Интервью с директором Русского музея Владимиром Александровичем Гусевым

• Владимир Александрович, каково, на ваш взгляд, предназначение музеев? Какую роль они играют в современном мире?

В жизни каждого человека в определенный период появляется потребность оглянуться на пройденный путь и что-то понять. (В общем-то, это признак зрелости, хотя можно посчитать его и признаком старения.) Появление современных музеев, на мой сугубо дилетантский взгляд, связано с тем же. Они возникли тогда, когда у общества и человечества появилась потребность посмотреть назад, потребность к самопознанию и самосознанию. В этом смысле они совершенно не похожи на древние мусейоны, которые, насколько мы можем знать, были философско-культурными и познавательными центрами. Все современные музеи рождались на протяжении последних двух-трех столетий. С точки зрения истории это не так уж много. Неслучайно и сегодня появление нового музея не проходит просто. К примеру, все время говорят о необходимости создания музея современного искусства. А что такое музей современного искусства? Мне лично непонятно. Центр может быть, галерея может быть, а музей современного искусства завтра станет музеем вчерашнего дня. В свое время и Третьяковская галерея была музеем современного искусства.

0
0
0
s2sdefault
vk button
powered by social2s

Интервью с новгородским художником-керамистом Верой Павловной Коневой

Есть дома, где видишь шторы, мебель и ковры; есть такие, где главное место занимают книги. А в этом доме, кроме его хозяев, много жителей. Заходишь в маленькую квартирку на первом этаже старого-престарого домика сразупослевоенной постройки, спрятанного за стеной Знаменского собора, — и необъятные просторы перед тобой распахиваются: обнимает руками полнеба снежно-белый жрец в молчаливом мире; с полного ветром паруса ладьи под стенами зачарованного града падает — и никогда не упадет — огненная птица; древние боги взирают на тебя сурово и милостиво; дева с цветами в косах улыбнется одними глазами; клубятся облака над бушующим морем. И летит душа в неведомые дали, замирает сердце от раскрывающейся красоты минувшего — или вечно живого? — мира.

0
0
0
s2sdefault

Гость нашего журнала — автор и ведущая циклов музыкальных программ и концертов, Заслуженный деятель искусств России, Лауреат премии Правительства Москвы Светлана Викторовна Виноградова. Человек, который для многих поколений проложил дорогу к классической музыке, познакомил и подружил с миром прекрасного и продолжает это делать сейчас.


Человек — создание, у которого глаза
обращены к небу, не забудьте!

• Светлана Викторовна, пожалуйста, скажите, кто ваши учителя в музыке, ваши учителя-композиторы?
Это очень трудный вопрос. Ведь под словом «учитель» подразумевается не только тот, кто сообщает сумму сведений, но прежде всего учитель-наставник. Тот, кто помогает тебе выйти на тропу жизни. Ты можешь идти по жизни в темноте, по проселку, в чаще леса или отсиживаться в кустах — у тебя есть возможность выбрать, каким путем ты пойдешь. И если ты нужным образом сложен, экипирован, направлен, то будешь выбирать для себя не торный, а трудный путь, неизвестный другим людям. Будешь стараться, чтобы тебе было труднее.

0
0
0
s2sdefault

Интервью с господином Таши, руководителем Центра тибетской культуры и информации в Москве

• Уважаемый господин Таши, нам бы очень хотелось, чтобы люди России, наши читатели больше узнали о Далай-ламе как о человеке и духовном учителе тибетского народа, о тех ценностях, которые он защищает. У нас много вопросов. И, если позволите, первый: Его Святейшество обвиняют в том, что это он режиссировал акции протеста в Тибете. Как он реагирует на эти обвинения? Какова его позиция?
Такие вопросы крайне важно обсуждать, потому что достоверная информация о Тибете довольно редко попадает в Россию. Единственный ее источник сейчас — сайт «Сохраним Тибет», который мы поддерживаем.
Конечно, та информация, которая поступает из Тибета сегодня, стала объективнее, а до 15 марта, до событий в Лхасе, в России можно было узнать только точку зрения китайской компартии. Мы очень обеспокоены этим, потому что, если люди получают одностороннюю информацию, у них создается неправильное представление о том, что происходит в Тибете.
Наш долг — дать настолько объективную информацию, насколько это возможно. И у нас нет абсолютно никаких мотивов говорить вам неправду. Журналисты могут сами провести расследование — Его Святейшество всегда подчеркивает, что на них лежит огромная ответственность за то, чтобы доносить правильную информацию до людей. Он обычно шутит, что у журналистов должен быть длинный нос, чтобы все вынюхивать. Когда в прессе появляется объективная, настоящая информация, это очень радует.

