие образы, какие чувства пробуждаются в вашей душе? Прозрачность, чистота, гармония, звездное небо, Аполлон, Музы, Орфей?.. Чувствуете, мы еще не слушали переборы струн, а в воздухе уже что-то витает…