Издавна известна поговорка: «Посеешь поступок — пожнешь привычку, посеешь привычку — пожнешь характер, посеешь характер — пожнешь судьбу». Но немногие задумываются о том, что надо посеять, чтобы вырос поступок. Философские традиции Востока и Запада — опыт, накопленный человечеством, — говорят о необходимости работать со своим умом, очищать его, прояснять, потому что именно он влияет на наши действия. Наши мысли рождают наши поступки и, соответственно, характер, а это в свою очередь влияет на нашу судьбу.

Философия наглядно. Как развить в себе добродетельАристотель считал, что добродетель есть середина — середина между крайностями. Относительно любого качества существуют три душевных состояния, два из которых порочны: одно — в силу избытка, другое — в силу недостатка. И только третье, расположенное между этими двумя крайними точками, является похвальным. Например, относительно бесстрашия избытком будет безрассудная отвага, недостатком — трусость, а серединой — мужество. Речь, конечно же, идет не об арифметическом вычислении середины, а о понимании, что именно крайности, крайние проявления порочны. А добродетель обретается уходом от этих крайностей, к которым, согласно Аристотелю, его постоянно влечет стремление получить удовольствие.

Философия наглядно. Как стать лучшеДо появления материализма ни одно учение не ограничивало существование человека только физическим телом. Например, в Древней Индии человек представлялся существующим на семи планах природы, а в Древней Греции человек представлялся состоящим из трех основных частей: духа (nous), души (psyhe) и тела (soma). Nous — это бессмертная составляющая человека, средоточие его опыта и потенциалов. Soma — инструмент, позволяющий духу проявиться в материи. Задача же души — стать связующим звеном, позволяющим этому осуществиться. Человек не может изменить дух и тело, но он в состоянии превратить свою душу в более чистый проводник.

Власть разума над материейГоспода, я вынужден извиниться, что помещение оказалось недостаточно просторным и что мы должны закрыть двери, чтобы избавиться от шума... Но поскольку наша сегодняшняя тема касается власти разума над материей, лучшее, что мы можем сделать, — это абстрагироваться немного от нашего физического мира и постараться уделить какое-то время нашей теме. Я буду говорить недолго, как всегда, и постараюсь изложить некоторые основные идеи, некоторые ключевые моменты этой темы, а потом, если пожелаете, можно будет задать вопросы. Вы и сами знаете, что о власти разума над материей можно было бы говорить много, вести длинные рассуждения, но мне кажется, что все мы немного устали от споров и от множества слов, которые не имеют практического применения. Именно поэтому я позволю себе обозначить те практические моменты, которые позволили бы на самом деле познакомиться с темой.

Нужно ли мудрому быть богатым?Бытует мнение, что стремление к мудрости рано или поздно приводит человека к отказу от материальных благ — его все больше манят блага духовные. Но с другой стороны, мудрость всегда подразумевает жизненный опыт, а значит, и способность обеспечить себя материально. Так нужно ли мудрому человеку стремиться к материальному благосостоянию?

«Есть на свете один важный, но совсем будничный секрет. Все люди к нему причастны, каждый его знает; но только немногие о нем думают. Многие просто принимают его к сведению, ни капли ему не удивляясь. Секрет этот — время.

Для измерения времени созданы календари и часы, но от них мало толку, потому что каждый знает, что один час может показаться вечностью и вместе с тем промелькнуть как мгновение — смотря по тому, что за этот час пережито.
Ведь время — это жизнь. А жизнь обитает в сердце».
Михаэль Энде «Момо»

Фразы типа «у меня нет времени», «мне сейчас некогда заниматься этим», «я ничего не успеваю» — неотъемлемая часть нашей жизни. Мы погружаемся в изучение тайм-менеджмента, лишь бы научиться экономить время и использовать его более эффективно. Мы боимся потерять и упустить время своей жизни. А что такое время? Можно ли его сэкономить? Какое время можно считать потерянным, а какое нет?

Не знаю, как складывались взаимоотношения со временем у вас, дорогие читатели, но мне они всегда давались непросто. Времени никогда не хватало и казалось, что я ничего не успеваю. Апогей пришелся на то время, когда я окончила университет и начала работать, при этом готовясь к защите диссертации и имея параллельно несколько добровольческих проектов, которые на тот момент уже были неотъемлемой частью моей жизни.

Конечно же, я попробовала планировать свои дела, вести ежедневник, составлять списки дел на каждый день. Но (наверное, это многим читателям знакомо) это только усилило давление, потому что списки постоянно росли и приводили меня в еще большее отчаяние.

Среди моих знакомых в то время появилась одна дама, которая поражала меня своим спокойствием и тем, как много она всего успевает. С ней у меня навсегда связалась фраза «Торопись медленно». Ее пример меня очень вдохновлял, хотелось достичь того же — научиться быть эффективной и в то же время не чувствовать себя загнанной лошадью, иметь возможность спокойно общаться с друзьями, не перебирая в этот момент в уме, что я еще не успела сделать.

И в один прекрасный день благодаря друзьям для меня открылся мир тайм-менеджмента. Нет, я не скажу, что жизнь моя с тех пор полностью изменилась, но тогда мне это очень помогло остановиться и увидеть, как прекрасен мир вокруг. И в разные периоды жизни я использовала эти методы то более, то менее интенсивно. Но все-таки инструмент был освоен, и теперь при необходимости я всегда к нему возвращаюсь.

В этой статье мы попытаемся выяснить, что такое время и почему оно держит нас в плену; что мы можем сделать для того, чтобы не быть в постоянной зависимости от этого жестокого и беспощадного владыки, который чаще всего является нам в образе небольшой и безобидной вещицы — часов, которые мы носим на руке. 

Когда речь идет о великих координатах, управляющих человеком и определяющих его место в рамках сущего, мы говорим о времени и пространстве. В каком пространстве мы развиваемся? Сколько времени продлится наше существование? Хотя пространство и время остаются для нас важнейшими координатами, нам стало тесно в них. При этом мы забываем, что они проявляются также (хотя и в несколько ином виде) в других измерениях, на других планах, в других формах бытия, также присущих человеку.

«Не могу окончательно уяснить себе цели своего дневника, да и цели дневника вообще. Для чего он? Для потомков? Для последнего тома собраний сочинений? Для самого себя, чтобы прочесть на старости лет? Или, наконец, просто тренировка памяти и ума? Без ясной цели, без определенно поставленной задачи нельзя начинать даже самое мало-мальское дело», — эту запись в своем дневнике сделал актер Георгий Бурков в 25-летнем возрасте. Эти же вопросы ставит перед собой каждый человек, начинающий вести дневник.
Как и почему начинают вести дневники? Какова история их появления?

Верите ли вы, что видите мир таким, какой он есть? Или согласны с Антуаном де Сент-Экзюпери, который говорил, что в действительности все не так, как на самом деле?


Большую часть информации о внешнем мире мы воспринимаем через зрение, но можно ли всецело полагаться него? Ведь мы знаем, что существуют зрительные иллюзии, что они имеют физиологические основы и связаны с тем, как организован зрительный анализатор человека.
«Иллюзия» в переводе с латыни — «ошибка, заблуждение». Может ли зрительная иллюзия привести, в свою очередь, к иллюзии психологической? Могут ли особенности зрительного восприятия мира внешнего отразиться на особенностях нашего внутреннего мира, на нашем мышлении и мировоззрении? И вообще, как связаны между собой зрительное восприятие реальности и та картина мира, которую мы у себя формируем?