Философия наглядно. Как стать лучшеДо появления материализма ни одно учение не ограничивало существование человека только физическим телом. Например, в Древней Индии человек представлялся существующим на семи планах природы, а в Древней Греции человек представлялся состоящим из трех основных частей: духа (nous), души (psyhe) и тела (soma). Nous — это бессмертная составляющая человека, средоточие его опыта и потенциалов. Soma — инструмент, позволяющий духу проявиться в материи. Задача же души — стать связующим звеном, позволяющим этому осуществиться. Человек не может изменить дух и тело, но он в состоянии превратить свою душу в более чистый проводник.

Власть разума над материейГоспода, я вынужден извиниться, что помещение оказалось недостаточно просторным и что мы должны закрыть двери, чтобы избавиться от шума... Но поскольку наша сегодняшняя тема касается власти разума над материей, лучшее, что мы можем сделать, — это абстрагироваться немного от нашего физического мира и постараться уделить какое-то время нашей теме. Я буду говорить недолго, как всегда, и постараюсь изложить некоторые основные идеи, некоторые ключевые моменты этой темы, а потом, если пожелаете, можно будет задать вопросы. Вы и сами знаете, что о власти разума над материей можно было бы говорить много, вести длинные рассуждения, но мне кажется, что все мы немного устали от споров и от множества слов, которые не имеют практического применения. Именно поэтому я позволю себе обозначить те практические моменты, которые позволили бы на самом деле познакомиться с темой.

Нужно ли мудрому быть богатым?Бытует мнение, что стремление к мудрости рано или поздно приводит человека к отказу от материальных благ — его все больше манят блага духовные. Но с другой стороны, мудрость всегда подразумевает жизненный опыт, а значит, и способность обеспечить себя материально. Так нужно ли мудрому человеку стремиться к материальному благосостоянию?

«Есть на свете один важный, но совсем будничный секрет. Все люди к нему причастны, каждый его знает; но только немногие о нем думают. Многие просто принимают его к сведению, ни капли ему не удивляясь. Секрет этот — время.

Для измерения времени созданы календари и часы, но от них мало толку, потому что каждый знает, что один час может показаться вечностью и вместе с тем промелькнуть как мгновение — смотря по тому, что за этот час пережито.
Ведь время — это жизнь. А жизнь обитает в сердце».
Михаэль Энде «Момо»

Фразы типа «у меня нет времени», «мне сейчас некогда заниматься этим», «я ничего не успеваю» — неотъемлемая часть нашей жизни. Мы погружаемся в изучение тайм-менеджмента, лишь бы научиться экономить время и использовать его более эффективно. Мы боимся потерять и упустить время своей жизни. А что такое время? Можно ли его сэкономить? Какое время можно считать потерянным, а какое нет?

Не знаю, как складывались взаимоотношения со временем у вас, дорогие читатели, но мне они всегда давались непросто. Времени никогда не хватало и казалось, что я ничего не успеваю. Апогей пришелся на то время, когда я окончила университет и начала работать, при этом готовясь к защите диссертации и имея параллельно несколько добровольческих проектов, которые на тот момент уже были неотъемлемой частью моей жизни.

Конечно же, я попробовала планировать свои дела, вести ежедневник, составлять списки дел на каждый день. Но (наверное, это многим читателям знакомо) это только усилило давление, потому что списки постоянно росли и приводили меня в еще большее отчаяние.

Среди моих знакомых в то время появилась одна дама, которая поражала меня своим спокойствием и тем, как много она всего успевает. С ней у меня навсегда связалась фраза «Торопись медленно». Ее пример меня очень вдохновлял, хотелось достичь того же — научиться быть эффективной и в то же время не чувствовать себя загнанной лошадью, иметь возможность спокойно общаться с друзьями, не перебирая в этот момент в уме, что я еще не успела сделать.

И в один прекрасный день благодаря друзьям для меня открылся мир тайм-менеджмента. Нет, я не скажу, что жизнь моя с тех пор полностью изменилась, но тогда мне это очень помогло остановиться и увидеть, как прекрасен мир вокруг. И в разные периоды жизни я использовала эти методы то более, то менее интенсивно. Но все-таки инструмент был освоен, и теперь при необходимости я всегда к нему возвращаюсь.

