3 февраля 2010 г. интернет взорвал любительский видеоролик, очень быстро набравший миллионы просмотров. В нем простой парень под гармошку очень просто пел о других простых парнях — волгоградских комбайнерах. А делал он это так искренне и зажигательно, что в сети заговорили о новой звезде. Прошло больше четырех лет. Игорь Растеряев[1], как выяснилось, — не волгоградский (хотя корни его оттуда) и не комбайнер, а питерский актер. По «звездному» пути он не пошел, но петь не перестал.

Я не пророк, я не боец,

Я не учитель мира.

Я — Божьей милостью — певец,

Мое оружье — лира.

В. Круглов

Я вхожу в светлую комнату. Все предметы, будто замерев, аккуратно лежат на своих местах. На краю рояля бережно сложены в стопку ноты. Клавиатура открыта, будто бы ожидая прикосновения своего хозяина. А что там, на столе? Приглядываюсь: фотография семьи, такая простая и такая задушевная. За окном зашелестела листва, и в комнату ворвался сладкий весенний ветер. Листы на рояле взметнулись вверх и, медленно кружась, опустились на пол. «Вокализ», концерт для фортепиано с оркестром, «Колокола»…

Как бы хотелось перенестись на сто лет назад и увидеть за этим роялем мастера, услышать его басистый голос и заглянуть в серьезные серые глаза!

Я зажмурилась…

Анна и Джесси Мара – руководители детской студии Олега Митяева «Светлое будущее» при дворце пионеров и школьников им. Крупской г. Челябинска. Многие их знают как участников музыкального ансамбля «Мост любви».

В свою студию они набирают детей, оказавшихся в трудных жизненных ситуациях. Дети там учатся вокалу, английскому, танцам, актёрскому мастерству, риторике, посещают театры и музеи, играют в командные игры. Они не только получают знания, но и отдают их, выступая в школах, интернатах. «Детское сознание – как озеро: если в него только вливать, то оно превратится в болото. И мы приучаем: получая, отдавай. Если поначалу дети воспринимают помощь себе как должное, считая, что все им кругом обязаны, то после встречи с интернатскими сверстниками, жизнь которых сложнее (у кого руки нет, у кого ноги), начинают сознавать, что они тоже могут и должны кому-то помочь».

Если человек соприкоснулся с целым и осознал себя как его часть — вот здесь и начинается его радость, его настоящее бытие. «На том стою и иначе не могу» — это состояние призвания.

Ш. А. Амонашвили

 Гуманная педагогика — идея, вынашиваемая человечеством на протяжении истории. Она позволяет взрастить целостного, гармонично развитого человека, внутренне свободного и способного к самостоятельному мышлению. Гуманная педагогика основывается на принципах сотрудничества и духовного развития.

К сожалению, в современном обществе и массовом образовании преобладают авторитаризм и стремление к информационному насыщению без формирования отношения к знанию и его смыслу.

Возобновление идей гуманной педагогики в наше время связано с именем доктора психологических наук, академика Российской Академии образования Шалвы Александровича Амонашвили. О путях становления человека, его свободе и миссии, об истоках мировоззрения, о мечтах и реальности — в интервью Ш. А. Амонашвили для журнала «Человек без границ».

Интервью с Маргаритой Федоровной Альбедиль, доктором исторических наук, ведущим научным сотрудником Музея антропологии и этнографии РАН.

- Сознание историческое и мифологическое: в чем разница? Как эту разницу понять простому человеку? И нужно ли ему ее понимать?
Сначала давайте уточним значение слова «миф». Для большинства наших современников миф – это выдумка, нелепица, фантазия, то чего быть не может и никогда не было. Мы противопоставляем миф реальности, поэтому мифам – и в мифы -- не верим и любим их развенчивать. Для человека же, условно говоря, мифологического, дело обстояло ровно наоборот. Миф как раз и был самой настоящей реальностью, священной историей, именно такой, какая человеку нужна. Она хранила память не о правителях и полководцах, не о войнах и заговорах, то есть о делах сугубо человеческих, единичных и незакономерных, а о деяниях богов и героев, о тех перводелах и первособытиях, которые происходили до начала времен. А людям оставалось лишь подражать им, чтобы сохранить мир в гармонии и равновесии.