0
0
0
s2sdefault

Как-то в одном нашем разговоре Шамиль Гимбатович Алиев размышлял о том, как нужно затачивать карандаш. Слишком обнажишь грифель — он сломается, оставишь чуть-чуть — получится некрасиво. «И что ты красивого напишешь, если некрасивым карандашом писать будешь?»
Потом несколько дней я только о карандашах и думала. А когда поделилась своими «карандашными» открытиями с другом, то оказалось, что красота — критерий эффективности не только для Шамиля Гимбатовича. У друга в институте был необычный профессор. Принесли ему однажды студенты инженерный проект. Профессор на проект посмотрел и сказал: «Это работать не будет». Студенты в недоумении… Просили цифры проверить, уверяли, что все правильно должно быть. Но профессора не переубедили: «Зачем цифры считать, я же вижу: некрасиво».
Что же это за видение такое? И почему одни видят, а другие нет? И при чем здесь математика?

0
0
0
s2sdefault

О традиционном японском образовании рассказывает наш гость Виктор Петрович Мазурик, один из лучших в России специалистов по японской культуре, человек, знающий о Японии все и даже больше.

• Виктор Петрович, Япония — удивительная страна, каким-то чудом сохраняющая древние культурные традиции при самых современных достижениях науки и техники. Опыт, бесспорно, уникальный. Может ли он быть чем-то полезен нам, особенно в сфере образования?
Дело в том, что любая восточная культура развивается иначе, чем западная. Восточные страны не пытались автоматически переносить к себе те социально-экономиче-ские законы, с которыми они сталкивались на Западе. Они говорили об азиатском преимущественно эволюционном пути развития в противовес революционному западному. На Западе любая новая структура как на государственном, политическом, экономическом, так и на культурном уровне рождается, словно бы отталкиваясь от предшествующей ступени, противопоставляя себя опыту прошлого, преодолевая его. В восточной культуре этого пафоса преодоления и отталкивания просто нет. Японская культура в этом смысле классическая восточная культура: в ней новое прорастает через старое, не только его не отменяя, но даже не устраняя его присутствия во всей полноте в настоящем.

0
0
0
s2sdefault

23 января исполняется 110 лет со дня рождения Сергея Михайловича Эйзенштейна. Мы попросили рассказать о Мастере директора Музея кино Наума Ихильевича Клеймана. Наша встреча состоялась в Музее-квартире Эйзенштейна, хранителем которой долгие годы является Наум Ихильевич. Здесь каждый предмет рассказывает свою маленькую историю, а все, кто волею случая попадают сюда, чувствуют себя как дома.

0
0
0
s2sdefault

У нас в гостях известный польский режиссер, классик мирового кино Кшиштоф Занусси

•Пан Занусси, вы знаменитый режиссер, педагог, физик, философ, общественный деятельѕ А кто вы сам для себя?
У меня, как и у каждого человека, в жизни много разных ролей, и они постоянно пересекаются. Я, конечно, немного педагог и немного философ, общественный деятель, прежде всего художник, а вообще — человек.

0
0
0
s2sdefault

Мы встретились с доктором биологических наук, профессором МГУ Владимиром Леонидовичем Воейковым, чтобы поговорить о воде, которая и в XXI веке остается для ученых загадкой из загадок. Правда, о воде говорили меньше всего.

•Владимир Леонидович, что это за феномен такой — вода?
Под одним и тем же словом разные люди подразумевают совершенно разные явления. Например, есть дистиллированная вода, пресная вода, морская вода, физики сегодня увлеклись компьютерным моделированием воды. Обычно люди характеризуют воду, предполагая, что это мириады молекул Н2О плюс что-то в ней растворенное. Меня же интересует вода, которая имеет отношение к жизни, поскольку все, что мы называем жизнью, в первую очередь, и есть вода.

0
0
0
s2sdefault

Две книги, вышедшие недавно под общим названием «Воскресение тамплиеров», породили множество споров. Новый взгляд на историю Ордена Храма вызвал у одних читателей протест, для других оказался толчком к более глубокому проникновению в суть рыцарства. В любом случае, споры вокруг книг — свидетельство их неординарности, поэтому сегодня мы беседуем с автором «Воскресения тамплиеров» Виктором Владиленовичем Смирновым.

•Виктор Владиленович, с чего начался ваш интерес к Ордену тамплиеров?
Еще в отрочестве я услышал от сестры легенду о Граале, о крови Христа. Потом в юности в Пушкинском музее увидел статую короля Артура и, как Парсифаль, чуть было не упал на колени, словно узнал что-то близкое. Исследуя литературные произведения о Граале, пришел к выводу, что их герои были реальными людьми. Литературные герои Грааля связаны с историческими тамплиерами — я находил все больше подтверждений этому. А когда лет 15 назад появились книги о тамплиерах, начал уже детально изучать тему.

0
0
0
s2sdefault