В этой статье мы попытаемся выяснить, что такое время и почему оно держит нас в плену; что мы можем сделать для того, чтобы не быть в постоянной зависимости от этого жестокого и беспощадного владыки, который чаще всего является нам в образе небольшой и безобидной вещицы — часов, которые мы носим на руке. 

Когда речь идет о великих координатах, управляющих человеком и определяющих его место в рамках сущего, мы говорим о времени и пространстве. В каком пространстве мы развиваемся? Сколько времени продлится наше существование? Хотя пространство и время остаются для нас важнейшими координатами, нам стало тесно в них. При этом мы забываем, что они проявляются также (хотя и в несколько ином виде) в других измерениях, на других планах, в других формах бытия, также присущих человеку.

«Не могу окончательно уяснить себе цели своего дневника, да и цели дневника вообще. Для чего он? Для потомков? Для последнего тома собраний сочинений? Для самого себя, чтобы прочесть на старости лет? Или, наконец, просто тренировка памяти и ума? Без ясной цели, без определенно поставленной задачи нельзя начинать даже самое мало-мальское дело», — эту запись в своем дневнике сделал актер Георгий Бурков в 25-летнем возрасте. Эти же вопросы ставит перед собой каждый человек, начинающий вести дневник.
Как и почему начинают вести дневники? Какова история их появления?

Верите ли вы, что видите мир таким, какой он есть? Или согласны с Антуаном де Сент-Экзюпери, который говорил, что в действительности все не так, как на самом деле?


Большую часть информации о внешнем мире мы воспринимаем через зрение, но можно ли всецело полагаться него? Ведь мы знаем, что существуют зрительные иллюзии, что они имеют физиологические основы и связаны с тем, как организован зрительный анализатор человека.
«Иллюзия» в переводе с латыни — «ошибка, заблуждение». Может ли зрительная иллюзия привести, в свою очередь, к иллюзии психологической? Могут ли особенности зрительного восприятия мира внешнего отразиться на особенностях нашего внутреннего мира, на нашем мышлении и мировоззрении? И вообще, как связаны между собой зрительное восприятие реальности и та картина мира, которую мы у себя формируем?

«Значит, нужные книги ты в детстве читал»

На книгах Аркадия и Бориса Стругацких выросли целые поколения советских, постсоветских и просто читателей. В 60-70-е годы ХХ века отрывки из их произведений цитировали наизусть, и это знание в среде думающих, ищущих, читающих людей превратилось в настоящую систему распознавания: «свой» перед тобой или «чужой»…

Было время, когда они практически не издавались и книги переписывали от руки, начитывали на магнитофон, за одну ночь, потому что утром надо было уже возвращать тайком переданную рукопись…

Значительно позже, когда ушел из этого мира сначала старший из братьев Аркадий, а потом и Борис, многие стали говорить, что они перевернули мировоззрение целых поколений, что с их уходом закончилось в нашей жизни что-то очень важное, какая-то незыблемая нравственность, что это конец эпохи…

Давайте начнем с небольшого теста.
Скажите, удовлетворены ли вы тем, как вас понимают окружающие? Всегда ли вам хватает слов, чтобы выразить мысль или переживание? Довольны ли вы ясностью, четкостью и последовательностью своих высказываний?
Если хотя бы на два из этих вопросов вы ответили утвердительно, дальше можете не читать. Ну, разве так только, для интереса.
А если вы не совсем довольны тем, как вас понимают, или совсем недовольны — скажите, а много ли мы делаем, чтобы было по-другому?
Осмелимся утверждать, что делаем мы мало или почти ничего.
Общение, взаимопонимание — это МОСТ, который мы возводим кирпичик по кирпичику (а вот разрушить можем одним неловким словом). Есть ли какие-то правила этого строительства?
Есть конечно. И они всем прекрасно известны. Не претендуя на полноту и всеохватность, напомним несколько нехитрых секретов, упражнений и даже игр.