Заонежье. Край неба и воды. Когда смотришь на карту Карелии, то кажется, будто эти места прочесала с севера на юг чья-то богатырская пятерня и оставила в земле вмятины; потом их заполнила вода — и образовались озёра. Много озёр! Но среди них одно — как море, как небо, опрокинутое на землю: Великое Онего.

Именно здесь, в Заонежье, в XIX веке учёные-подвижники Пётр Рыбников и Александр Гильфердинг собрали в сёлах сотни русских песен и былин! Да, да, тех самых, которые мы изучаем в школе, — о Добрыне Никитиче, об Илье Муромце. Сначала удивляешься: «Как, здесь?!» А потом, погружаясь в историю края, понимаешь: ну конечно, где же, если не на Русском Севере, могли храниться самые сокровенные богатства народа — былины, сказки, песни!

Интервью с поэтом, писателем и автором песен, учёным-геофизиком и океанологом Александром Городницким

• Александр Моисеевич, в своей книге «И вбли­зи и вдали» вы пишете о любви как основе бытия, размышляете о том, что в себе, а не в окружающих нужно искать причины бед, говорите о надежде на духовное обновление человека. А что можно сделать, чтобы эти красивые идеи стали частью нашей жизни?

Это сложная проблема. Мне кажется, начинать надо с детства, прежде всего в ребёнке развивать систему ценностей, умение понимать красивое и способность отличать его от некрасивого.

Много лет назад, когда я ещё учился в школе и пришёл в литературно-творческую студию при дворце пионеров, наш руководитель, замечательный ленинградский поэт Глеб Сергеевич Семёнов всем присутствовавшим на встрече восьми-девятиклассникам сказал слова, ко­то­рые я запомнил на всю жизнь: «Ребята, я не смогу научить вас писать стихи, это Господь Бог может, тут нужен талант, но, если я смогу научить вас отличать плохие стихи от хороших, я буду считать, что мы не зря потратили время».

65-я годовщина победы в Великой Отечественной войне вернула остроту и актуальность многим вопросам. Попытки переписать военную историю, полярные оценки в обществе событий тех лет, равнодушное отношение к войне молодого поколения — всё это не может не беспокоить. Как сохранить память о героических страницах нашей истории? Что сделать, чтобы 9 Мая и дальше оставался общенародным праздником? С этими вопросами мы пришли к директору Центра военных и военно-исторических исследований Гуманитарного университета (Екатеринбург), директору Открытого фестиваля документального кино «Человек и война» Вадиму Борисовичу Белолугову и заместителю директора фестиваля, заведующей отделом иностранной литературы Свердловской об­ластной библиотеки им. В. Г. Бе­лин­­ского Вере Александровне Даниловой.

Как много нужно сегодня, чтобы дать ребёнку путёвку в жизнь: хорошее образование, финансовые возможности, здоровый образ жизни, приличный круг общения… Но даже и это далеко не всегда становится залогом счастливой судьбы для растущего человека. Вера Дробинская в Астрахани в одиночку воспитывает восьмерых приёмных детей, все они инвалиды. Её большая семья лишена многих из перечисленных возможностей, но, по-моему, она — одна из самых счастливых.

Интервью с директором издательства «Ломоносовъ» Анатолием Секериным

• Анатолий, почему в кризисное время вы решили открыть издательство, которое делает не массовую литературу, не ширпотреб? Зачем вам это понадобилось?

Пять лет назад в Питере ваш покорный слуга в очередной раз побывал на родительском собрании и понял, что так больше жить нельзя.

• Что же вы там увидели?

Я, как познающий родитель, всегда пытался понять, как нужно преподносить информацию, чтобы ею «раскрывать» ребёнка. И вот, в очередной раз побывав в школе, я понял, что это — очень жёсткая матрица. Причём детей в ней не раскрывают — их зажимают. На все мои предложения как бизнес-консультанта, очень мягкие предложения: «Давайте найдём фондирование, сделаем не просто класс по информатике, где дети учатся ликбезу, а интерактивный класс; давайте кабинеты раскрасим, чтобы визуализация была, давайте ещё что-то попробуем», — звучало жёсткое: «Нет».